Продажи и управление продажами
От маркетинга взаимоотношениями до продаж на основе взаимоотношений
Кокс и его коллеги (Сох et al., 1995) выдвинули очень интересную — с точки зрения материально-технического снабжения — идею, утверждая, что значительная добавленная ценность может быть получена за счет большей сфокусированности на цепи поставок. В отношении покупки это включает интегрированный подход в получении ценности от поставщика, добавке ценности от производства и доставки ценности потребителям.
Поддержкой этой идеи является тот факт, что наиболее важной характеристикой деловых взаимоотношений между покупателем и торговым представителем, как правило, является цена; и действительно, переговоры об этом — ключевой аспект каждой презентации при продажах. Однако появилась и другая точка зрения, в основе которой лежит понятие открытый счет. Это разновидность соглашения возможно только при таких долгосрочных взаимоотношениях между покупателями и торговыми представителями, которые устанавливаются, если производство работает на основе варианта «точно в срок». В данном случае переговоры о цене не являются характерной особенностью трансакций между покупателем и торговым представителем, поскольку каждая сторона понимает, какой является наценка другой стороны. Покупатели имеют доступ к счетам продавца, т. е. им предоставляется информация о всех затратах поставщика на компоненты или материалы, которые им поставляются. Эти отчеты показывают количество материала, труда и расходов, а также накладных расходов, из которых формируются затраты на такую продукцию. Как следует из самого понятия «открытый счет», при таком варианте может быть достигнута степень полной открытости. В той же степени и поставщики имеют доступ к счетам производителя и могут сделать аналогичный анализ. После этого между покупателем и поставщиком может быть согласована взаимоприемлемая маржа прибыли, то есть ценовой элемент в маркетинг-миксе фактически исчезает, что, возможно, является дополнительным подтверждением верности определения маркетинга, предложенного Гронроосом.
Все сказанное выше позволяет сделать предположение, что для реализации маркетинга взаимоотношениями требуется определенная тактика. Этот тип маркетинга связан со стратегическим мышлением, которое учитывает новую роль маркетинга как результат обратного маркетинга. В настоящее время считается, что продажи на основе взаимоотношений являются тактическим приемом, применяемым для установления и наращивания отношений, характерных для маркетинга взаимоотношениями.
Барнет и его коллеги (Barnet et al., 1995) отмечают заметную разницу между западным и японским подходами в определении
Доли технологических усилий. В Европе в среднем 54% из приблизительно 6800 ч инженерного труда, требовавшихся для производства новой модели, передавалось субподрядчикам. В США только 14% из 4200 ч инженерного труда передавалось субподрядчикам. В Японии время, необходимое для производства новой модели, составляет 3900 ч, однако на долю субподрядчиков приходится около 72% этого времени. Возможность субподрядчиков принимать участие в проектировании продукта обеспечивает японскому заказчику преимущество в отношении нагрузки и сокращения времени выхода на рынок. Иногда такой подход называется одновременным инжинирингом. При таких взаимоотношениях обычной практикой является то, что партнеры обеспечивают друг другу доступ к своим технологиям.
Таким образом, роль маркетинга меняется. Продажи теперь часто рассматриваются как тактический аспект маркетинговой функции, роль которой также претерпевает изменения.
Помимо тех изменений, которые были показаны до сих пор, общая ситуация с маркетингом меняется и в других отношениях. Проникновение на мировой рынок спутникового и кабельного телевидения означает, что кампании продвижения блокбастерно - го типа становятся все более трудными для проведения из-за фрагментарного подхода зрителей к просмотру телевизионных программ. Из-за этого поддерживать лояльность к бренду также становится все тяжелее. Поскольку эффективность указанных медийных приемов в целом снижается, то и привлекательность таких продвижений для рекламодателей также уменьшается. Поэтому будет наблюдаться переход к более дешевым вариантам, реализуемым через точно нацеленные подходы прямого маркетинга. Это приведет к появлению более эффективных способов формирования потенциальных потребителей. Более популярными станут приемы «толкай», чем «тяни», и, конечно, приемы продвижения типа «толкай» в большей степени относятся к сфере продаж. Это будет также означать общую активизацию программ заботы о потребителе, что можно рассматривать как очень эффективный способ удержания потребителей. Крупные компании, которые в прошлом, возможно, рассматривали уникальное торговое предложение в качестве своей козырной карты при взаимодействии с потребителями, будут вынуждены принять в той или иной мере философию малого бизнеса, чтобы сохранить тесный контакт со своими заказчиками, хорошо понимая их запросы и общаясь с ними после продажи. Гронроос (1994) утверждает, что
То, что мы в настоящее время испытываем, является результатом растущей осведомленности о подходе к маркетингу взаимоотношениями, возвратом к естественному способу управления отношениями с потребителями, который существовал до того, как маркетинг стал изолированной функцией.
Ланкастер и Рейнольде (Lancaster and Reynolds, 1998), описывая все более значимую роль современных торговых представителей, предположили, что некоторые из видов деятельности все больше и больше переходят под ответственность отдела продаж. Взгляды на эту более активную роль компании на стадии продаж можно рассматривать как современное представление о тактике продаж на основе взаимоотношений.