ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ТЕХНОЛОГИЯ СВАРКИ ДРУГИМИ СПОСОБАМИ
Здесь прежде всего следует отметить электпрошлаковую сварку. Технология и аппаратура для ЭШС подобна таковой для вертикальной сварки в С02. В судостроении она может применяться при вертикальных монтажных стыках. Режимы этого способа сварки характеризуются сварочным током / , напряжением на шлаковой ванне Um, скоростью подачи электродной проволоки v и скоростью сварки г s.
Для относительно небольших толщин (до 50 мм) применяются автоматы с подачей одной электродной проволоки. Обычно применяют проволоку диаметром 3,0 мм, подаваемую без поперечных колебаний. Наиболее употребительна марка проволоки Св-10Г2С и флюсы марок АН-8, ФЦ-7, ОСЦ-45 и АН-348 (для сталей Ст4с, 09Г2, 10ХСНД). Следует отметить, что чем больше свариваемая толщина, тем более экономически выгодно применять ЭШС.
Для судостроения актуальна проблема приварки шпилек, количество и номенклатура которых на каждом корпусе судна весьма велика. Диаметры шпилек колеблются в пределах 4,0...14,0 мм, и приварка их ручной сваркой с полным проваром весьма трудоемка. Для увеличения производительности этого процесса при высоком качестве шва применяется полуавтоматическая приварка шпилек с флюсовой шайбой (рис. 7.7). Приварка производится с помощью специального пистолета. Флюсовые шайбы изготовляют из мелкомолотого флюса с замесом на жидком стекле с последующей сушкой и прокалкой.
Рис. 7.7. Схема приварки шпилек с применением флюсовых шайб: 1 - шпилька; 2 - флюсовая шайба |
При расплавлении флюсовой шайбы создается шлаковая защита расплавленного металла и обеспечивается хорошее формирование металла шва. При приварке тонкой обшивки (1,0...4,0 мм) к каркасу (и подобного рода конструкциям) может применяться точечная сварка под флюсом с проплавлением тонкого листа — так называемой электрозаклепкой.
Механизированная сварка под флюсом и в среде защитных газов имеет несколько разновидностей. В производственных условиях следует выбирать тот способ, который наиболее целесообразен для конкретного предприятия. Здесь учитывается как технический, так и экономический аспекты.
С технической точки зрения, вариант механизированной сварки выбирается в зависимости о г свариваемой толщины, расположения соединения в конструкции, наличия (или возможности приобретения) нужного сварочного оборудования. Если рассматривать автоматическую сварку под флюсом (как и в защитном газе), то здесь могут быть следующие основные варианты (для выполнения стыкового соединения).
Односторонняя сварка на весу производится тогда, когда не требуется провара всего сечения. Здесь подкладки какого-либо рода отсутствуют, и правильное и равномерное формирование шва зависит от величины и равномерности по длине зазора в стыке (обычно его величина равна 0,5 мм) и строгого соблюдения заданных режимов. При необходимости полного провара сечения при односторонней сварке применяется сварка на флюсовой подушке, на медной подкладке или, что наиболее рационально, на флюсо-медной подкладке (см. рис. 2.18). В том случае, если это не продиктовано какого-либо рода запретами, возможно применение остающейся стальной подкладки.
Существует также способ односторонней сварки на медном ползуне, перемещающемся вместе с автоматом на противоположной плоскости соединения. Специальным ножом через зазор между свариваемыми деталями ползун соединен с автоматом. Некоторое неудобство представляет то, что зазор должен быть открыт на всем протяжении стыка, а величина его строго выдерживается. Однако способ по сравнению с двухсторонней сваркой более производителен (в диапазоне толщин 6,0...18,0 мм), а значит и более дешев.