ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЙ
•
Практика длительной эксплуатации горизонтальных и вертикальных гидравлических прессов с усилиями прессования от 100 до 30 000 т показала, что наиболее нагруженными деталями пресса являются гидравлические цилиндры. Выход из строя и длительный простой прессов чаще всего вызываются возникновением трещин или разрывов в наиболее нагруженных участках цилиндра.
Анализ достаточно большого количества разрушений показывает, что основными причинами аварий прессов являются: неправильный расчет, наличие внутренних дефектов металла, не обнаруженных при изготовлении, конструктивные недостатки изделия (резкие переходы сечений, малые радиусы закруглений и др.), неправильная механическая обработка и, наконец, действие реактивных сил.
Дефекты, связанные с конструктивными недостатками. Длительное время считалось, что гидравлические цилиндры вследствие плавного нагружения их жидкостью можно рассчитывать как статически нагруженные системы без учета цикличности нагрузки. Поэтому в ряде цилиндров, изготовленных из сталей Ст. ЗЛ и Ст. 4Л, были слишком высокие допускаемые напряжения (900— 1000 кГ/см2).
Практика показывает, что цикличные гидравлические нагрузки в цилиндрах более опасны, чем механические цикличные нагрузки. Обычно в гидравлических цилиндрах, изготовленных из литых углеродистых сталей при допускаемом напряжении 900 кГ/см2, разрушение наступает после 106 циклов.
Следует отметить, что в этом случае обычно наблюдается разрыв цилиндра по его образующей. Разрушение может наступить и при меньшем количестве циклов, если кроме высоких напряжений имеются конструктивные недостатки, ослабляющие критическое сечение.
На рис. 8 показан цилиндр горизонтального гидравлического пресса, у которого питательное отверстие расположено на цилиндрической части. В этом случае разрывы стенок начинаются на двух противоположных кромках отверстия и, постепенно развиваясь, выходят наружу.
Рис. 8. Цилиндр гидравлического пресса с боковым питанием: |
В ряде случаев, например в запорных цилиндрах машин для литья под давлением фирмы «Поллак», наблюдаются систематические радиальные разрушения по узлу перехода от стенки цилиндра к плоскому днищу. В этом случае в зоне перехода возникают пиковые местные напряжения, значительно превышающие допускаемые, и цилиндры выходят из строя, не выдержав 1 млн. циклов (рис. 9).
/ — боковое отверстие для питания цилиндра рабочей жидкостью. 2 — трещина, 3 — новое питательное отверстие, изготовленное после заварки трещин и старого питательного отверстия |
В цилиндрах вертикальных гидравлических прессов, изготовленных по так называемой сов - мешенной схеме, возникают кольцевые трещины на участке перехода цилиндрической части в купольную в том месте, где заканчивается механическая обработка (рис. 10). Эти цилиндры запроектированы с достаточным радиусом у сферической части днища, которая должна обеспечить надежную работоспособность всей конструкции. Однако при механической обработке зеркала цилиндра в силу невозможности создания плавного перехода от цилиндра к сфере на этом участке образуется острый угол, где и концентрируются напряжения. Таким образом, неправильная механическая обработка резке снижает работоспособность цилиндра, имеющего удачную форму н правильное конструктивное решение. Следует учитывать, что гидравлические цилиндры имеют всегда значительную толщину стенок, поэтому учет распределения напряжений и расчет прочности для них ведется, как при толстостенном сосуде.
В стенке толстостенного сосуда, нагруженного внутренним давлением Р, имеет место радиальное и окружное напряжение (задача Ламе). Радиальное напряжение (аг) сжимающее, а окружное (at)—растягивающее. Характер распределения этих напряжений приведен на рис. 11.
При отсутствии осевых сил эквивалентное напряжение равно[3]
п & + >* , n n 2Я2
a3i-« = а1 — ‘ (—* ) = г.
акв 1 ' ц 2 ri v рг ri
При малой толщине стенки сосуда окружные напряжения (с<) будут распределены почти равномерно по толщине стенки, а ра-
6)
Рис 9. Цилиндр машины для литья под давлением: a — цилиндр в момент образования трещины и выхода жидкости около питательного отверстия; б — разрез цилиндра и схема распространения трещины
Рис. 10. Цилиндр гидравлического пресса с кольцевой трещиной: a — внешний вид цилиндра после разрушения; б — сечение купольной части с острым надрезом (точка Л) от механической обработки |
диальные (о,-) будут малы по сравнению с окружными в той мере, в какой толщина стенки мала по отношению к радиусу.
При больших толщинах, когда Р-+оо, имеем ожв = 2Р. Прак - R.
тически, при 4— > 4 можно считать, что стенка сосуда имеет
бесконечно большую толщину. В этом случае вже составит Уіб от максимального напряжения в стенке. Поэтому нельзя увеличивать прочность цилиндра за счет дальнейшего увеличения толщины его стенок.
