ХОЛОДНАЯ СВАРКА ЧУГУНА
Способы холодной сварки чугуна характеризуются следующими технологическими особенностями: отсутствует предварительный общий или местный подогрев изделия перед сваркой; сварочные работы выполняются при температуре окружающего воздуха не ниже +5 °С; выбираются режимы сварки, обеспечивающие наименьшее количество тепла, передаваемое основному металлу с минимальным проплавлением последнего. Для уменьшения внутренних напряжений стремятся иметь небольшой объем наплавляемого металла. При выборе присадочного металла предпочтение отдается тем, которые дают пластичный металл шва и не образуют с чугуном твердых структур.
Быстрое охлаждение зоны термического влияния в большинстве способов холодной сварки приводит к отбеливанию чугуна и образованию хрупкой твердой прослойки между основным металлом и металлом шбэ. Величина этих зон различна для различных способов холодной сварки, поэтому следует применять те способы, которые дают отбеленную зону наименьшей толщины или в виде отдельных незначительных участков. Холодную сварку чугунных изделий нельзя выполнять дуговой сваркой чугунным электродом, так как при этом неизбежно получение структуры цементита в металле шва и переходных зонах. Вследствие большой хрупкости и твердости металла шва в нем обычно возникают трещины.
Области применения холодной сварки чугуна для ремонтных целей весьма разнообразны, а объем ее применения достаточно велик. В то же время на ряде предприятий, не зная технологических особенностей сварки чугуна, пытаются все ремонтные работы выполнять способами холодной сварки, что удается далеко не всегда, и поэтому ряд изделий после сварки не обеспечивает требуемой работоспособности. Холодную сварку можно успешно применять в следующих случаях ремонта:
а) при восстановлении вышедших из строя вследствие удара или нарушения правил обслуживания крупногабаритных изделий и узлов, нагрев которых нежелателен или затруднен (станины различных машин, корпуса мощных редукторов, дизелей и др.). Работы чаще всего выполняются стальными электродами с применением способа сварки с установкой шпилек;
б) при заварке трещин в охлаждающих рубашках компрессоров двигателей внутреннего сгорания, различных химических аппаратах и др. Такие трещины, возникшие вследствие тепловых нагрузок или в результате замерзания охлаждающей жидкости, чаще всего завариваются электродами из сплавов цветных металлов;
в) при ликвидации различных неплотностей в виде свищей, пористости и др. Эти работы удобнее всего выполнять путем пайки чугуна низкотемпературными цинковыми или латунными сплавами.