Доклады о будущих и современных технологиях
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. КАМЮ И Ж-П. САРТРА (СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
В. В. Лавренюк, С. В. Скородумов
Научный руководитель - С. В. Скородумов, канд. филос. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
Философия существования (экзистенциализм) - одно из самых значительных философских направлений XX века. Центральное понятие - экзистенция, то есть человеческое существование. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Экзистенциализм хочет понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм традиционной рационалистической философии. Бытие - это ни эмпирическая реальность, ни рациональная конструкция, предлагаемая научным мышлением, ни «умопостигаемая сущность» идеалистической философии. Бытие должно быть постигнуто интуитивно. В центре внимания экзистенциалистов - не природа, не Бог, а человек. Жан-Поль Сартр и Альбер Камю относятся к атеистическому направлению в экзистенциализме. Атеистический экзистенциализм говорит о «заброшенности» человека, фактически - о его «богооставленности». Экзистенциальная личность полностью отрывается от обстоятельств и следует своему собственному проекту, подчиняясь лИшь свободно избранному пути. Но, отвечая за себя, индивид чувствует за своими плечами всё человечество: «Выбирая себя, я выбираю человечество» (Ж-П. Сартр). ВысШиМ воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества - фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью их же методами могут породить только ещё большие насилие и несправедливость. Сартр считал экзистенциализм выражением гуманизма, так как именно он, по его мнению, выступает в качестве той философии, которая «напоминает человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, и что решать свою судьбу он будет в полном одиночестве». Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека. Камю приходит к выводу о том, что абсолютная власть закона не есть свобода, но не большей свободой является абсолютная не - подвластность закону. Расширение возможностей не дает свободы, однако отсутствие возможностей есть рабство.