ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ВЛИЯНИЕ ТОЧНОСТИ ДЕТАЛЕЙ И ТОЧНОСТИ СБОРКИ СОЕДИНЕНИЙ КОНСТРУКЦИЙ ПОД СВАРКУ НА ВОЗМОЖНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Изготовление деталей корпуса судна с необходимой точностью является важной задачей. От качества ее решения зависят возможность появления последующих технологических операций сборки с большим или меньшим объемом пригоночных работ и необходимость ремонта сварных швов. Точность деталей оказывает непосредственное влияние на качество и трудоемкость изготовления и монтажа судовых корпусных конструкций, на конструктивные, технологические и эксплуатационные характеристики как отдельных элементов корпуса судна, так и всего судна.
Абсолютную точность деталей для последующей их сборки с другими деталями при изготовлении металлоконструкций обеспечить в процессе их изготовления невозможно. Поэтому на практике принято на номинальные размеры деталей устанавливать допускаемые отклонения или припуски, которые удаляются при выполнении последующих операций их сборки с другими деталями.
В машиностроении допуски на размеры деталей, как правило, являются окончательными, т. е. при сборке детален Друг с другом они не изменяются. Такие детали обладают большой жесткостью и изготавливаются с применением высокоточных технологий и оборудования (точение, фрезерование и др.). Сборка этих деталей является окончательной (завершающей) технологической операцией при изготовлении изделия, в результате которой оно приобретает возлагаемые на него эксплуатационные характеристики.
Аналогичный подход к деылям корпуса судна невозможен, гак как детали и собираемые из них конструкции не обладают достаточной жесткостью, применяемые технологические процессы изготовления детален (правка, гибка, механическая и тепловая разделительные резки) не обеспечивают необходимой точности заданных размеров.
Однако на размеры деталей корпуса судна назначаются допускаемые отклонения, что особенно важно для деталей, сопрягаемых с другими деталями. Они назначаются, исходя из условий возможности их исполнения с применением современных технологий и оборудования при изготовлении, а также из условия возможности выполнения последующих операций сборки и сварки конструкций. Но гарантия их качества достигается путем выполнения пригоночных работ при сборке и ремонта сварных швов.
Основными геометрическими параметрами деталей, влияющими на качество конструкций при последующих технологических операциях сборки и сварки, являются габаритные размеры и форма деталей, качество кромок деталей (прямолинейность или иная форма, конструктивные элементы разделки кромок под сварку, плоскостность и др.). Под прямолинейностью или иной (криволинейной) формой кромки детали понимается величина кромки в плоскости детали от заданного техническим документом. Значения этих параметров определяют величины зазоров, получаемых при их соединении с другими деталями под сварку. Под плоскостностью детали понимается расстояние от фактической поверхности плоской детали до прилегающей плоскости при контроле детали. Отклонение от плоскостности детали оказывает влияние на величину разностенности и величину смещений притуплений разделок кромок детален при сборке соединений! под сварку. Качество плоскостности детали обеспечивается при помощи предварительной правки стального проката и готовых деталей.
Отклонения от заданных габаритных размеров и форм деталей в их плоскости определяются разностью заданных значений и фактических размеров и формой кромок. Эти параметры оказывают влияние на качество сборки соединений под сварку (несоответствие габаритных размеров деталей и разделки кромок и др.).
I |
Габаритные размеры и форма плоских деталей зависят от качества технологий тепловой и механической резки. Отклонение от заданной формы гнутых деталей представляет собой расстояние от фактической поверхности детали до поверхности детали с заданной геометрической формой. Значения этих параметров оказывают влияние на величину разностенностей и смещений притуплений при сборке стыковых соединений и на величины зазоров при сборке тавровых соединений. Геометрическая форма гнутых деталей обеспечивается гибочными операциями.
Конструктивные элементы подготовки кромок деталей, подлежащих сборке и сварке с другими деталями, имеют большое значение для качества швов сварных соединений и эффективности изготовления конструкций. Качество кромок деталей без фасок под сварку обеспечивается преимущественно процессами тепловой резки на стационарных и переносных машинах и частично механической резки. Качество фасок под сварку, выполняемых на вырезанных деталях, как правило, обеспечивается тепловой резкой по разметке на переносных машинах и иногда при помощи механической обработки (строгание, фрезерование).
