ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ
ПУТЬ ВНЕДРЕНИЯ ОБЪЕМНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ
Согласны ли вы с тем, что все, что вы прочли до этой страницы, было достаточно просто? Эго вам не кардиохирургия, не орбитальная динамика и не квантовая физика. Но здесь скрывается парадокс: хоть этот процесс ясен и прост для понимания, его сложно внедрить. И вот почему:
• Для компании это новый процесс. Это не расширение прошлого опыта. Задача не в том, чтобы лучше делать то, что вы уже делаете. Задача — делать нечто совершенно другое, чтобы стать лучше.
• Новый процесс подразумевает перемены: люди должны изменить некоторые аспекты своей деятельности, что чревато риском для организации и дискомфортом для сотрудников.
•
100 |
Эти перемены неосуществимы без спонсорской и лидерской позиции высшего руководства, а эти люди обычно очень заняты. Когда же они уделяют свое время какому-то делу, они ожидают скорого и стабильного прогресса. Если такого скорого стабильного результата не получается, усилия ослабевают и почти наверняка умирают.
• Чтобы справиться со всем этим, люди должны очень хорошо овладеть процессом и оценить его пользу, с тем чтобы сознательно и с энтузиазмом произвести необходимые изменения.
Таким образом, тут очень трудно сделать все правильно. Но у нас есть и хорошая новость: если уж вы внедрили процесс, вам не потребуется изобретать велосипед. На протяжении последних двадцати лет путем проб и ошибок мы научились тому, как делать это правильно каждый раз. Сегодня нам более чем когда-либо известны ключи успеха.
1. Перед тем как начинать, надо хорошо понять процесс: что это такое, как сделать его работающим; особенно важно понять необходимость перемен на всех уровнях.
Мы рассмотрим все эти моменты в последующих главах. А сейчас уделите минуту внимания рис. 6.1, содержащему обобщенный путь внедрения объемного планирования продаж и операций. Из него следует, что продолжительность полного внедрения в среднем около девяти месяцев. Тут мы опять сталкиваемся с парадоксом. Почему процесс, в который вовлечено несколько человек, занимает так много времени: от восьми до десяти месяцев? Чтобы понять, почему это происходит, надо уяснить природу процесса объемного планирования продаж и операций:
• Он отличается (иногда практически полностью) от прошлого опыта и поэтому требует времени на осознание.
• Из-за пилотного подхода, поддерживающего внедрение и уменьшающего риски перед запуском полномасштабного процесса по всем группам продуктов, требуется больше времени на внедрение.
• Полная финансовая интеграция возможна только после определенного периода стабильного и успешного функционирования операционного аспекта процесса, задача которого — сбалансировать спрос и поставки для всех групп продуктов.
•
101 |
Глава 6 Путь внедрения объемного планирования продаж |
Так как процесс объемного планирования продаж и операций совершается на основе ежемесячного цикла, то необходимый опыт можно набирать лишь один раз в месяц.
Месяцы РИСУНОК 6Л " |
Почти во всех компаниях, в которых мы Путь внедрения помогали внедрять процесс объемного планирования продаж и операций, результаты стали появляться быстрее, чем через шесть
Месяцев. Некоторые люди называют эти результаты незапланированными выгодами, так как они являются побочным продуктом того, что люди начинают лучше общаться и работать вместе.
Кроме того, как только живой пилотный процесс начинает функционировать, люди начинают видеть то, чего они раньше не замечали. Очень часто приходится слышать замечания такого рода: «Если бы не этот
пилотный процесс, мы бы имели крупные проблемы со средними изделиями. Мы бы оказались в тяжелом положении через четыре месяца». Действительно, способность лучше концентрироваться на будущем позволяет избежать проблем, если предпринять своевременные корректирующие действия.
Рисунок 6.1 демонстрирует три фазы эффективного внедрения объемного планирования продаж и операций:
1. Живой пилотный процесс, который имеет целью продемонстрировать руководству, как процесс работает в компании. Пожалуйста, отметьте, что на стадии живого пилотного процесса улучшений в бизнесе (ось Y) не ожидается.
2. Расширение, когда все группы продуктов вовлекаются в процесс объемного планирования продаж и операций. Это период резкого улучшения.
