Продажи и управление продажами
Экономические аспекты
Многие товары, которые мы приобретаем, Являются импортными, хотя мы постоянно читаем в прессе, чт# промышленники
Стремятся к наращиванию экспорта. Сменяющие друг друга правительства по очереди прибегают к уговорам, угрозам и обещаниям, стараясь убедить деловое сообщество играть более активную роль на международных рынках и больше экспортировать своей продукции. Существует одна важная и очень простая причина, объясняющая это: экспорт необходим для экономического выживания Великобритании.
Возможно, Великобритания является страной, которая не может сама себя поддержать. Большая часть нашего сырья и нашего продовольствия должны закупаться на мировых рынках и импортироваться. В свою очередь, если мы собираемся платить за эти товары, мы должны что-то экспортировать. Результат этих трансакций отражается в счетах по торговому балансу, которые показывают разницу между нашими поступлениями из-за рубежа и нашими тратами в других странах. Разница между поступлениями от экспорта и расходами на импорт (включая «невидимые» активы, о которых мы поговорим позже) часто описывается в виде платежного баланса. Рассмотрим подробно, что понимается под этим термином.
Товары, поступающие из одной страны в другую, должны быть оплачены. Торговля между странами в связи с этим приводит к появлению долгов между странами. За период, скажем в один год, одна сторона должна суммировать, сколько она заплатила или еще должна за товары, импортируемые из других стран. Точно так же страна должна суммировать, сколько денег она получила из других стран или сколько ей еще должны за товары, которые она в них экспортирует. Когда объем экспорта в стоимостном выражении превышает объем импорта, говорят, что страна имеет благоприятный торговый баланс, или торговые излишки. Если импорт товаров превышает экспорт, то страна имеет отрицательный торговый баланс, или торговый дефицит.
Платежи за реальные, физические товары не являются единственными составляющими международной торговли. Долги также возникают между странами и потому, что страны оказывают друг другу услуги. Поскольку визуально увидеть такие услуги нельзя, о них говорят как о невидимых статьях экспорта или импорта. Например, Великобритания оказывает страховые услуги другим странам, и страховые премии — это платежи, которые эти
Г*шаЮ
Вать наш импорт. В отношении импорта наблюдается тревожная тенденция которая проявляется двояко:
• тенденцией снижения фактического импорта на единицу реального валового внутреннего продукта;
• повышением доли промышленных товаров, импортируемых в страну.
Влияние этой тенденции на британскую промышленную индустрию является очень серьезным.
В конце 1980-х годов до настоящего времени Великобритания сталкивается с дисбалансом платежей. Фактически стоимость физического импорта превышает стоимость экспортируемых продуктов уже свыше столетия. Это является нежелательным явлением, однако, не самым важным, поскольку наш доход от невидимого экспорта в значительной степени покрывает эту разницу. Однако по ряду причин доход от невидимого экспорта в последнее время не поспевает за расходами по физическому импорту, в результате чего за рассматриваемый период наблюдается общий дефицит.
Какими бы не были причины для нынешнего положения дел, продажа продукции за границу бьиа, есть и останется в будущем одним из краеугольных камней процветания нашей страны. Это не только в наших национальных интересах, но и в интересах компании, работодателя и сотрудника.
Целесообразно кратко рассмотреть некоторые из наиболее важных событий, происходящих в мировой торговле за последние приблизительно пятнадцать лет. Конечно, говорить об общем влиянии этих событий на разные отрасли или деятельность отдельных компаний трудно, поскольку в отношении разных компаний их действие проявляется по-разному. Некоторые компании полагают, что это влияние оказало на них положительный эффект, в то время как другие считают, что их конкурентоспособность в результате этого была серьезно подорвана.
Европейский союз
Первоначально Европейский союз назывался Общим рынком, и в этом качестве упоминается часто и сегодня. Официально Общий рынок был учрежден 25 марта 1957 г. после подписания Римского договора представителями Франции, Западной Германии, Италии, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга. С тех пор число европейских государств, присоединившихся к этому договору, увеличилось: его членами последовательно стали Ирландия, Дания, Греция, Турция, Португалия, Испания и Великобритания, затем последовало присоединение Западной Германии, а потом, после объединений двух Германий, всей Германии. Позже в члены Союза были приняты Австрия, Швеция и Финляндия. Общий рынок также известен под названием Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а потом соответственно как Европейское сообщество (ЕС). Эти изменения названий отражают тот факт, что по мере того как эта организация расширялась и становилась все более зрелой, она все активнее начинала рассматривать свою роль и в качестве политического союза, не ограничиваясь первоначальными целями торгового блока. Последнее название, которое получила эта организация, — Европейский союз, что отражает ее нынешнюю влиятельную политическую роль.
