Доклады о будущих и современных технологиях
КИРИК НОВГОРОДЕЦ — ПЕРВЫЙ РУССКИЙ МАТЕМАТИК
А. Д. Пушкин, В. Ю. Крутецкий
Научный руководитель - В. Ю. Крутецкий, канд. ист. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
Кирик Новгородец - диакон и доместик Антониева монастыря в Великом Новгороде, живШиЙ в первой половине XII в. Кирик был автором ряда сочинений: 1) «Вопрошание Кирика, иже воспроси епископа, иже воспро - си епископа Нифонта и инех»; 2) «Учение им же ведати человеку числа всех лет»; 3) с именем Кирирка связывают ряд статей, вошедших в Новгородскую Первую летопись за 1136-1137 гг.
В литературе высказаны гипотезы о том, что он был переводчиком исторического сочинения Константинопольского патриарха Никифора (в русской версии - Летописец вкратце), а также «Пятикнижия Моисея». Связь двух последних текстов с деятельностью Кирика вызывает у современных исследователей большие сомнения.
Содержание сочинений Кирика свидетельствуют о том, что в его лице мы имеет дело с глубоко и всесторонне образованным человеком.
Наибольший интерес представляет «Учение» Кирика, которое по праву считается первым оригинальным русским сочинением по математике и астрономии. В нем автор излагает систему вычисления дня Пасхи (пасхалию) и основы теории календарного счета.
Объясняя систему календарного счета, Кирик знакомит читателя с представлениями о круговой модели движения времени, ее связи с характером видимого перемещения небесных тел, объясняет, как взаимно сопряжены лунный и солнечный календари. В сочинении Кирика есть особый раздел «о поновлениях», в нем содержатся сведения о циклах обновления обновлениях неба, земли, воды. Ученые отмечают, что Кирик точнее всех средневековых математиков приблизился к вычислению отрезка времени, который человеческое сознание воспринимает как «настоящее». Большую ценность имеет значение «Учения», как источника, с помоЩьЮ которого может быть реконструирована до настоящего времени плохо изученная система счета Древне Руси.
Анализ содержания математико-астрономического сочинения Кирика показывает, что он испытал на себе влияние античных представлений. Так, высказанная им идея о круговом движении времени, восходит к трудам пифагореиской школой. По мнению ученых, эта и другие космологические идеи могли быть заимствованы Кириком из недошедших до нас «переводных космографических сочинений». Некоторые другие положения «Учения» обнаруживают знакомство Кирика с трудами византийских хронистов.