Допускаемые отклонения на размеры подаваемых на сборку деталей и допускаемые отклонения на параметры разделки кромок в собранном соединении не связаны между собой. Фактическая достижимая точность изготовленных деталей при применяемых технологических процессах и оборудовании ниже предъявляемой для обеспечения качественной сварки. Контроль собранной конструкции осуществляется визуально и с помощью измерений непосредственно перед сваркой.
Визуально контролируются правильность формы и расположения свариваемых кромок, качество подрубки корня шва, правильность расположения и количества прихваток, качество обработки и чистоты свариваемых кромок и поверхностей, прилегающих к ним, и т. п. При помощи измерений проверяют общий угол разделки кромок в соединении под сварку, правильность совмещения поверхностей деталей в стыковых соединениях, правильность совмещения поверхностей тавровых и угловых соединений с заданной поверхностью, правильность совмещения или величину смещения свариваемых кромок по корню шва и по поверхности соединения и др.,
руководствуясь при этом требованиями, изложенными в табл. 6.1- 6.3. В тех случаях, когда фактические размеры по отдельным параметрам не укладываются в установленные допустимые отклонения, производятся подгоночные работы (подрезка, подрубка, наплавка, поджатие и т. п.).
Сущность пригоночных работ заключается в том, что в составе собираемой конструкции выполняются дополнительные работы с целью доведения поступивших на сборку деталей до необходимых форм и размеров при помощи механической рубки, ручной тепловой резки, ручной дуговой сварки или тепловой строжки, в результате которых собранные соединения под сварку становятся пригодными для получения сварного соединения необходимого качества для заданного технологическим процессом способа сварки.
По причинам, вызвавшим необходимость выполнения пригоночных работ, и характеру применяемых технологических операций пригоночные работы можно условно разделить на два типа.
К первому типу пригоночных работ относятся технологические операции, которые вызываются недостаточным качеством правки и гибки деталей, низким качеством сборочных стендов и постелей и приводят при сборке стыковых соединений к недопустимым зазорам, разностенностям, смещениям притуплений и т. п. Эти пригоночные работы выполняются путем силового обжатия деталей до сведения кромок или их прижатия к сборочным стендам и постелям (или к набору) при помощи скоб, клиньев ручным способом или с использованием средств малой механизации.
Ко второму типу пригоночных работ относятся технологические операции, которые вызываются недостаточным качеством деталей по геометрическим параметрам (габаритные размеры, прямолинейность и конструктивные элементы подготовки кромок) и приводят при сборке стыковых соединений к недопустимым зазорам, углам разделки кромок, смещениям притуплений и т. п.
При сборке тавровых соединений могут иметь место пригоночные работы одновременно обоих типов. Например, для установленных значений волнистости и бухтииоватости плоских деталей разностенность в стыковом соединении может достигать 1,0...1,5 толщины металла, а зазоры в тавровом соединении - до 20,0 мм и более, что значительно превышает установленные требования сварки к сборке конструкций. Приведенные данные свидетельствуют о том, что при установленных допускаемых отклонениях на детали и сборочную оснастку невозможно обеспечить сборку стыковых и тавровых соединений, удовлетворяющих требованиям сварки. Опыт заводов показывает, что даже точно
им
изготовленные детали и узлы флоров, стрингеров, шпангоутов, шельфов переборок и платформ при сборке подрезаются и подгоняются к опорной поверхности обшивки по месту. Практически весь днищевой и бортовой набор секций вследствие отклонений в обшивке корпуса также подгоняется (подрезается).
