Доклады о будущих и современных технологиях
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ
Н. А. Колмакова, В. Н. Проскурин
Научный руководитель - В. Н. Проскурин, канд. пед. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Профессиональные мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности. Знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит решать задачи эффективности педагогической деятельности, а именно, осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным
Профессиональная мотивация как вид деятельности связана с взаимодействием человека с социумом. К ней относятся: материальное вознаграждение; значимость будущей деятельности с точки зрения престижности профессии; наличие свободного времени; сопоставимость как способность человека сравнивать свои возможности с другими людьми и самомотивация, проявляющаяся как внутреннее самоощущение, которым человек руководствуется в своих поступках.
С целью выявления указанных мотиваций нами было проведено исследование со студентами первого курса машиностроительного факультета ЯГТУ. Использовалась методика К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности». Анализ полученных данных показал, что у студентов группы МО-18 есть внутренняя мотивация (ВМ); внешняя положительная мотивация (ВПМ); внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Характеризуя группу студентов в целом, можно сказать, что преобладающим типом мотивации профессионального обучения является внутренняя - 45,6 %. На втором месте студенты с внешней положительной мотивацией - 30,5 %. Данный тип мотивации «хуже» внутреннего типа мотивации тем, что при нем студентов привлекает не сама деятельность, а то, как она будет оценена окружающими (положительная оценка, поощрение, похвала и т. д.). И на третьем месте - студенты с внешней отрицательной мотивацией - 13,4 %. Учение студентов с таким типом мотивации характеризуется следующими признаками: учение ради учения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету; учение из-за боязни неудач; учение по принуждению.