ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ И РЕСУРСА в МАШИНОСТРОЕНИИ
РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОРМОЗОВ И МУФТ НА СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Рассмотренные выше методы и средства испытаний триботехнических характеристик материалов используются и, в частности, при оценке рабочих характеристик тормозов и муфт. Расчетные методы базируются на системе триботехнических характеристик и свойств, определяемых экспериментально [42,44,45 и др.].
Ниже приведен метод расчета тормозов и муфт, являющихся высокона- груженными элементами. Метод предназначен для оценки эксплуатационных (рабочих) характеристик фрикционных материалов, а именно: величины и характера изменения по времени процесса торможения момента трения, скорости, нагрузки, температурного режима. При расчете определяются также продолжительность процесса, путь трения, стабильность момента трения и износ пар трения. Расчет может быть выполнен для однократного и повторно-кратковременного режимов работы узла.
Расчет проводится на основе системы уравнений тепловой динамики трения и изнашивания, в которой используются зависимости коэффициента трения /0?г) и интенсивности изнашивания I(&t) материалов пары тре
ния от температуры на фрикционном контакте, которая оказывает определяющее влияние на фрикционно-износные характеристики пары [42-49].
Система уравнений тепловой динамики трения и изнашивания (ТДТИ) отражает взаимообусловленность изменения всех параметров процесса трения при торможении (включении муфты) и связывает изменения скорости, коэффициента трения, нагрузки и температуры по времени торможения в зависимости от силовых и кинематических параметров процесса, конструктивных размеров фрикционных элементов, теплофизических, механических и фрикционно-износных свойств материалов пары.
В общем виде система уравнений ТДТИ для тормозов и муфт записывается так:
0) (2) |
Увщ = и 1 (ft. Vt, t, Сі),
Нвд - Vlift< Pft tfCi),
иск °вщ ивд |
(3) |
ft 31 ft ш |
(4) |
pt =т, |
(5) |
= &(ft>Pt> vck у dn Сз), |
(6) |
dr = dipf, Et, C4), |
(7) |
Et=E(dt, t, C5), |
(8) |
rt = Wt, ft, Pty»cКУ Со)у |
(9) |
Первые три уравнения задают изменение |
по времени скоростей веду- |
щей ивщ, ведомой частей и вд и относительной скорости скольжения иск в зависимости от переменного коэффициента трения ft, нагрузки Pt, моментов инерции и характеристики привода. Уравнение (4) задает зависимость коэффициента трения от температуры фрикционного контакта, которая получается на образцах фрикционных материалов. Выражение (5) задает изменение нагрузки Pt на номинальный контакт по времени при торможении, (6) — связывает изменение температуры фрикционного контакта &t со скоростью скольжения, нагрузкой, коэффициентом трения, диаметром фактического пятна касания dr [8, 20, 42], теплофизическими свойствами материалов пары, повторностью работы и характером охлаждения. Формула (7) связывает изменение диаметра пятна касания с механическими свойствами материалов, которые вводятся в расчет переменными от температуры (8). Уравнение (9) задает изменение износа фрикционного элемента по времени в зависимости от температуры, фрикционного контакта, нагрузки, коэффициента трения, скорости. (Система уравнений для режима чистого торможения получится из приведенной как частный случай при v Вд = о ) Данные по зависимости коэффициента трения и интенсивности износа от температуры получаются при испытаниях на фрикционную теплостойкость на образцах материалов пары по стандартной методике (ГОСТ 23.210-80) на серийно выпуокаемой машине трения УМТ-1 или ИМ-58 [42, 43, 45, 46, 48]. Типичный вид зависимостей коэффициента трения и интенсивности износа от температуры для двух различных типов материалов приведен на рис. 24. Эти зависимости дляиспользо - ваниия в расчетах в системе ТДТИ аппроксимируются с помощью функций вида
т = /о |
(Ю) |
К -
TOC o "1-5" h z [*3(0,-Оті)12 + 1 [*5(<?,-^2)]2 + 1,
О, D,
1 7° Р + [O3(0f-^i)]2+l+ [DsOV-O^^ + lJ ’ (П)
которые позволяют легко описывать зависимости от / и / =const (Д> = = Z)4 = 0, Д > 0) до зависимостей/(0f) и /(0f) с двумя экстремумами [44,45,47].
