Продажи и управление продажами
Подготовка к продажам
Способность торгового представителя быстро соображать является очень полезной, поскольку от него требуется изменять свои презентации продукции таким образом, чтобы они лучше соответствовали конкретным запросам и проблемам разных заказчиков, а также быстро реагировать на необычные возражения или коварные вопросы. Этого можно во многом добиться за счет тщательной подготовки к решению указанной задачи. Многие потребители сталкиваются с одними и теми же проблемами, так как некоторые вопросы и возражения возникают регулярно. В этом случае торговый представитель может с пользой для себя затратить часть своего рабочего времени, анализируя, как ему лучше действовать в таких повторяющихся ситуациях.
В этом параграфе основное внимание уделяется подготовке к решению задачи продажи, не только когда у торгового представителя либо нет, либо почти нет возможности торговаться с покупателем, но и когда продажа может быть связана со значительными обсуждениями ее условий между покупателем и торговым представителем. Во многих ситуациях продаж покупатели и торговые представители могут договариваться о цене, о времени поставки, о дополнительных свойствах продукта, об условиях оплаты и кредита, а также о стоимостных параметрах при встречных продажах. В этом контексте все сказанное будет называться в дальнейшем переговорами об условиях продаж. В других случаях у торговых представителей не будет больших возможностей для ведения подобных обсуждений, особенно, когда продукт предлагается в варианте «берите или уходите». Так, торговый представитель компании, продающей велосипеды дилерам, может иметь заранее сформулированный прейскурант и график поставок и не иметь полномочий отклоняться от заданных в этих документах параметров. Такой вариант здесь будет называться чистыми продажами. т>*'-?'
Подготовка к чистым продажам и к переговорам об условиях продаж
Для того чтобы повысить вероятность продажи как при чистых продажах, так и при переговорах об условиях продаж, следует проанализировать ряд факторов.
Знание о продукте и о его выгодах
Для обеспечения успеха продаж одного знания о характеристиках продукта недостаточно. Поскольку люди покупают продукты ради тех выгод, которые они приносят, успешно действующий торговый представитель умеет связывать характеристики продукции с теми выгодами, которые стремится получить потребитель; то есть характеристики продукта являются средствами, при помощи которых эти выгоды получаются. Для этого необходимо взглянуть на продукты глазами потребителя. В табл. 4.1 приводится несколько примеров этого рода.
Таблица 4.1. Характеристики продукта и потребительские выгоды
Потребительская Выгода |
Характеристика продукта
Убирающийся шарик в шариковой ручке
Высокая скорость вращения барабана сушильного устройства Большая высота подъема груза погрузчиком вилочного типа Конвейерная подача (фотоко - пиры)
Автоматическая стиральная машина
Снижение вероятности поломки Одежда отжимается до более сухого состояния Более эффективное использование складского помещения
Более быстрое копирование Больше времени может быть выделено для выполнения других, более приятных видов деятельности
За счет такого анализа продаваемых продуктов торговые представители могут более целенаправленно общаться с потенциальными покупателями, и поэтому их предложения становятся более убедительными. При промышленных продажах торговый представитель может быть приглашен в качестве консультанта, который порекомендует некоторые решения, при помощи которых можно устранить проблему. В некоторых случаях это может вклю-
Чать глубокое понимание сущности бизнеса заказчика, для того чтобы уметь в полной мере оценить проблему и предложить для нее наиболее подходящее решение. В связи с этим торговый представитель должен не только знать выгоды от своего продукта, но и типы ситуаций, в которых каждая из этих выгод работает. Например, при продаже компьютеров, чтобы добиться успеха, требуется понять, какая система в наибольшей степени соответствует потребительским запросам и ресурсам. Это может вызвать необходимость тщательного изучения запросов в ходе обзора, который должна провести компания-продавец. Иногда затраты на такой обзор оплачиваются самим потенциальным заказчиком, но затем они вычитаются из цены, а результатом такого обзора становится размещение заказа.
Подготовка к демонстрации выгод от продажи не должна приводить к устранению гибкости. У разных потребителей разные запросы, из чего следует, что им требуются разные выгоды от тех продуктов, которые они покупают. Один из торговых представителей офисного оборудования, имеющий очень высокий показатель поступлений, объясняет свой успех той подготовкой, которой он занимается перед каждым посещением потенциального покупателя; в ходе этой подготовки он разбирается досконально в характеристиках продукта, в запросах возможного клиента и сопоставляет их друг с другом. В этом ему помогает жена, которая каждый вечер и по выходным устраивает этому торговому представителю своеобразный экзамен (Kennedy et al., 1980).