Наибольшее значение в соединении под сварку имеет величина зазора, оказывающего решающее влияние на образование прожога или непровара при сварке. Особенно важно обеспечить необходимый зазор в стыковых соединениях, выполняемых автоматической и полуавтоматической сваркой под флюсом, который при сварке на весу допускается не более 1,0 мм. Для ручной сварки покрытыми электродами и полуавтоматической сварки в защитных газах стыковых соединений величина зазора допускается до 3,0 мм. Это положение объясняется различными значениями параметров режимов указанных процессов сварки. Ручная сварка покрытыми электродами и полуавтоматическая сварка в защитных газах выполняются на небольших значениях сварочного тока. Поэтому эти виды сварки обеспечивают небольшой объем расплавленного металла сварочной ванны, положением которого в свариваемом соединении сварщик легко управляет, что позволяет ему заварить практически любой зазор, не опасаясь прожога.
Процессы сварки под флюсом проходят при существенно больших значениях сварочного тока. Расплавленный металл вместе с расплавленным флюсом закрыт слоем флюса, и сваргцик в процессе сварки лишен тех возможностей влияния на формирование шва, которые имеются у сварщиков по другим открытым процессам сварки с меньшим объемом расплавленного металла. Поэтому при сварке под флюсом соединений с недопустимыми зазорами может образоваться прожог, а при больших притуплениях в разделке и пониженных сварочных токах возможно образование непровара.
Сопоставление требований к прямолинейности кромок деталей и к соединениям при их сборке под сварку показывает, что при сборке деталей с допустимыми отклонениями от прямолинейности зазор в соединениях под сварку может достигать значений 0,5.„2,5 мм, фактически до 60...80% длины стыкуемых кромок под сварку, что не удовлетворяет требованиям сварки под флюсом. При сборке тавровых соединений до 60...80% зазоров достигают значений 15,0...20,0 мм.
На качество сборки и сварки судокорпусных конструкций большое влияние оказывает качество применяемой оснастки (стенды, постели и т. п.). Погрешности горизонтальности и плоскостности сборочных стендов допускают отклонения от горизонтальности до 8,0 мм, отклонения от плоскостности рабочей поверхности стендов допускаются до 10,0 мм на длину секции. Допускаемые отклонения от плоскостности и горизонтальности сборочных стендов способствуют образованию разностенности в стыковом соединении и пригоночных работ при сборке конструкций.
Анализ приведенных в табл. 6.16 значений допускаемых отклонений на всех стадиях изготовления деталей корпуса судна свидетельствует о неизбежности пригоночных работ при сборке конструкций под сварку. Применение пригоночных работ (подрезки, подварки, поджатия и т. п.) при сборке конструкций, с одной стороны, исключает возможность образования прожогов и неггроваров. С другой стороны, приводит к изменению размеров конструктивных элементов разделки кромок и соответственно площади поперечного сечения в различных сечениях собранного стыкового соединения, что приводит к изменению размеров усилений сварных швов, увеличению расхода сварочных материалов, трудоемкости сварки и т. д.
Установлено, что уже на стадии подготовки исходных данных для изготовления копир-чертежей для стационарных машин тепловой резки закладываются возможные отклонения от номинальных значений габаритных размеров и прямолинейности кромок, превышающие значения допустимых отклонений у готовых деталей (табл. 6.17, 6.18). Кроме того, на указанные погрешности размеров деталей в последующем будут наложены погрешности, допущенные вычерчиванием копир-чертежей и, самое главное, погрешности, возникающие при вырезке деталей за счет погрешностей технологии и машин, а также за счет остаточных тепловых деформаций. Более высокая точность вырезаемых деталей достигается при использовании числовых программ, исходные данные для которых получены с математической модели, а также при вырезке деталей плазменным способом на машинах с ЧПУ (табл. 6.18).