Первоначальной целью договора было снятие всех ограничений на пути свободного перемещения товаров, услуг или людей на территории в течение последующих 12 лет (то есть к 1969 г.) за счет устранения налоговых различий, пограничного контроля и других форм ограничений. Однако фактически с первых дней из - за экономических и политических причин движение в сторону указанной цели осуществлялось очень медленно. Именно политический аспект в течение многих лет удерживал Великобританию от вступления в Европейский союз. Великобритания не рассматривалась в качестве настоящего «европейца» (причем многие полагают, что это положение сохраняется в полной мере и сегодня), и она скорее относится к Европейскому союзу как к экономическому, чем к политическому союзу.
В 1982 г. (25-я годовщина с момента образования Европейского союза) Общий европейский рынок оказался в застое. Многие нетарифные барьеры к этому времени сохранялись. Свободное перемещение товаров замедлялось из-за различий применяемых систем налогообложения, ограничений на общественные закупки (к участию в тендерах допускались только национальные структуры) и различий в технических стандартах и законах по защите прав потребителей. Например, ко времени написания этих строк ставки налога на добавленную стоимость очень значительно различались во всех странах Союза.
Страны обязаны заплатить Великобритании. Другие примеры «невидимых» статей — платежи за транспортные услуги, поступления от туризма, банковские услуги и процентные платежи за международные займы.
Чтобы выяснить, каково положение страны в международной торговле, то есть каков ее платежный баланс, мы должны сравнить общий экспорт страны (видимый и невидимый) с ее общим импортом (видимым и невидимым). В долгосрочном плане платежи страны за импорт и поступления страны за экспорт должны быть сбалансированы.
Если страна имеет отрицательный торговый баланс, она может фактически сделать только одно из двух, чтобы выправить ситуацию.
1. Сократить расходы на импортируемые товары из других стран, снизить расходы на такие статьи, как оборона и помощь другим странам, и попытаться убедить своих граждан ограничить число своих поездок за границу, чтобы они не тратили там свои деньги.
2. Продавать больше товаров и услуг в другие страны, что позволит увеличить поступления. Она может убедить туристов из других стран тратить у нее больше денег или поощрять привлечение иностранных инвестиций.
Хотя первый вариант в какой-то мере может быть эффективным, существуют естественные ограничения, определяющие размер тех расходов, которые могут быть сокращены таким образом. Следовательно, более важен второй вариант — продажа товаров и услуг другим странам, который государство должно предусмотреть, чтобы повысить стандарты жизни в стране и избежать кризиса с платежным балансом. Кратко рассмотрим некоторые аспекты, связанные с этими проблемами.
Страна, которая имеет положительный платежный баланс, может получать платежи из золотовалютных резервов страны-должника в золоте, оставить деньги в стране-должнике и использовать их для покупки товаров и услуг в будущем или кредитовать страну-должника деньгами, чтобы она заплатила свой долг и получить соответственно через какое-то время проценты на заем. Точно так же страна, имеющая дефицит платежного баланса, должна либо выплачивать долги из своих золотовалютных резервов, либо занимать деньги, чтобы заплатить долг, у других стран, либо держать деньги на условиях кредита, которые страна-кредитор может использовать для покупок товаров или приобретения услуг в будущем. • <;
Более техническое объяснение заключается в том, что сущностью платежного баланса является бухгалтерский учет, ведущийся на основе различных источников путем двойного учета в бухгалтерских документах. Если существует дефицит на текущем счете, то есть если мы импортируем больше товаров и услуг, чем экспортируем, этот дефицит должен компенсироваться избытком на счете основных фондов, что позволит иметь сведенный баланс счетов. На счете основных фондов учитываются покупки и продажи таких активов, как акции, облигации, земля и т. п. Избыток на счете основных фондов или чистый приток капитала имеются в том случае, если наши поступления от продажи акций, облигаций, земли, банковских депозитов и других подобных активов превосходят наши платежи за покупки иностранных активов.
