Продажи и управление продажами
Проведение собеседования
Анализ процессов отбора торговых представителей крупными британскими компаниями (Jobber and Millar, 1984) выявил ряд фактов, имеющих отношение к собеседованию.
1. Большинство компаний (80%) прибегает к двухэтапному собеседованию.
2. Только каждое пятое собеседование проводит менеджер по продажам самостоятельно. В большинстве случаев менеджер по кадрам или менеджер по кадрам и менеджер по продажам проводят первое собеседование совместно. Та же тенденция наблюдается и в отношении конечного собеседования.
3. В 40% случаев менеджер по кадрам и менеджер по продажам делают окончательный выбор совместно, в 37% случаев это решение принимает только менеджер по продажам. В остальных случаях в процессе принятия решения могут участвовать директора по маркетингу или другие руководители высшего уровня.
Эти факты указывают на важность участия менеджера по продажам в процессе отбора и свидетельствуют, что отбор, как правило, включает два собеседования: первичное и непосредственно отборочное. Таким образом, если следовать приведенным процедурам, менеджер по продажам подготавливает спецификацию требований, включающую все или часть описанных здесь пунктов.
15 Продажи и управление продажами
І. Физические требования, например речь претендента, внешний вид.
2.Знания и навыки, например образование и профессиональная подготовка, опыт, достижения на предыдущем месте работы.
3. Способности и качества, например коммуникабельность, способность к самомотивации.
4. Характер, например выдержанность, чувство ответственности.
5. Интересы, т. е. в какой степени интересы являются социальными, активными, пассивными.
Спецификация работ используется в качестве средства оценивания всех кандидатов, вошедших в короткий список. В реальной жизни на принятие решения влияют и другие факторы, более личностного характера. Так, если у менеджера по продажам сложится мнение, что с кандидатом будет трудно работать или что он будет создавать ненужные проблемы, то скорее всего такой человек отбор не пройдет. Решение неизбежно будет основываться на комбинации как формальных критериев, так и более личностных, которые менеджер по продажам на этапе составления спецификации требований выразить не может или не хочет.
Проведя необходимую подготовку, требующуюся для того, чтобы сформировать основу для отбора, далее следует установить цели и принципы собеседования. Основная цель собеседования — предоставить лицам, приглашенным на собеседование, возможность показать свои сильные и слабые стороны в рамках заданных критериев отбора. Для того чтобы сделать это, всех претендентов следует поощрять говорить о себе свободно и открыто. Однако одновременно интервьюер (интервьюеры) должен осуществлять определенный контроль, чтобы претендент не стал излишне болтлив, и чтобы осталось достаточно времени для обсуждения других столь же важных аспектов (возможно, в которых кандидат чувствует себя слабым).
Общая обстановка, в которой проводится собеседование, оказывает непосредственное влияние на его исход. Покажем это на ряде примеров.
1. Помещение, в котором менеджер по продажам, вероятно, будет прерываться коллегами или телефонными звонками, не подходит для проведения собеседования. Если все-таки приходится
Воспользоваться таким помещением, телефон следует отключить, а посетителей в помещение не допускать.
2.Очень большое помещение, в котором будут находиться всего два или три человека, может не позволить создать атмосферу доверительности, которая необходима для свободного и естественного обсуждения.
З. Огромный стол между кандидатом и менеджером, проводящим собеседование, особенно, если он заполнен папками и календарями, может создать психологический эффект разделения и дистанцирования участников собеседования, породить слишком формальную атмосферу и помешать установлению взаимопонимания. Более неформальная обстановка, скорее всего, позволит претенденту расслабиться и чувствовать себя более свободно. Обычный метод, помогающий добиться нужного эффекта, — это использование низкого столика, за которым будут сидеть стороны в ходе собеседования, желательно рядом.
Помимо создания нужной атмосферы с помощью рационального выбора места проведения собеседования менеджер, проводящий его, должен сам быть готов помочь установить взаимопонимание.
Для последующих событий очень важно, как пройдет начало собеседования. На этом этапе основной целью является помочь претенденту снять излишнюю напряженность. Большинство претендентов, естественно, накануне собеседования напряжены, и в таком состоянии они обычно входят в помещение, где проводится собеседование. Возможно, они чувствуют неуверенность, особенно зная свои слабые места, а главным образом их может беспокоить вероятность получить отказ. Чувство тревоги усугубляется и тем фактом, что кандидат, возможно, никогда раньше не видел человека, который будет с ним беседовать, и поэтому не знает, насколько агрессивно он будет себя вести и какие типы вопросов ему будут заданы. Некоторые менеджеры по продажам могут утверждать, что торговые представители достаточно часто встречаются с подобными ситуациями в ходе работы и поэтому должны уметь справляться с ними без помощи интервьюера. На это утверждение можно обоснованно возразить, что целью собеседования является узнавание претендента по тем критериям, которые выражены в спецификации требований или, как ее еще называют, в «профиле». Для того чтобы этого добиться, претендента необходимо поощрять, чтобы он раскрылся. Если проверяется способность человека действовать в условиях стресса, для этого можно воспользоваться ролевой игрой.