Знание продуктов конкурентов и их выгод
Знание продуктов соперников обеспечивает несколько преимуществ.
•Это позволяет торговому представителю парировать сильные стороны продуктов конкурентов, о которых может упомянуть потенциальный покупатель, и указать на их слабые места. Например, покупатель может заявить: «У продукции компании X гораздо меньшие расходы на эксплуатацию», на что торговый представитель может ответить: «Да, однако эта экономия намного меньше от экономии на потребление топлива, которую вы получите, если приобретете нашу машину».
•При промышленных продажах инженеры отдела продаж могут работать в организации-покупателе, чтобы решить возникшие у нее технические проблемы. Это может привести к
Уточнению спецификации продукта, на которую могут повлиять эти инженеры. Очевидно, пойдет на пользу, если эта спецификация будет отражать сильные стороны и возможности своей продукции, а не конкурентов. Таким образом, знание сильных и слабых сторон соперников в такой ситуации оказывается преимуществом. Информацию о конкурентах можно получить из журналов, например Which?, торговых каталогов, прейскурантов, разговоров с покупателями и личных наблюдений, например, цен в супермаркетах. Имеет смысл вносить такую информацию в отдельный файл, поскольку это позволяет быстро к ней обращаться в случае необходимости. Компания Vauxhall предоставляет своим торгового представителям краткий список сильных и слабых сторон как собственных автомобилей, так и
Машин соперников.
Планирование презентации при продажах
Хотя разнообразие, гибкость и способность быстро соображать
— желательные атрибуты, существуют значительные выгоды, связанные и с презентационным планированием.
1. Торговый представитель вряд ли забудет основные потребительские выгоды, которые ассоциируются с каждым продуктом, входящим в тот ассортимент, которым он торгует.
2. Использование визуальных вспомогательных средств и демонстрация могут быть запланированы для презентации в наиболее подходящее для этого время, что положительно работает на коммуникационные усилия торгового представителя.
З. Это формирует уверенность у торгового представителя, особенно из числа новых или обладающих небольшим опытом, поскольку теперь он хорошо подготовлен, чтобы эффективно и профессионально выполнять свою работу.
4. Заранее следует предусмотреть возможные возражения и вопросы и подготовить убедительные контраргументы и ответы. Многие торговые представители, кажущиеся постороннему человеку умными от природы, на самом деле выработали такие навыки благодаря тщательной, заранее проведенной подготовке, в которой их коллеги выступали в роли покупателей и придумывали возражения, которые они могли бы высказать будучи посетителями магазина. Например, многие ценовые возражения могут быть парированы, если обратить внимание покупателя на более высокое качество продукта, его большую надежность, более высокую производительность или какие-то характеристики, приводящие к
Снижению расходов в течение всей жизни продукта, например меньшие затраты на эксплуатацию, топливо или работников.
Задание целей по продажам
Мастерством торгового представителя при постановке целей является умение сделать так, чтобы потребитель, а не торговый представитель показал, что он намеревается делать. При взаимодействии с потенциальным потребителем конкретная цель зависит от цикла продаж продукта и от этапа в этом цикле.
Цикл продаж относится ко времени, которое, как обоснованно можно ожидать, пройдет, прежде чем заказ будет размещен. Если говорить о большей части розничных продаж, то этот цикл является коротким; и часто, если торговому представителю не удается добиться нужного результата с первого раза, потребитель решит свою задачу где-нибудь еще. В этой ситуации целесообразно задать в качестве цели совершение продажи. Для капитальных товаров, например, самолетов, газовых турбин или нефтяных вышек, цикл продаж является очень длительным и, возможно, продолжается несколько лет. Понятно, устанавливать в этом случае цели такие же, как в предыдущем варианте, было бы неправильно. Для производителей с более длинными циклами продаж в качестве рациональных целей могут задаваться:
•четко определить, каковы требования заказчика;
•убедить заказчика посетить производственное предприятие; •убедить заказчика попробовать продукт, например совершить полет на самолете;
• убедить заказчика сравнить ваш продукт с продуктом конку рента на основе количественных критериев функциониро вания, например, для бурового оборудования таким показа телем может быть глубина проходки за час.