Чтобы обеспечить баланс по счетам при дефиците на текущем счете, необходимо либо заимствование за границей, либо сокращение государственных запасов золота и резервов иностранной валюты. Эти заимствования и (или) сокращения учитываются на счете основных фондов как положительная величина, которая погашается отрицательной величиной, дефицитом, на текущем счете, и тем самым обеспечивается общий баланс.
Теперь понятно, что страна может финансировать постоянный дефицит текущего счета, только если у нее имеются безграничные резервы золота и иностранной валюты или если она может получить неограниченный иностранный кредит. В долгосрочном плане постоянные дефициты текущего счета поддерживать трудно и дорого, а кроме того, это отрицательно сказывается на экономике. Общий экспорт должен оплачивать общий импорт, и если экспорт страны падает, импорт также сократится, и так будет продолжаться до тех пор, пока дефицитность в экспорте не будет ликвидирована за счет указанных методов. Теперь мы можем лучше понять важность объема экспорта.
Доля Великобритании в международной торговле
Доля Великобритании в экспорте по сравнению с основными промышленными странами в последние годы очень сильно сократилась. В то же время наши основные соперники в бизнесе, такие, как Япония и Г ермания, свои доли значительно увеличили. Проблема становится еще более острой, если проанализиро-
Поворотной точкой стал 1984 г., когда во главе ЕС стал Жак Делор (бывший министр финансов Франции). Чтобы создать самый крупный единый рынок в западном мире, он разработал концепцию открытого рынка внутри Сообщества. Хотя в том, что он говорил, вряд ли было что-то существенно новое, его заявления прозвучали в конце 1970-х и начале 1980-х годов, когда заканчивался экономический спад, в течение которого государства — участники ЕС действовали прежде всего в защиту национальных интересов.
Программа устранения к 31 декабрю 1992 г. оставшихся препятствий в торговле была разработана Лордом Кокфилдом (СоскйеМ), отвечающим за портфель внутренних рынков. Эта программа была представлена главам государств на встрече высшего уровня, проводившейся в Милане в июне 1985 г., и в конце концов Закон о единой Европе в июле 1985 г. вступил в силу. В этом Законе перечисляются 300 мер, которые должны были быть осуществлены для того, чтобы философия единого рынка оказалась реализованной. Ускорить процесс принятия решения помогло снятие права вето, и эти резолюции были приняты «квалифицированным большинством». Первоначальные 300 предложений за счет изъятия некоторых предложений и объединения других в более комплексные варианты впоследствии были сокращены до 297.
Основными положениями Закона о единой Европе являются следующие:
•организация единого европейского рынка;
•продукты, признанные в любой из стран ЕС, могут свободно предлагаться на рынках на территории всех стран — участников ЕС;
•постепенное заключение контрактов правительств и общественных органов государств—участников ЕС на равных условиях со всеми подрядчиками, действующими на территории ЕС; •более конкурентные и оказываемые в масштабах всей Европы услуги в области телекоммуникаций и информационных технологий;
•устранение бюрократических препон для перевозки грузов и оказания транспортных услуг между государствами — участниками ЕС, обеспечение равных условий в этой области для структур бизнеса из разных стран и большей конкуренции в воздушных перевозках, результатом чего должны стать более низкие тарифы;
•банки должны быть свободны при предоставлении своих банковских и инвестиционных услуг в любом месте; страхователи должны получить большую свободу для покрытия рисков в государствах-участниках;
•ограничения на перемещение капитала устраняются; •гармонизация национальных законов по патентам и торговым маркам;
•профессиональные дипломы, полученные в одной стране, должны признаваться во всех странах Союза.
Существует, конечно, и множество других положений, однако для целей данной работы мы выбрали наиболее существенные.
Документ, подготовленный Департаментом торговли и промышленности Великобритании (1989), возможно, лучше всего обобщенно показывает, как компании могут воспользоваться преимуществом единого рынка для защиты своих существующих рынков и разработки новых. Это принципиально, поскольку другие члены ЕС в большей степени обладают европейским «менталитетом». Они, как правило, рассматривают другие рынки как национальные, в то время как британские компании по-прежнему продолжают относиться к продажам в страны ЕС как к экспорту. Возможно, это обусловлено тем, что, поскольку Великобритания присоединилась к ЕС, имеющему в настоящее время население в 320 млн человек, она всегда действовала с чистым дефицитом торгового баланса относительно европейских партнеров. Указанный документ рекомендовал, чтобы компании задали ряд основных вопросов, касающихся их бизнеса.