3. Полная финансовая интеграция, включающая финансовое моделирование и данные для формирования предварительного отчета о прибылях и убытках и балансового отчета. Улучшение на этом этапе продолжается, но не такими быстрыми темпами.
Для каждой из этих трех фаз требуется детальный план внедрения, с тем чтобы стало возможно эффективное управление проектом. Каждая фаза, однако, может рассматриваться независимо. Иначе говоря, в самом начале не следует детально планировать все три фазы. Все, что нужно, — вовлеченность в процесс, начало процесса и первая фаза — живой пилотный процесс.
Напоминаем, что при внедрении процесса объемного планирования продаж и операций необходимо помнить два важных момента:
1) хотя логика объемного планирования продаж и операций проста и понятна, внедрение — процесс сложный. Его внедрение требует изменения подхода к своей работе, в том числе и на уровне главного руководителя предприятия;
2) нужно много времени, чтобы достичь понимания новых методов и освоиться в этом процессе, потому что он не является продолжением прошлого опыта.
В следующих главах части II этой книги мы обсудим каждый из элементов, задействованных в познании процесса объемного планирования продаж и операций, его начале и внедрении живого пилотного процесса. Мы начнем с брифинга для руководства, обучения и решения запускать/не запускать.
Пример из практики: Oil Patch Industries, Inc.[21]
Описание компании: Oil Patch Industries — глобальный производитель механических буров для нефтяной и газовой индустрии с годовым оборотом
В миллиарды долларов. Компания расширялась путем поглощения других
компаний и благодаря этому получила множество различных информационных систем.
Опыт компании: компания неудачно начала внедрение объемного планирования продаж и операций, и с этого начались все беды. Брифинг для руководства не был проведен, и потому топ-менеджеры реально не понимали, каковы масштаб и долгосрочность проекта. Это привело к серьезной ошибке — на роль куратора проекта (Executive Champion) был назначен человек без должных полномочий.
Информационные вопросы в процессе внедрения стали самодовлеющими, и группа информационных технологий корпорации служила огромным барьером на пути к успеху. Работа по объединению всех разрозненных данных в формат, приспособленный для объемного планирования продаж и операций, не была для нее главным приоритетом, и группа информационных технологий заявила, что для получения результата им потребуется несколько месяцев. Проект буксовал из-за задержки с решением вопросов с данными. Слабый куратор проекта был типичным представителем корпоративной культуры уклонения от конфликтов. Он не желал вступать по поводу этой проблемы в конфликт с отделом информационных технологий и не обращался за помощью к высшему руководству.
Наконец отдел информационных технологий с большим опозданием предоставил свои данные и основные механизмы объемного планирования продаж и операций были подготовлены. Но было уже поздно. Изначальный куратор проекта ушел и не был заменен. Новый куратор проекта не верил в объемное планирование продаж и операций. У него были другие приоритеты. Комбинация слабого, некомпетентного лидерства и задержек по вине отдела информационных технологий (по причине низкого для них приоритета данного проекта) привела к тому, что проект был обречен еще до внедрения первого пилотного процесса.
В результате этого компания все еще не обрела эффективных методов решения серьезных проблем бизнеса, предоставляемых процессом объемного планирования продаж и операций. А проблемы есть: огромные избыточные запасы, неудовлетворительный уровень обслуживания клиентов, проблемы с денежным потоком. Какой эффект это оказывает на прибыли компании? Эффект пока не очень заметен, поскольку нефтяная отрасль достигает сейчас своего очередного периодического пика. Но на смену подъемам приходят спады. Когда наступит следующий спад, посмотрим, как компания его переживет.
Мораль истории. Нельзя недооценивать потенциальные проблемы, связанные со сбором данных для объемного планирования продаж и операций. Устранение подобных проблем необходимо для успеха, что может быть особенно серьезно в крупных организациях.
Кроме того, данный пример показывает, что многое зависит от наличия сильного куратора проекта. Если бы компания в нашем примере имела такого куратора, она бы начала процесс лучше. Он бы обеспечил лучшее начало процесса, известил бы высшее руководство о проблемах с отделом информационных технологий и активно способствовал бы их разрешению.