Можно предложить несколько рекомендаций, следование которым позволит снять напряжение и установить взаимопонимание. 1.Один из интервьюеров (предпочтительно менеджер по продажам) должен ввести претендентов в помещение, что лучше варианта, когда за кандидатом посылают секретаря или младшего сотрудника. Такой вариант снижает различия в статусах и тем самым поощряет к установлению взаимопонимания.
2. Начните разговор с нескольких легких для ответа вопросов, которые могут не относиться непосредственно к работе, что позволит претенденту начать общаться и обрести уверенность в себе.
3. Продолжайте в том же духе, в начале собеседования вопросы должны быть по возможности не закрытого, а открытого типа. Вопросы открытого типа предоставляют претенденту больше возможностей высказаться на определенную тему. Например, «Можете ли вы рассказать мне о вашем опыте продаж фармацевтических товаров?» Но закрытые вопросы приглашают давать короткие ответы, например, «можете ли вы рассказать, как долго вы работали в компании Beechams?» Некоторые закрытые вопросы неизбежны, однако если они задаются друг за другом последовательно, это не позволяет кандидату расслабиться и получить уверенность в своих силах. Действительно, ответы на подобные вопросы могут привести к формированию впечатления, что кандидат является некоммуникабельным человеком, хотя на самом деле ответственность за такое впечатление лежит на интервьюере.
4. Интервьюеры должны выглядеть расслабленными и вести разговор в дружелюбной и легкой манере.
5.Они должны быть вежливыми и проявлять интерес к тому, что говорит претендент.
Добившись успеха и снизив у претендента чувство обеспокоенности, интервьюер должен сделать так, чтобы кандидат начал говорить о себе, своем опыте, отношениях, поведении и ожиданиях. Поэтому интервьюеру не только необходимо развивать у себя навыки хорошего слушателя, но и навыки, позволяющие убеждать людей говорить. Навыки, требующиеся для анализа запро-
Сов и потребностей, рассматривались в гл. 5. Более конкретно интервьюеру могут потребоваться следующие приемы: •использование приема повтора;
•использование вознаграждения;
•использование пауз;
•использование пробных шагов;
•обобщение;
•использование нейтральных вопросов.
Интервьюер повторяет последние слова предложения претендента для того, чтобы подчеркнуть то, что было сказано. Например, претендент может сказать: «Я работал в компании XYZ в течение двух лет, однако мне там очень не понравилось». Интервьюер после этого продолжает: «Вам очень там не понравилось?» Претендент: «Нет. Менеджер по продажам всегда был у меня за спиной, постоянно контролируя, что я делаю».
Очевидный интерес, проявляемый интервьюером к взглядам, опыту работы и знаниям претендента, уже является формой поощрения. Это может быть дополнено тем, что в специальной литературе описывается как поощряющие звуки или выражения, например «Да-да»или «Да, понимаю». Уверенность, которая передается претенденту, поощряет его все больше и больше рассказывать о себе, вплоть до каких-то откровений.
Еще одним методом поощрения является одобряющий взгляд. Легкий прищур глаз, сопровождаемый легким покачиванием головы, может передавать сообщение «да, я понимаю». Правильное использование этих приемов приходит только с опытом, однако их применение, несомненно, помогает более откровенному изложению претендентом своих мыслей.
Очень мощным инструментом в руках интервьюера может быть молчание. Однако им следует пользоваться очень аккуратно, так как легко можно потерять взаимопонимание, в результате чего претендент воздвигнет между собой и интервьюером барьер.
Обычно этот прием применяется после того, когда претендент, отвечая на важный вопрос, высказал нейтральную и неин - яшнш
Формативную реплику. В этом случае претендент воспринимает молчание как свидетельство того, что собеседование идет не очень хорошо и он, как правило, пытается заполнить паузу. Может быть, именно в этот момент, он высказывает отношение или демонстрирует типы поведения, которые предпочел бы не раскрывать. Ситуация может быть прямо противоположной, когда пауза позволяет претенденту сформулировать свои мысли и тем самым стимулирует получение более взвешенного ответа. Этому можно помешать, если следующий вопрос задать без паузы. При любом варианте действий при помощи этого приема можно получить от претендента дополнительную информацию.