•Насколько этот рынок изменит сущность их бизнеса? •Следует ли нам стать европейским бизнесом, относясь к Европе как к нашему основному рынку, вместо того чтобы таким рынком считать Великобританию?
•Начинает ли европейский бизнес изменять масштаб целей в наших планах?
•Каким образом мы станем более уязвимыми с точки зрения соперничества на наших текущих рынках?
•Должны ли мы создавать связи, заниматься слияниями и поглощениями, чтобы упрочить наше присутствие на рынках, расширять ассортимент товаров и услуг или распределять более широко финансовые риски?
• Является ли наш менеджмент и структура соответствующими для
Эксплуатации новых возможностей или защиты нашей позиции?
• Какая подготовка в языке или других навыках и умениях нам необходима, чтобы приготовиться к деятельности на едином рынке?
• Кто в нашей компании будет отвечать за принятие решений, связанных с тем, как нам лучше всего воспользоваться еди ным рынком?
В определенной степени этот документ перечисляет очевидное, однако, он фокусирует мышление на тех проблемах, которые, по крайней мере, были важны в 1992 г. Более конкретно он рекомендует компаниям, приступающим к продажам, задать себе пять основных вопросов. Решение на каждому из них следует принимать, ответив на ряд дополнительных вопросов.
1. Как вы будете выходить на потребителей? •Проанализировать структуру торговли по таким составляющим, как оптовые и розничные торговцы.
•Установить все точки продаж.
•Определить процедуры осуществления закупок, их условия и практические действия, в том числе и то, в какай валюте чаще выписываются счета-фактуры.
•Рассмотреть, насколько глубоко вам необходимо владеть местным языком.
•Проанализировать различные подходы к продажам, в том числе через брокеров и агентов.
•Выяснить, каким образом ваши соперники используют рекламу, продвижение и торговые скидки.
2. Как вы можете продавать на этом рынке?
•Провести региональный пробный маркетинг.
•Установить для себя целевые показатели по продажам. •Принять решение об общем объеме продаж и бюджете, выделяемом на продвижение.
•Принять решение об организационной структуре торговых представителей.
3. Какая литература по продажам необходима?
•Провести оценивание существующих материалов о европейских рынках.
•Рассмотреть необходимость обновления предложений, чтобы повысить их привлекательность для новых потребителей. •Осуществить, если необходимо, перевод имеющейся литературы.
4. Как вы будете заниматься рекламой?
•Проанализировать собственную существующую рекламу. •Оценить различия в доступных национальных медийных средствах и затратах на их применение.
• Принять решение о выделении средств на рекламу.
5. Как вы будете предоставлять послепродажные услуги?
• Рассмотреть относительные выгоды и издержки при непосредственном обслуживании и через субподрядчиков.
Нечего и говорить, что 1992 г. и перспективы единого рынка теперь уже реальность. Компании, которым не удалось спланировать проведение изменений, вызванных появлением единого рынка, оказались перед лицом повышенной конкуренции, к которой они плохо подготовлены. Успешными компаниями стали те, что начали готовиться к появлению единого рынка несколько лет назад. Действительно, обзор 200 компаний, выполненный в 1990 г. по заказу Конфедерации британской промышленности, выявил, что три четверти респондентов провели стратегические исследования с учетом событий 1992 г. Важно также помнить, что во многих отношениях 1992 г. представлял только один из многих шагов, хотя и важный, в сторону 40-летнего движения к по-настоящему свободной торговле на территории Европейского союза.