Метод расчета рабочих характеристик тормозов и муфт с помощью систем уравнений ТДТИ является оригинальным. Схема расчета и прогнозирование рабочих характеристик тормозов и муфт с помощью си-
191
Рис. 25. Схема расчета и прогнозирования рабочих характеристик тормозов и муфт с помощью систем уравнений ТДТИ и применением ЭВМ |
Рис. 24. Зависимость коэффициента трения и интенсивности изнашивания от температуры 1 — спеченый порошок, материал ФМК-11, 2 — фрикционный асбополимерный материал ФК-24А в паре с легированным чугуном |
стемы уравнений ТДТИ с применением ЭВМ и реализация результатов расчета представлены на рис. 25.
Итак, на основе данных, известных на стадии проектирования (и их вариаций в допустимых для конструкции и режимов пределах), получаем данные о допустимых режимах эксплуатации для заданных материалов. Таким образом, обеспечивается рациональное проектирование, ускоряющее внедрение новых перспективных материалов, а также сокращение затрат и сроков на внедрение новых перспективных материалов и новых перспективных конструкций в производство.
Этот метод расчета используется успешно в различных задачах машиностроения и транспорта, в том числе и для скользящих токосъемных устройств. Некоторые прикладные результаты работ в области тепловой ди-
Рис. 26. Схемы испытуемых образцов, используемых на машине КТ-2 |
Рис. 27. Зависимость диаметра пятна износа и величины коэффициента трения от объемной температуры смазочной среды 1 — этилполисилоксановая жидкость, 2 — то же + 1,5-процентная сернисто-фосфористая присадка, 3 — то же + 1,5-процентная сернисто-бариевая присадка |
намики трения и износа переданы по научно-техническому контракту в ГДР, успешно используются они в ряде других стран [48,49].
Машина КТ-2 для оценки температурной стойкости смазочных материалов при трении. Предназначена для определения в лабораторных условиях способности смазочных материалов предохранять поверхности трения от металлического контакта в условиях граничной смазки по температурному критерию при трении различных сочетаний материалов и различной геометрии контактирования (см. рис. 26).
Техническая характеристика
Числом оборотов шпинделя с верхним
образцом, об/мин
0,5-11 до 350 |
Рабочий диапазон нагрузок, кгс
Температура нагрева, ° С
Потребляемая электроэнергия электромотора
напряжение, В |
220 12 |
мощность, Вт для электронагрева |
220 330 420X365X300 15 |
напряжение, В
мощность, Вт Габариты машины, мм Масса, кг
Испытания проводятся при ступенчатом повышении температуры объема смазочного материала (через 15—20°С). Длительность испытания на каждой ступени повышения температуры 60 с. В процессе испытания на самописце регистрируются изменения силы трения. После испытания при заданной ступени повышение температуры производится измерение износа на нижних образцах при помощи микроскопа. Результаты испытания представляются в виде графиков зависимости коэффициента трения (f) и диаметра пятна износа (d, мм) от температуры д (рис. 27).
Машины КТ-2 нашли применение для оптимизации материалов поверхностей трения и смазочного материала нагруженных узлов машин и меха - нимов, а также при разработке новых смазочных материалов и присадок.
Метод стандартизован в СССР (ГОСТ 23.221-84) и в Болгарской Народной республике (БДС 14150-77). С его помощью оцениваются трибохимические, противозадирные и антифрикционные свойства смазочных материалов. Одна из модификаций машины для реализации указанного метода (МАСТ-1), выпускавшаяся Ивановским ПО ’’Точприбор”, награждена серебряной медалью ВДНХ.