Отклонение от заданных значений габаритных размеров деталей преимущественно происходит за счет погрешностей, вызванных недостатками машин и технологий, и в значительно меньшей степени за счет остаточных тепловых деформаций. При вырезке деталей кислородным способом на машинах с фотоэлектронным управлением типа “Одесса” погрешность по длине, ширине и суммарная для деталей составила +4,0 мм, а при вырезке деталей на машинах с ЧІІУ типа “Кристалл” первых выпусков погрешность по длине, ширине и суммарная для деталей, длина которых 5000 мм и более, а ширина 800 мм и более, составляет от -2.0 до +3,0 мм. При вырезке деталей на переносных машинах кислородным способом по разметке предельные отклонения от прямолинейности составляют 3,0.„4,0 мм, и причиной этого являются искривление направляющих, колебания полуавтомата при движении по направляющим, неточность установки резака по-
Допустимые отклонения па контролируемые параметры стальных судокорпусных деталей в процессе их изготовления и их влияние па образование пригоночных работ
Наименование технологических операций |
Наименование контролируемых параметров |
Допускаемые отклонения от номинальных значений |
Способствую) образованию пригоночных работ |
|
Правка стального проката |
|листового |
Местные искрив - ления (бухти* новатость) |
2-4 мм на 1,0 м длины, но не более 10 мм па всю длин} |
При сборке стыко - вых и тавровых соединений нутом силового обжатия |
профильного |
Местные искривления |
2 мм на 1,0 м, и о не более 8 мм на вею длину |
||
Механическая резка листового проката |
Габаритные размеры |
z,5 мм при длине до 2 м; ±2,5 мм при длине более 2 м |
При сборке стыковых соединений путем механн* ческой рубки, тепловой резки, наплавки и т. и. |
|
Ненрямодипей - иость стыкуемых кромок |
От г 1,0 до ±2.0 м в зависимости от длины детали |
|||
Тепловая резка (плазменная и кислородная) |
Габаритные размеры |
±1,0 мм при длине детали до 1.0 м. ±2,0 мм при лдине детали до 4.0 м; ±3,0 мм при длине детали до 4.0 м |
При сборке стыковых соединений путем ручной кислородной резки, механической рубки, наплавки, силового обжатия и т. п |
|
Угол разделки кромок |
±2,0" |
|||
Притупление |
±1,0 мм |
|||
Смещение притупления |
±1,0 мм |
|||
Гибка деталей |
цилиндрической и конической формы |
Зазор между деталью и шаблоном |
3,0-5,0 мм |
При сборке тавровых соединений путем силового обжатия |
парусовидной и других форм |
8,0-10,0 мм |
|||
Правка вырезаемых листовых деталей |
Отклонение от плоскости |
1,0-1,5 мм ври длине летали менее 1,0 м; 2,5 мм при длине детали более 1.0 м |
При сборке стыковых соединений путем силового обжатия и т. м. |
луавтомата по кернам разметки, выполнение резки за несколько установок направляющих, нарушение режимов резки, вследствие чего ширина реза получается больше допустимой.
Суммарные погрешпосш исходных данных для вырезки корпусных детален
|
Точность деталей, вырезанных механическими способами (по габаритным размерам и прямолинейности), также не удовлетворяет установленным требованиям. Точность гибки цилиндрических и конических деталей не удовлетворяет существующим допускам (3,0...4,0 мм); точность гибки деталей седлообразной и парусовидной формы близка к требованиям отраслевого стандарта (5,0...10,0 мм); точность гибки деталей сложной формы удовлетворяет требованиям отраслевого стандарта (4,0...8,0 мм).
Фактическая точность изготовления гнутых корпусных деталей складывается из следующих погрешностей, величина которых, по данным литературы и проведенным в производственных условиях экспериментальным замерам, составляет; при снятии размеров с плаза до +2 мм; при изготовлении деревянных шаблонов до ±2 мм; при самом процессе гиб-
Достижимая точность размеров крупногабаритных корпусных деталей при вырезке их тепловой резкой на стационарных машинах в зависимости от способов подготовки исходных данных
|
ки на прессах и в вальцах в зависимости от сложности кривизны деталей до ±(5,0...11,0) мм.
Опыт изготовления судовых корпусных конструкций с применением механизированных способов сварки под флюсом и в защитных газах свидетельствует о том, что необходимое качество сборки конструкций под сварку, как правило, достигается за счет пригоночных работ. Но они обусловлены недостаточной точностью деталей и низким качеством сборочных стендов и оснастки. Необходимое же качество сварных швов и соединений зачастую достигается после ремонта сварных швов с наружными (несоответствие размеров швов) и внутренними (поры, шлаковые включения и др.) дефектами.