КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ ШВОВ
Контроль качества сварных швов бывает предварительный, промежуточный и окончательный.
Предварительно контролируют соответствие основного металла, электродной проволоки, электродов, защитных газов, флюсов и других материалов требованиям стандартов, сертификатов и заводских документов.
- В процессе промежуточного контроля проверяют качество подготовки кромок, правильность сборки согласно технологическому процессу, состояние сварочного оборудования и приспособлений, а также соблюдение режимов, последовательность выполнения операций и выборочно производят внешний осмотр сварных швов.
Окончательный контроль качества сварки производится после завершении сварочных работ.
Сварка цветных металлов требует от сварщика высокой теоретической и практической подготовки. Поэтому к выполнению работ по сварке и наплавке цветных металлов допускаются только сварщики, которые прошли специальную подготовку и аттестованы на право выполнения таких работ.
Сварные соединения проверяют внешним осмотром, механическими испытаниями контрольных образцов, металлографическими исследованиями, химическим анализом, просвечиванием рентгеновскими и гамма-лучами, с помощью ультразвука и другими способами.
Внешним осмотром невооруженным глазом или с помощью лупы выявляют наружные дефекты. Металлографические исследования производят засверловкой с последующим травлением и осмотром внутренней поверхности. При необходимости (предусмотрено техническими условиями на изделие) производят полные металлографические исследования. Для этого готовят макро - и микрошлифы из контрольных пластин или непосредственно из сварных соединений. Для выявления макроструктуры алюминия и его сплавов применяют трави - тель состава, %: H3Pt>4— 4, HN03— 24 и НС1— 72.
После шлифовки и полировки на кругах в мыльной или тальковой пасте травят составом, %: Н3Р04— 10, HN03— 15, НС1— 25 и дистиллированная вода — 50. Время травления — до полного выявления макроструктуры. Выявление макроструктуры меди и ее сплавов производят в водном растворе надсернокислого аммония (NHJ^Og или в травителе состава: FeCl3— 5 г, К3Сг207— 10 г и дистиллированная вода — 50 мл. Время травления 5—10 с при температуре раствора 50—60 °С. '
Механические испытания сварных соединений или металла шва производят на образцах, изготовленных из контрольных пластин или вырезанных непосредственно из сварного соединения, согласно техническим условиям на изделие и ГОСТ 6996—66. Для механических и коррозионных испытаний швов изделий ответственного назначения контрольные пластины должны быть одной плавки со свариваемым металлом, сварочная или присадочная проволока должна быть также одной плавки, плавленные флюсы одной выплавки, а керамические флюсы одной партии с теми, которые расходуются на сварку контролируемых изделий.
Химическим анализом устанавливают соответствие состава основного металла, металла шва и наплавленного металла техническим условиям. Рентгеновскими и гамма-лучами обнаруживают'поры, полости, трещины, шлаковые'включения и непровары. Максимальная толщина металла, контролируемая рентгенопросвечиванием, составляет 100 мм, а гамма-лучами — до 350 мм.
На непроницаемость сварные швы испытывают сжатым воздухом, керосиновой пробой, гидравлическим способом и др. При испытании сжатым воздухом в испытуемую емкость нагнетают сжатый воздух до давления, указанного в технических условиях на его изготовление, а снаружи швы покрывают мыльным раствором. Дефектные места определяют по наличию мыльных пузырей.
Керосиновой пробой испытывают сварные швы изделий, работающих без избыточного давления. При этом сварные швы с внешней^тороны покрывают водным меловым раствором, а с внутренней — смачивают керосином. В случае дефектов на меловой стороне появляются керосиновые пятна. Контроль керосиновой пробой позволяет обнаруживать только сквозные дефекты.
Гидравлическим испытаниям подвергают сварные трубопроводы, сосуды и другие резервуары, работающие под давлением. Для этого все отверстия на изделии плотно закрывают заглушками и заполняют его водой. Гидравлическим прес
сом создают давление, в 1,5 раза превышающее рабочее, и выдерживают при таком давлении в течение времени, оговоренного в технических условиях на изделие. Затем уменьшают давление до рабочего и контролируют наличие запотевания и воды на поверхности сварных швов в местах сквозных дефектов.
Швы и наплавленный металл с внутренними трещинами, несплавлениями или шлаковыми включениями вырубают пневмозубилом или удаляют переносной механической фрезой с последующей их заваркой. Наружные трещины устраняют путем засверловки по краям, разделки под углом 60— 70° и заварки. Качество швов с отремонтированными дефектами контролируют вновь.