Торговый представитель, который применяет в своей работе анализ потребностей, хорошо знаком с использованием пробных шагов. В ходе собеседования делаются комментарии, которые требуют дальнейшего пояснения. Например, претендент может сказать: «Время, которое я провел на курсах по подготовке к продажам, оказалось потраченным напрасно». На что интервьюер может ответить: «Почему вы думаете так?» Или «Это интересно, но почему вы так полагаете?» Или «Можете ли вы пояснить подробнее, почему вы считаете так?» Подобные фразы являются более предпочтительными, чем прямые «Почему?», и действительно являются реальными альтернативами приему повтора, о котором упоминалось выше.
Выбор соответствующих фраз и приемов позволяет интервьюеру вариативно подходить к использованию пробных шагов во время собеседования. Как правило, использовать этот прием по отношению к некоторым неприятным событиям в жизни претендента, например его разводу (хотя это не связано с показателями его работы) или провалу на экзамене, в начале собеседования не рекомендуется.
Во время собеседования интервьюер неизбежно старается суммировать информацию, полученную от претендента, причем делает это периодически в ходе собеседования, чтобы прийти к какому-то мнению в отношении человека, проходящего проверку на пригодность к работе. Полезным приемом для проверки того, насколько полученные впечатления являются достоверными, это
Их обобщение, а затем просьба к претенденту, согласен ли он с таким видением или нет.
После вопросов и пробных шагов интервьюер может сказать: «Итак, насколько я понял вас, ваш первый период, связанный с продажами, не был успешным, так как компания, в которой вы работали, продавала продукцию плохого качества по параметрам технической спецификации по сравнению с продукцией конкурентов, и вы чувствовали себя там неопытным человеком, однако ваш опыт на вашей второй работе в более крупной и хорошо известной компании, где вы получили соответствующую подготовку по продажам и преимущество продавать признанные товары высокого качества, был более удачным. Как вы считаете, это правильное обобщение нашей беседы?» Получив одобрение, интервьюер может после этого переходить к другой области интереса или продолжать исследовать ту же самую область, уверенный, что на предыдущем этапе никакого непонимания не было.
Основной принцип полезного собеседования — использование нейтральных, а не наводящих вопросов. Так, вопрос «Можете ли вы сказать мне что-нибудь о курсах по продажам, на которые вас отправил предыдущий работодатель?» скорее приведет к ответу, чем вариант: «Я уверен, что вы многому научились на курсах по продажам, не так ли?», или вопрос: «Что вы чувствуете, взаимодействуя с тем типом потребителей, с которым мы работаем?» более нейтрален, чем «Я уверен, что у вас не будет никаких проблем при общении с нашими потребителями, не так ли?»
Другие моменты, требующие внимания
Существуют и другие моменты, о которых интервьюеру целесообразно помнить. Во-первых, он не должен слишком много говорить. Цель заключается в том, что большая часть времени, затраченного на собеседование, должна использоваться для оценивания кандидатов. Во-вторых, часть собеседования будет включать задание из области продаж для того, чтобы удостовериться, что кандидат соответствует установленным критериям.
Баланс между результатами оценивания и показателями продаж прежде всего базируется на суждениях менеджеров, так как никаких строгих и постоянно применяемых правил здесь нет, однако очевидно, что двумя факторами, которые повлияют на ре - ш
Шение, будут общая ситуация с претендентами и личные качества каждого из них.
В-третьих, интервьюер должен уверенно контролировать ход собеседования. Определенное время должно быть выделено для каждого претендента, и именно интервьюер отвечает за то, чтобы были оценены все важные параметры, по которым можно судить о претенденте, а не только разговор велся вокруг тех тем, о которых хочет говорить сам претендент. Некоторые из ранее упомянутых приемов при их использовании для прямо противоположных целей могут помочь более целенаправленно вести общение, не давая претенденту уходить в сторону. Например, интервьюер, чтобы несколько утихомирить слишком болтливого претендента, может выглядеть незаинтересованным или задать несколько закрытых вопросов. Более того, интервьюер может просто прервать его, сказав в подходящий момент: «Все это прекрасно. Я думаю, по этому вопросу все ясно».
И наконец, интервьюер может закончить собеседование, получив достаточный объем информации. Обычно претендент предупреждается об этом, когда интервьюер говорит: «Хорошо, мы задали вам много вопросов. Но есть у вас вопросы ко мне (нам)?» В конце собеседования интервьюер объясняет, когда будет принято решение и как оно будет сообщено претенденту, после чего благодарит его за проведенное собеседование. Они оба встают, пожимают друг другу руки, и кандидата провожают к двери.