Продажи и управление продажами
Практическое упражнение Argent Distributors Ltd
Argent Distributors Ltd реализует на рынке стиральные машины и сушильные барабаны, которые она импортирует от одного некрупного итальянского производителя. Франчайзинговое соглашение о продажах между сторонами успешно действовало в течение предыдущих восьми лет, и за этот период Argent Distributors Ltd постоянно наращивала масштабы своей деятельности, что наглядно видно из приведенной ниже таблицы товарооборота.
Объем продаж Argent Distributors Ltd, ф. cm
1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 135 1238 1464 1824 2936 3542 4162 4948 5340 5338
Создается впечатление, что итальянский производитель вполне доволен этим соглашением, поскольку, являясь средней структурой бизнеса, он считает, что для него было бы слишком накладно создавать в Великобритании собственную дистрибьюторскую структуру, a Argent Distributors Ltd выполняет эту работу вполне квалифицированно.
Торговые операции компании на территории Великобритании в основном осуществляются с конечными потребителями, причем доля, которая приходится на нее в этой категории стиральных машин, составляет от 10 до 15%. При этом компания побуждает семьи покупать этот менее известный бренд на основе скорее цены, чем показателей функционирования. Реклама об этих товарах размещается в прессе, где потенциальных покупателей приглашают позвонить по телефону или заполнить специальный купон, чтобы получить более подробную информацию. На все запросы потенциальных покупателей следует посещение торгового представителя.
Торговые представители нанимаются с низким уровнем базовой заработной платы, к которой добавляются комиссионные. Задания о том, каких потенциальных покупателей торговый представитель должен посетить в течение недели, он получает из головного офиса. Все потенциальные потребители внимательно отслеживаются из головного офиса, и если торговый представитель постоянно не достигает средних показателей по получению заказов, то с ним расстаются. Сведения о потенциальных потребителях обычно получают на основе ответов на рекламу, размещаемую в прессе.
Процесс продаж в основном следует установленному образцу, который торговые представители изучают по руководству. Этот процесс разработан таким образом, чтобы соответствовать каждому типу возможной ситуации и помочь торговому представителю снять все возражения, которые потенциальный покупатель может высказать в ходе общения. Поэтому прежде чем торговому представителю разрешается работать самостоятельно, он должен пройти тест в присутствии менеджера по продажам на местах. В своей основе этот тест разработан так, чтобы учесть все возможные обстоятельства при продажах и гарантировать, что знания торгового представителя достаточны. После успешного прохождения теста торговому представителю разрешается приступить к самостоятельным продажам стиральных машин и сушилок.
Торговые представители работают, самостоятельно организует свой рабочий день. Им предоставляется демонстрационный набор стиральной машины и сушилки, а также небольшой фургон, на котором нанесен логотип компании. За поддержание фургона в рабочем состоянии отвечает компания, но за бензин платит сам представитель. Размер базовой заработной платы в 1999 г. составлял за год 10 000 ф. ст. и, поднимаясь на 500 ф. ст. каждый год службы, достиг максимума в 12 000 ф. ст. Существенным дополнением к заработной плате были комиссионные. Например, за 1999 г. торговый представитель с минимальной заработной платой 10 000 ф. ст. получил дополнительно 8700 ф. ст. в качестве комиссионных. Некоторые торговые представители были уволены за то, что не смогли добиться целевых показателей по переводу потенциальных потребителей в фактические. Торговым представителем с самыми высокими поступлениями был человек, проработавший в компании уже семь лет и получивший 12 000 плюс 32 850 ф. ст. комиссионных. В среднем размер комиссионных за 1999 г. составил 21 075 ф. ст. Расходы на горючее и другие подобные затраты должны оплачиваться из этой суммы.
Руководство компании полагает, что здесь должны выживать сильнейшие, и поэтому в течение 1998—1999 г. текучка торговых представителей была выше, чем за предыдущие два года в среднем. И если ранее средний срок службы торговых представителей составлял в компании четыре года, то теперь он сократился до трех.
В первый раз в истории компании продажи по сравнению с предыдущим годом фактически упали. Считалось, что это объясняется в некоторой степени плохим (а по мнению руководства компании, несправедливым общественным мнением). Одна из моделей стиральных машин компании появилась в известной телевизионной программе по защите прав потребителей, в которой некоторые из приемов продаж, к которым прибегают торговые представители Argent Distributors Ltd, подверглись критике. Кроме того, в передаче был сделан вывод, что после того как продажа осуществлена, компания больше не проявляет интереса и не предоставляет соответствующего послепродажного обслуживания. В некоторых случаях после поломки машины запасные детали приходилось ждать больше четырех недель.
Компания рассматривает падение объема продаж очень серьезно, а кроме того осведомлена о растущем недовольстве среди торговых представителей. В связи с этим было заключено соглашение
Об обслуживании машин в сети инженеров по обслуживанию, которые занимаются как другими марками машин, так и теми, которые продает Argent Distributors Ltd (считалось, что в целом все модели очень похожи). Они также использовали эту сеть инженеров по обслуживанию для обеспечения выдаваемых гарантий на первый год работы машины. Ожидалось, что эти инженеры по обслуживанию будут иметь свой достаточный запас частей, что позволит им оперативно выполнять простые ремонты, а также предполагалось, что крупные запасные части будут поступать со склада Argent Distributors Ltd в течение 48 часов. Однако основные компоненты к более старым машинам там не хранились, и поэтому их приходилось заказывать из Италии. В результате срок ремонта затягивался порой до четырех недель, о чем говорилось в упомянутой выше телевизионной программе. Многие потенциальные потребители при общении с торговыми представителями стали говорить: «А это та стиральная машина, к которой нельзя достать запасные части?» Хотя торговых представителей проинструктировали, как им следует отвечать на такое возражение (что это, мол, касалось одного или двух случаев, связанных со старыми моделями, и что новые модели обслуживаются немедленно), подобные заверения не очень-то убеждали потенциальных потребителей, в результате чего многие возможные заказы оказались в конце концов неполученными.