На более общем уровне, если вернуться к термину «Римский договор», под которым первоначально понимался Европейский союз 1957 г., представители государств-участников являются независимыми и не могут принимать указаний от своих национальных правительств. Рассмотрение каких-либо предложений является прерогативой Европейского совета министров и демократически избранных членов Европейского парламента. Это означает, что многие из решений, которые в конце концов влияют на британскую промышленность, оказываются вне пределов непосредственного контроля правительства Великобритании и что во многих сферах торговли переговоры ведутся от нашего имени Европейским союзом в целом. Этот процесс европеизации, конечно, в значительной степени продвинулся после подписания Маастрихтского договора, который оказался очень противоречивым для национальной политической деятельности в Великобритании. Действительно, существуют глубокие различия между политическими партиями в их отношении к предложениям этого договора. Многие все еще полагают, что он должен быть выставлен на референдум, чтобы решение принимало все население страны. Впрочем, согласие или несогласие сейчас уже не является очень важным. Важное другое: хотя подразумевается, что в конце концов ЕС станет во многом похожим на США, т. е. каждое государство-участник станет неким подобием отдельного штата и даже появились предложения назвать такое образование Соединенными Штатами fl
Европы, можно ли будет действительно добиться этого, если учесть все различия в культурах, языке или даже религиях? Действительно, трудно представить себе гомогенную, панъевропейскую маркетинговую программу вроде той, какие разрабатываются для деятельности в США. Продолжающееся движение в сторону увеличивающегося политического и экономического союза представит все больше возможностей (и угроз) компаниям, действующим в рамках ЕС, однако все понимают, что подобные изменения не происходят в течение одной ночи. Это будет более или менее медленный переходный период, который может растянуться на десятилетия, прежде чем мы действительно сможем увидеть интеграцию, подобную той, которая существует сегодня в США. Правда, уже сейчас мы можем наблюдать первые шаги по направлению к этой цели, что особенно стало наглядным с введением единой денежной единицы — евро, принятой большинством стран-участниц, за исключением трех, в число которых входит и Великобритания.
Интересно предположение, которое сформулировал Чарльз Бете (Charles Betz) из европейской консалтинговой фирмы Carre Orban and Paul Ray International. Он считает, что каждая европейская страна в конечном счете станет специализироваться в следующих направлениях.
Германия будет специализироваться на инженерных работах в области высоких технологий.
Нидерланды сконцентрируют свои усилия на отраслях обслуживания (например, хранении и дистрибуции нефтехимических продуктов).
Бельгия станет осью сообщества, в котором Брюссель будет играть роль общей канцелярии.
Франция станет более технической страной.
Швейцария останется за пределами Европейского союза, будет действовать как финансовый центр и нейтральный защитник денег.
Австрия имеет большой потенциал и сможет сыграть значительную роль в качестве моста между Европейским союзом и странами Восточной Европы.
Греция и Турция станут дешевыми производительными базами, выпускающими товары для Ближнего Востока и Северной Африки.
Италия и Испания окажутся «победителями», поскольку у них имеется в достаточном количестве рабочая сила, для которой характерно рациональное соотношение между затратами и эффективностью.
Т
Португалия имеет низкие затраты на труд и является в основном аграрной страной, которая будет продавать выращиваемые в течение зимы овощи в более северные страны.
Дания продаст свою скандинавскую независимость за право торговать в рамках Европейского союза и добьется успехов в области инновационных разработок.
Ирландия, вероятно, сможет решать свои политические проблемы на севере и, имея низкие издержки на труд, окажется в хорошей позиции, позволяющей ей конкурировать за заказы в производстве и сборке.
Великобритания продолжит оставаться лидером в финансовых вопросах, консолидируя эту деятельность через национальные границы.
Швеция и Финляндия продолжат наращивать свой опыт в точном машиностроении и телекоммуникационном оборудовании.
Это лишь мнение одного из экспертов, но несомненно, что некоторое движение в сторону специализации отдельных государств — участников Европейского союза будет иметь место.
Всемирная торговая организация (ВТО)
Возможно, одной из наиболее важных тенденций развития нескольких последних лет является устойчивое и расширяющееся движение в сторону протекционизма.
Значительная часть мировой торговли осуществляется в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). По своей сути это комплексное соглашение, однако его наиболее важные черты можно обобщить в четырех фундаментальных принципах.
1. Отсутствие дискриминации. Каждое государство-участник соглашается, что любые тарифные уступки или торговые преимущества, предоставляемые одной страной, независимо от того, является ли она членом ГАТТ, должны предоставляться и другим государствам-участникам.
2. Консультации. Государства-участники должны встречаться под эгидой ГАТТ и обсуждать проблемы по торговле, которые могут возникнуть.
3. Переговоры по тарифам. То, что тарифы должны быть открытыми для переговоров, является именно той идеей, которая первоначально и породила ГАТТ. Существовала надежда, что целью таких переговоров будет сокращение, а в конечной перспективе и полное устранение таможенных платежей.
