ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ И РЕСУРСА в МАШИНОСТРОЕНИИ
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ДЕТАЛЕЙ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ НА ПРОЧНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Методы расчета зависят от характера изменения нагрузок во времени и могут быть разделены на три группы: при однократном, малоцикловом и многоцикловом нагружениях.
Расчеты на прочность при однократном нагружении основываются на ис - гользовании силовых, энергетических и деформационных критериев вязкого, квазихрупкого и хрупкого разрушений [4—6J. При этом учитывается существенное перераспределение напряжений и деформаций при упругопластическом состоянии, исходные механические свойства материала, особенности напряженно-деформированного состояния в зонах трещин в линейной и нелинейной постановке, характер диаграмм разрушения, связывающих размеры трещин с нагрузками.
В Институте машиноведения АН СССР [4-8] и других организациях разработаны деформационные критерии разрушения, т. е. по предельным нагрузкам, местным упруго пластическим деформациям, коэффициентам интенсивности напряжений и деформаций, по размерам дефектов типа трещин.
Основой расчета на прочность при однократном нагружении деталей с трещинами для небольших уровней предельных номинальных напряжений (0,3— 0,6 от предела текучести) является линейная механика разрушения, в которой используются коэффициенты интенсивности напряжений и их критические значения.
Во многих деталях, однако, уровень предельных номинальных напряжений в зонах трещин достигает или превышает предел текучести, а размеры пластических зон превышают размеры трещин, которые оказываются в пластически деформированных зонах деталей. Применительно к таким деталям использование методов линейной механики разрушения становится нео боснов анным.
В этих случаях определяется поле упругопластических деформаций и используются коэффициенты интенсивности деформаций [5]. Деформационные критерии и параметры нелинейной механики разрушения полагаются в основу расчетов на прочность на стадии проектирования. В нормативных документах [7, 8] описаны методы определения характеристик вязкости разрушения (трещиностойкости) при статическом и динамическом нагружении.
Расчеты на прочность при малоцикловом нагружении осуществляются на основе кривых малоциклового разрушения в деформациях (или условных упругих напряжениях) с учетом механических свойств материалов (прочности, пластичности, степени упрочнения в неупругой области при однократном и циклическом нагружении) и асимметрии цикла [4, 6,9].
В уточненных расчетах определяется кинетика напряженно-деформированного состояния по числу циклов с использованием обобщенных диа
грамм циклического деформирования. При нерегулярном нагружении используется деформационно-кинетический критерий накопления усталостных и квазистатических повреждений [6, 9], позволяющий выполнить расчеты на долговечность при малоцикловом нагружении.
Разработка и совершенствование методов испытаний на термическую (термомеханическую) малоцикловую усталость металлов и жаропрочных сплавов имеет существенное значение при получении базовых расчетных характеристик деформирования и разрушения материалов и является основой для: оценки несущей способности элементов теплонапряженных и высоконагруженных конструкций; обоснования выбора материала конструкций, работающих при термомеханическом и термоусталостном нагружениях; прогнозирования долговечности конструкций; оценки роли технологических факторов (литья, покрытия и т. п.).
Разработанный Институтом машиноведения метод проведения испытаний при термомеханическом и термоусталостном нагружениях [9], а также достижения в указанной области ведущих НИИ и промышленных организаций нашли отражение в методических рекомендациях [10, 11]. Указанные нормативно-технические документы охватывают весь комплекс вопросов, связанных с проведением испытания при термомеханическом и термоусталостном нагружении.
При многоцикловом переменном нагружении рассматривают стадию до образования первой макроскопической трещины усталости длиной 0,2—0,5 мм и стадию развития трещины от ее появления до окончательного разрушения [6,12].
Методы расчета усталостной долговечности по параметру вероятности разрушения до образования трещины основываются на оценке статистических характеристик сопротивления усталости и переменной эксплуатационной нагруженное™, на применении гипотез накопления усталостных повреждений и оценке вероятности разрушения до достижения заданной долговечности [4,12, 13,15].
В качестве статистических характеристик сопротивления усталости деталей при регулярном нагружении используют среднее значение предела выносливости детали при симметричном цикле ст_хя (выраженного в номинальных напряжениях), коэффициент вариации этой величины и„ и параметры кривой усталости: абсциссу точки перелома кривой усталости Л'с и параметр угла наклона левой ветви т. В тех случаях, когда требуется повышенная точность оценок надежности и долговечности, используют полные вероятностные диаграммы усталости [4, 6, 12], характеризующие связь между' амплитудой напряжений оа, числом циклов до появления трещины N и вероятностью разрушения Р, %.
Оценка величин а.. ] д и v а_ 1д для натурных деталей посредством прямых усталостных испытаний весьма затруднена и во многих случаях практически невозможна. В связи с этим актуальное значение приобретает разработка расчетных методов оценки характеристик сопротивления усталости.
Для оценки статистических характеристик сопротивления усталости деталей, в частности средних значений и коэффициентов вариации пределов выносливости, в Институте машиноведения АН СССР [12] разработана статистическая теория подобия усталостного разрушения, положенная в основу ГОСТ 25.504-82, посвященного оценке характеристик сопротивления усталости и согласованного с ним стандарта ГДР — TGL 19340.