Для обеспечения прочности стенок при больших давлениях либо применяют составные сосуды, вставляя цилиндр в цилиндр
Рис. 11. Схема распределения напряжений в толстостенном цилиндре и эпюра нагрузок |
с натягом, либо предварительно нагружают сосуд давленнями, превышающими рабочие, чтобы получить остаточные напряжения (вс внутренних слоях — сжатие, во внешних -- растяжение). С этой течки зрения сварочные термические напряжения также можно рассматривать как упрочняющие, увеличивающие общую работсспоссбнссть цилиндра.
Внутренние дефекты. Различные поверхностные дефекты, расположенные на внутренней поверхности, где действуют наибольшие напряжения, неизбежно являются концентраторами напряжении и очагами возникновения трещин. Концентраторами напряжений являются, например, литейные дефекты, расположенные на необрабатываемых поверхностях: раковины, складки металла, газовые ходы, неровности, откуда обычно и начинаются разрушения, а также дефекты, возникшие в процессе механической обработки,— подрезы, риски, надрезы с острыми краями, острые переходы без достаточных радиусов, закругления и др.
Литейные дефекты часто наблюдаются в цилиндрах, изготовленных из стального литья. Наличие внутренних литейных дефектов (раковин, шлаковых засоров, несливов и др.). расположенных в толще металла и не выходящих на наружную и внутреннюю поверхности, создает при эксплуатации местные концентрации напряжений, которые ведут к разрыву перемычек между дефектами, при этом само разрушение происходит постепенно. Известны случаи, когда литейные дефекты выявлялись только после 8—12-летней эксплуатации цилиндра. Окончательное разрушение возникает тогда, когда напряжение в оставшихся перемычках достигнет предела прочности металла; в это время происходит сквозной разрыв и цилиндр выходит из строя. Известен случай, когда цилиндр вертикального пресса усилием 5000 т вышел из строя после 15-летней нормальней эксплуатации. Первый дефект выявился после свища размером в 10 мм2. После вскрытия стенки цилиндра в ней был обнаружен литейный дефект в виде большой полости.
При заварке цилиндров следует принять все возможные меры, чтобы на внутренней их поверхности не было сварочных дефектов — подрезов, непроваров, неровностей металла. Во всех случаях, когда это возможно, следует произвести последующую механическую обработку сварных соединений, расположенных на внутренней поверхности.
Поскольку волокна металла, расположенные на внутренней поверхности цилиндра, работают на растяжение, тс все разрушения, возникающие от действия давления жидкости в цилиндре, появляются на внутренних поверхностях и, постепенно развиваясь, выходят на наружную поверхность, образуя разрыв стенки.
Следует учитывать, что характер развития разрушений от внутренней к наружной стороне стенки создает значительные трудности при разделке такого дефекта под сварку. Обычно длина трещины на внутренней поверхности цилиндра бывает в 2—4 раза больше ее длины на наружной поверхности. Соотношение между этими длинами зависит от толщины стенки Чем больше толщина, тем больше это отношение (рис. 12). Персонал, эксплуатирующий пресс, первое, появление течи обычно воспринимает как свищ литейного происхождения и безуспешно пытается ликвидировать его установкой пробок на резьбе или поверхностной наплавкой. Между тем, исправление любых повреждений, возникших в результате действия внутреннего давления, возможно только с полным удалением всего дефекта, проваром всего сечения и последующей термообработкой цилиндра.
Действие реактивных сил. Прессовое усилие, развиваемое в цилиндре, передается на плунжер, а затем — рабочему прессовому инструменту. В ряде случаев при неправильном расчете и конструктивном оформлении реактивные силы могут вызывать разрушения цилиндров в участках наибольшей концентрации напряжений. В качестве примера можно привести два случая таких разрушений.
1. Разрушение цилиндра вертикального пресса усилием 10 000 т. Три цилиндра пресса работают параллельно и передают усилие траверсе через опорные борта (рис. 13). Недостаточная высота опорного борта в сочетании с малым радиусом перехода к цилиндрической части создавала в цилиндрах значительные перенапряжения, которые привели к образованию трещин, начинавшихся в углу перехода и распространявшихся в тело цилиндра примерно под углом 45°.
Рис 1-3. Цилиндр гидравлического пресса усилием 10 000 т с разрушениями в опорных бортах, вызванных действием реактивных сил: /н 2 — трещины |
Такие разрушения в процессе эксплуатации приводили к сквозным трещинам примерно через 106 циклов. Началу разрушения способствовала также недостаточная жесткость опорной подвижной траверсы. Вследствие прогиба траверсы
Рис. 12. Схема расположения трещин в толстостенном сосуде: /—дефект в виде свища, 2 — металл, в котором расположена трещина, I — длина трещины по окружности ие внутренней поверхности цилиндра |
цилиндры не имели полной споры но всему спорному кольцу и опорное усилие воспринималось двумя диаметрально противоположными участками. В этих местах и возникали трещины. Этот узел цилиндра недоступен для осмотра при эксплуатации и трещины можно обнаружить только тогда, когда они станут сквозными и через них начнет выходить рабочая жидкость.
