Доклады о будущих и современных технологиях
СОСТАВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
М. М. Митина, В. Л. Зудин
Научный руководитель - В. Л. Зудин, канд. техн. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) представляет собой необходимую и достаточную для эффективной организации учебного процесса по конкретной дисциплине систему нормативной и учебнометодической документации, информационных ресурсов, контрольноизмерительных материалов, средств обучения и контроля, определяющую цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания студентов. УМКД является составной частью основной образовательной программы по данному направлению (специальности) подготовки выпускника, обязательным элементом документационного обеспечения и разрабатывается на основе требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности).
Основными целями создания УМКД являются:
- четкое определение места и роли дисциплины в составе ООП, систематизация и оптимизация содержания дисциплины с учетом современных достижений культуры, науки, техники и производства; отражение этих достижений в содержании учебной дисциплины, реализация внутри - и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами ООП, повышение эффективности и качества занятий, внедрение активных методов обучения, рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий,
- оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала, эффективное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов, сохранение преемственности в преподавании учебных дисциплин.
Анализ многочисленных разработок учебно-методических комплексов в вузах показывает, что оптимальным можно признать следующий его состав, включающий методические материалы по организации различных видов занятий и самостоятельной работы, средства контроля и оценивания учебных достижений студентов и т. д.: методические указания для студентов по выполнению различных видов учебной работы, организации самостоятельной работы студентов, конспект лекций (учебник, учебное пособие), перечень демонстрационных материалов, электронных образовательных ресурсов, фонд оценочных средств по дисциплине.