МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ СВАРКЕ
Технологические рекомендации по сварке
В отдельных отраслях машиностроения устанавливаются специальные технологические рекомендации по сварке хромистых и хромоникелевых сталей, контролю качества, методам испытаний и сертификации сварных изделий (РТМ, РД). Однако общность теплофизических свойств сталей, некоторая типичность их химических составов и во многих случаях одинаковый механизм коррозии (электрохимический) позволяют сформулировать общие рекомендации по их сварке.
Сварку высокохромистых сталей ферритного, мартен- ситно-ферритного и мартенситного классов можно осуществить по двум технологическим вариантам:
1) с применением электродных материалов одинакового или сходного с основным металлом химического состава;
2) с применением электродных материалов аустенит - ного или аустенитно-ферритного классов.
В первом случае соединение отличается структурной и химической однородностью, достаточной прочностью и пластичностью после соответствующей термообработки (отпуск при Т = 680...740 °С). При этом для сварки соединений из высокохромистых сталей толщиной S < < 7... 10 мм подогрева с целью устранения холодных трещин не требуется. С повышением толщины свариваемы> элементов, увеличением содержания углерода и легирующих применение подогрева становится обязательным и находится в пределах температур Тпод = 150...250 °С, а послесварочная термообработка производится сразу после сварки.
Во втором случае сварное соединение характеризуется значительной структурной неоднородностью, усугуб ляемой процессами диффузии на границе сплавления, особенно в процессе длительной эксплуатации. Это приводит, как правило, к снижению содержания углерода в шве (или вблизи линии сплавления^ заметному уменьшению прочности соединения и возможности появления локальных разрушений по обезуглероженно - му слою. В то же время технология сварки значительно упрощается, так как не требуется отпуска, а в ряде случаев и подогрева.
Независимо от вариантов технологии фактором, снижающим эксплуатационную надежность сварного соединения, является межкристаллитная коррозия. Она устраняется либо легированием стали и шва титаном (08X17Т, I5X25T), либо послесварочным отпуском при Т = 650...750 “С.
В большинстве случаев применяют ручную дуговую сварку. Электроды перед сваркой обязательно прокаливаются. Покрытия должны носить основной характер. При сварке под флюсом используются безокислительные флюсы (48-ОФ-6) либо слабоокислительные (АН-17) в комбинации с легированными проволоками. Рекомендации по выбору сварочных материалов приведены в табл. 13 1.
При сварке хромоникелевых аустенитных сталей следует рекомендовать дополнительное легирование швов Мп, N, Мо, исключая или максимально снижая в них содержание Ті, Nb, А1. Количество вредных примесей в металле шва (Р, S), а также Si должно резко ограничиваться. Это требует особого входного контроля качества основных и сварочных материалов и безусловной подготовки поверхностей свариваемых кромок.
В аустенитно-ферритных швах (а их номенклатура наиболее широка), чтобы избежать горячих трещин, структура должна содержать феррита в пределах 15...30%, что достигается соответствующим их легированием сварочными материалами (см. табл. 13.1.).
Для аустенитно-мартенситных сталей следует добиваться получения аустенитной структуры металла шва, обеспечивающей высокую стойкость против горячих трещин (если отсутствуют требования по высокой прочности шва), либо аустенитно-мартенситной структуры, соответствующей исходному металлу, но требующей обязательной послесварочной термообработки.
Во всех случаях требуемой структуры можно добиваться с использованием рекомендуемых электродов, проволок или регулированием режимов сварки [5, 7, 8]. Ориентировочно выбор составов сварочных материалов, обеспечивающих требуемые свойства, состав и структуру швов, можно предварительно оценивать, используя диаграмму Шеффлера (рис. 13.3).
z Сг». = % Сг + % Мо + 1,5 % Si + 0.5 % Nb + 3.5 % Ті Рис. 13.3. Диаграмма Шеффлера |
Для всех классов хромоникелевых сталей необходимо применять режимы сварки с пониженной погонной міергией за счет снижения величины тока на 25...30%, и чаще за счет повышения скорости сварки. Это сужает юну пластических деформаций сварного соединения и время пребывания околошовных участков, нагреваемых to критических температур (например, температур образования Сг2зС6).
При выборе режимов сварки необходимо, чтобы доля частия основного металла в шве была минимальной, пік как это существенно снижает влияние легирующих і варочных материалов на механические и коррозионные характеристики соединения в целом.
После сварки швы необходимо подвергать механической обработке с целью устранения концентраторов па пряжений и повышения вязкости сварных соединений, особенно эксплуатирующихся при криогенных ісмпературах.
Подготовку кромок под сварку следует производить либо механическим путем (фрезерование, резание, строжка), либо плазменно дуговыми способами, чтобы исключить неблагоприятное изменение исходной структуры основного металла на свойства околошовной зоны.
Для аустенитных сталей в большинстве случаев не требуется послесварочной термообработки. Ее применяют для аустенитно-ферритных сталей (закалка с 1050 °С или стабилизирующий отжиг при температуре 850... 920 °С), когда требуется повышенная стойкость соединений к межкристаллитной (ножевой) коррозии или коррозионному растрескиванию. Для сварных соединений из аустенитно-мартенситных сталей рекомендуют после сварки производить закалку с отжигом для выравнивания структуры шва и зоны термического влияния Во всех случаях это способствует снижению уровня остаточных сварочных напряжений и уменьшает влияние концентраторов напряжений.
Итак, основными рекомендациями по повышению коррозионной стойкости сварных соединений в целом являются:
1. Снижение содержания углерода в стали и швах за счет применения низкоуглеродистых основных и сварочных материалов.
2. Стабилизация структуры швов с применением карбидообразователей (Nb, V, Ті).
3. Создание двухфазной аустенитно-ферритной структуры швов за счет легирования
4. Применение режимов сварки, обеспечивающих высокие скорости охлаждения металла в области критических температур.
5. Применение гомогенизирующей термообработки (аустенизация).
6 Расположение сварных швов вдали от участков металла, исчерпавших свою деформационную способность из-за предшествующих видов обработки.
Более подробную информацию о материалах, свойствах и особенностях сварки коррозионностойких ста - ней можно найти в литературе [6, 8].