Восстановленные сваркой цилиндры обычно работали нормальный срок нагрузки в 106 циклов. Разрушения прекратились после того, когда была увеличена высота опорного борта.
2. Разрушение цилиндра машины литья под давлением ЛМ-2000 по перемычкам опорной плиты. Переход от цилиндрической части к опорной плите выполнен неудачно. Поэтому на участках примыкания плиты к цилиндру концентрируются значительные растягивающие напряжения и образуются гре-
Рис. 14. Цилиндр машины ЛМ-2000 на давление 200 кГ/см2: / — трещины в перемычках между цилиндром и опорной плитой, 2 — усиливающие приваренные ребра |
щины, входящие в тело цилиндра (рис. 14). С течением времени трещины под действием нагрузки постепенно увеличиваются и достигают внутренней полости, после чего пресс к эксплуатации будет непригоден. При исправлении таких разрушений необходимо одновременно с заваркой всех дефектов и разрывов предусмотреть мероприятия по усилению перенапряженных участков. Конструктивно в данном случае задача была решена изменением радиуса перехода от плиты к цилиндру путем наплавки и приваркой усиливающих ребер.
Несмотря на различные причины выхода из строя цилиндров гидравлических прессов, для их восстановления обычно применяются общие технологические приемы, выполнение которых обеспечивает получение высокого качества ремонта. Ниже приводится описание этих приемов.
1. Дефектное место должно быть полностью удалено. При очень глубоком и неудобном расположении дефектов приходится в ряде случаев удалять значительный объем металла. Иногда на месте удаленных участков целесообразно размещать вновь изготовленные вставки. Однако во всех случаях дефект должен быть удален полностью. Подготовка под сварку может выполняться механическими способами и газокислородной резкой. При газовой резке стальные литые или кованные цилиндры из стали, содержащей более 0,23% С, должны быть предварительно подвергнуты общему нагреву до 150—300° С. Это особенно необходимо в том случае, если дефект расположен в жестком контуре и не выходит на край детали.
2. Разделка дефектного места должна быть выполнена гак, чтобы месте сварки было расположено достаточно удобно для сварщика, а объем наплавляемого металла был минимальным.
3. Сварка производится с общим предварительным и сопутствующим подогревами цилиндра. В большинстве случаев для равномерного подогрева и поддержания нужной температуры в процессе сварки приходится сооружать специальные печи с электрическим обогревом. Такие печи должны обеспечивать возможность сварки цилиндра в нагретом состоянии без извлечения его из печи, а также допускать регулировку температуры нагрева до 700° С. При толщине стенок свыше 200 мм и большом объеме наплавляемого. металла рекомендуется для снятия внутренних объемных напряжений производить несколько (от 1 до 4-х) промежуточных высокотемпературных отпусков при 650—670° С.
4. Сварка выполняется электродами типа Э50А по ГОСТу 9467—60 марок УОНИ-13/55 или УОНИ 13/65. В некоторых случаях для сварки деталей, изготовленных из малоуглеродистых сталей (до 0,23% С), можно применять электроды УОНИ - 13/45. Сварка выполняется многослойными швами с наложением швов «каскадом» или «горкой». Для ускорения сварки применяются электроды большого диаметра, а при отсутствии таковых — пучки электродов из двух, трех или четырех электродов диаметром по 5—6 мм.
5. Наложение отдельных слоев производится с послойной проковкой шва (чеканкой) пневматическим молотком-зубилом с закругленным бойком. Проковка ведется до уничтожения рисунка шва. Проковка уменьшает внутренние напряжения и снижает величину короблений, т. е. изменение размеров детали. 56
б. После окончания сварочных работ необходим высокотемпературный отпуск по следующему режиму: для сталей, содержащих до 0,23% углерода, при 600- 650°С; для сталей, содержащих 0,35—0,45% углерода,— 670° С; для сталей, легированных молибденом и хромом, — 730 °С. Время выдержки при температуре отпуска 2—2,5 мин на 1 мм толщины стенки. Время выдержки может меняться в зависимости от марки стали и объема наплавленного металла.
Охлаждение детали производят вместе с печью до 250— 200°С, после чего деталь может охлаждаться в цехе, будучи защищенной от сквозняков и резких изменений температуры.
Такая термообработка полностью устраняет внутренние напряжения и обеспечивает прочность детали при знакопеременных и цикличных нагрузках. Следует отметить, что общая термообработка цилиндра является полезной также потому, что снимает и все внутренние напряжения, возникшие в процессе эксплуатации. Сваренную а термически обработанную деталь следует рассматривать как полностью восстановленную и годную для нормальной эксплуатации наравне с новей деталью.