4. Торговый либерализм. Ключевая идея, на основе которой действуют принципы, описанные выше, — это продолжающаяся либерализация мировой торговли. Импортные квоты и лицензионные требования, ограничения внутри государств, которые традиционно использовались странами для контролирования объема и типа импорта, поступающего в страну, запрещены. Идея заключается в том, что временная защита может разрешаться национальной промышленности каждой страны только через таможенные тарифы.
Нет никаких сомнений, что влияние ГАТТ, оказываемое в течение большей части послевоенных лет, позволило устранить некоторые протекционистские меры, действующие на национальных рынках. В результате этого соглашения ГАТТ отвечают, по крайней мере частично, за значительный рост в мировой торговле, о чем говорилось уже выше. В последнее время эта либерализация торговли приостановилась, или по крайней мере замедлилась, в результате целой серии действий. Хорошо известно, что сейчас существуют широко признанные ограничительные торговые показатели, не подпадающие под формальные правила ГАТТ, например добровольные экспортные ограничения и принятие антидемпинговых законов.
Генеральный директор ВТО высказал предположение, что, если исключить из подсчета сельскохозяйственные продукты, объем международной торговли, которого касаются такие действия, в настоящее время представляет более 5% общего объема мировой торговли, и эта цифра медленно растет.
Однако принципы ВТО привели к тому, что в среднем тарифы на промышленные товары снизились с 40% в 1947 г. до всего 4,7% в 1979 г., а с тех пор эта величина стала еще меньше.
Тарифные ограничения рассматриваются на переговорах в ходе так называемых раундов ГАТТ, восьмой и последний из которых начался в Уругвае в 1986 г. и первоначально планировался проводиться до декабря 1990 г. Тот факт, что этот раунд завершился лишь в 1995 г., отражает трудные и продолжительные переговоры, которые велись на нем. Уругвайский раунд способствовал медленному прогрессу в отношении введения новых правил и снижения тарифов, включая новые общие соглашения о торговле услугами. Однако крупнейшим препятствием, мешавшим достижению согласия, стали споры между Соединенными Штатами и членами Европейского союза, касающиеся общей сельскохозяйственной политики Союза. США настаивали, чтобы реформа субсидий, предоставляемых фермерам из ЕС, проводилась в рамках соглашения ГАТТ, и призывали к отмене всех субсидий фермерам на период продолжительностью в десять лет. Первоначально казалось, что США и Европейский союз не смогут договориться по этой проблеме и что Уругвайский раунд окончится ничем — страны снова вернутся к протекционистской политике, особенно США. Однако после интенсивных переговоров и действий дипломатов проблема была в основном решена, и теперь ВТО может двигаться дальше, хотя периодически и останавливаясь на своем пути.
Восточная Европа
Еще одним значимым направлением развития в последние годы стало крушение коммунизма и изменения в Восточной Европе, причем динамика этого процесса оказалась очень сильной. Здесь не место обсуждать сущность и значимость этих перемен; достаточно только сказать, что большинство из прежних «закрытых» стран Восточной Европы теперь открыты для торговли со своими соседями из Западной Европы и другими странами всего земного шара. Пытаясь развивать свою экономику, основой которой было централизованное планирование, многие из этих стран с готовностью стали торговыми партнерами зарубежных компаний.
Постоянная необходимость в экспорте
Почти не вызывает сомнений, что мировая экономика переживает большие перемены в сфере международной торговли: изменяются условия ведения бизнеса и его масштабы, направления и характер перемещения капиталов. Всего за одно десятилетие Великобритания перестала быть страной, зависимой от импорта нефти, и стала в этом отношении самодостаточной. Связанный с этим процессом платежный баланс страны до 1980-х годов показывал избыток поступаемых средств, после чего снова наступило время дефицита. Поэтому остается постоянная необходимость в экспорте. Хотя изменения ставят перед экспортерами крупные проблемы, можно надеяться, что ответ, который они дадут, окажется благоприятным для общего процветания.
Хотя увеличивающийся экспорт товаров и услуг благоприятен для национальных интересов, у отдельных компаний могут быть более эгоистичные цели, и поэтому самым положительным стимулом, чтобы побудить их продавать в другие страны, является наличие у них потенциально прибыльных возможностей. Однако существуют и другие факторы, которые отдельные компании должны рассматривать, и эти факторы обсуждаются в следующем параграфе.