Опыт промышленного применения методов статистической оценки характеристик сопротивления усталости, теоретические и экспериментальные исследования позволили распространить указанные методы на случаи расчета характеристик сопротивления усталости деталей сложной формы поперечного сечения с предельно острыми надрезами для чисел циклов в диапазоне 105 —107 на детали машин, изготовленные из легких сплавов.
Из указанной теории вытекает следующее уравнение подобия усталостного разрушения, описывающее семейство функций распределения пределов выносливости деталей различных форм и размеров при разных видах нагружения:
lg(£ - 1) = - vag в +UqS, где
_ <7-1даа q _ LjG _ 1 L
' 0,5o_і ’ ~ (I/G)о " 883 IP
aa — теоретический коэффициент концентрации напряжений; а, — предел выносливости гладкого лабораторного образца диаметром d0 = 7 $ мм; в - относительный критерий подобия усталостного разрушения, имеющий следующий смысл: если модель и деталь имеют различную форму, размеры и вид нагружения, но одинаковые значения 9, то их функции распределения пределов выносливости совпадают; G — относительный градиент первого главного напряжения в зоне концентрации; L — периметр или часть периметра рабочего сечения детали, прилегающая к зоне повышенных напряжений; ир — квантиль нормального распределения, соответствующий вероятности разрушения Р%; S — среднее квадратичное отклонение случайной величины lg (| — 1); i'a — параметр, зависящий от свойств материала.
Уравнение подобия подтверждено многочисленными испытаниями в ряде лабораторий [4, 6, 12, 14] и положено в основу создания новой системы справочной информации, вошедшей в ГОСТ 25.504-82, справочник [6], в отраслевые нормативные документы.
Статистические характеристики эксплуатационной нагруженности, необходимые для расчета на выносливость, получаются на основе обработки результатов тензометрирования. Рядом организаций (НАТИ, ИМАШ АН СССР, ВНИИНМАШ, ИМЕХ АН УССР, МАИ, ЗИЛ, ВИСХОМ) разработан ГОСТ 25.101-83, согласованный со стандартом ГДР, в котором изложены методы схематизации случайных процессов нагружения элементов машин и статистического представления результатов. Использование данных методов позволяет получить необходимую для расчетов статистическую информацию о нагруженности.
Анализ многочисленных экспериментальных данных по накоплению усталостных повреждений при нерегулярных режимах нагружения, опубликованных в мировой литературе, позволил показать [4, 6, 12], что известная линейная гипотеза накопления повреждений приводит в среднем к двух-пятикратному завышению расчетной долговечности по сравнению с экспериментальной (т. е. не в запас долговечности). На основе этого анализа в Институте машиноведения была разработана корректированная линейная гипотеза суммирования повреждений [4, 6, 12]. Эта гипотеза положена в основу вероятностных методов расчета на выносливость.
Объективной характеристикой надежности и долговечности элементов машин является функция распределения долговечности, характеризующая зависимость между вероятностью разрушения и наработкой в условиях эксплуатации. Знание этой функции необходимо для решения ряда практических задач: установления медианного и процентного ресурса, сроков между капитальными ремонтами, объема выпуска запасных частей и т. д.
Наиболее перспективным путем оценки функции распределения ресурса является оценка надежности и долговечности детали посредством расчетных и расчетно-экспериментальных методов на стадии проектирования и доводки опытного экземпляра машины. В Институте машиноведения АН СССР [4, 6, 12] разработаны вероятностные методы расчета надежности и долговечности, нашедшие применение в машиностроении и отраженные в учебной литературе, справочниках и методических указаниях [15].
Обобщение опыта применения вероятностных методов расчета показало их эффективность и перспективность. Применение вероятностных методов на основе использования экспериментальных и расчетных данных о нагрузках и прочности деталей машин позволяет выявить оптимальные конструктивно-технологические решения, способствующие повышению надежности и долговечности деталей машин с одновременным снижением их металлоемкости.
Расширение сферы использования вероятностных методов расчета привело к разработке ряда стандартов и методических указаний, регламентирующих расчеты и испытания на отдельных этапах оценки надежности и долговечности деталей машин.
Разработаны стандарты: по терминам и определениям — ГОСТ 23.207-78, по методам усталостных испытаний — ГОСТ 25.502.79, по методам определения расчетных характеристик сопротивления усталости — ГОСТ 25.504-82, по методам схематизации случайных процессов нагружения и статистического представления результатов — ГОСТ 25.101-83. В стадии разработки находятся проекты стандартов по методам формирования режимов стендовых испытаний и вероятностным методам оценки надежности и долговечности деталей машин.
Все указанные стандарты, действующие и разрабатываемые, согласованы с соответствующими стандартами ГДР. В разработке стандартов принимали активное участие специалисты организаций многих отраслей машиностроения и вузов: ВНИИНМАШ, НАТИ, ВИСХОМ, ВНИИстройдормаш, ЗИЛ, МАИ, МАТИ и др. Это обеспечивает их высокий научно-технический уровень и эффективность использования в промышленности.