После того как цели заданы, появляется необходимость определить, что должен делать торговый представитель для их реализации. Например, торговый представитель по продаже клеящих веществ может принять решение, что его целью следует считать посещение покупателя, где он продемонстрирует легкость использования новых продуктов и их клеящие свойства. Но хотя такая демонстрация может быть полезной и необходимой частью презентации при продажах, она не является конечной целью визита. Такой целью может быть убеждение потребителя испытать продукт в течение четырехнедельного периода или разместить заказ для немедленного использования.
Понимание сущности покупательского поведения
В гл. 2 было сказано, что многие решения, связанные с покупательским поведением, являются сложными, требующими участия многих людей, чьи критерии оценок могут быть различными, и что сотрудник отдела закупок может играть незначительную роль в решении того, какого поставщика выбрать, особенно, если речь идет о закупке дорогостоящих продуктов.
Практическим следствием этого для промышленных торговых представителей, когда они продают продукцию как новым, так и существующим заказчикам, но характер продукта является другим, может стать необходимость в тщательной подготовке. В обеих ситуациях время, затрачиваемое на выяснение того, кто является основным лицом, принимающим решение, в любом случае хорошо окупится. В разных компаниях этими людьми могут быть разные категории сотрудников, например, секретари (канцелярские товары для офиса), инженеры по производству (токарные станки), инженеры-проектировщики (компоненты), директора (компьютеры), и поэтому торговым представителям необходимо хорошо разбираться в сущности реальных запросов, чтобы в каждом случае действовать индивидуально.
Другая практическая информация, которую торговый представитель может собирать с пользой для себя, это фамилия и должность каждого лица, принимающего решение, время, наиболее удобное для собеседования, типы аналогичных продуктов конкурентов, которые приобретались покупающей организацией, любые угрозы, препятствующие успешной продаже, и особые возможности, возникающие в ходе общения. Примерами последней группы могут быть личные предубеждения ключевых фигур компании-заказчика в отношении какого-то торгового представителя, его компании или продукта, и наоборот, позитивными факторами могут быть общие интересы, которые создают основу для взаимопонимания с покупателем, или положительный опыт знакомства с другими типами продуктов, которые предлагает торговый представитель.
Подготовка для ведения переговоров об условиях продаж
Помимо тех факторов, которые были показаны в предыдущем параграфе, лицо, занимающееся переговорами об условиях про
Даж, выиграет, если уделит должное внимание следующим факторам в ходе подготовки к этим переговорам.
Оценивание баланса сил
В переговорах об условиях продаж и торговый представитель, и покупатель намереваются заключить сделку, которая является для каждого из них выгодной. Степень достижения успеха каждой стороной зависит от их навыков и умений по ведению переговоров и от баланса их сил. Этот баланс определяется четырьмя основными факторами.
1. Количеством вариантов, доступных каждой стороне. Если у покупателя имеется единственный вариант — покупать только у торгового представителя, о котором идет речь, то в этой ситуации торговый представитель занимает более сильную позицию. Если торговый представитель, в свою очередь, не зависит от покупателя, а имеет много привлекательных потенциальных заказчиков на свою продукцию, то опять же его позиция является сильной. И наоборот, когда покупатель имеет множество потенциальных источников поставок, а у торгового представителя потенциальных заказчиков мало, покупатель сможет заключить более выгодное для себя соглашение. Многие покупатели, чтобы укрепить свою позицию при ведении переговоров, преднамеренно ищут контакты с рядом потенциальных поставщиков.
2. Количество и качество информации, которой обладает каждая сторона. («Знание — сила» — Макиавелли.) Если покупатель имеет доступ к структуре расходов торгового представителя, то он занимает более сильную позицию в переговорах, когда запрашивает более низкую цену или по крайней мере не будет соглашаться на слишком высокую цену. Если торговый представитель знает, сколько покупатель готов заплатить, то в этом случае его позиция становится более сильной.
3. Понимание запросов и их удовлетворение. Чем глубже торговый представитель понимает запросы покупателя и чем полнее может их удовлетворить, тем сильнее будет его позиция в ходе ведения переговоров. В некоторых промышленных маркетинговых ситуациях поставщики взаимодействуют с покупающими организациями в решении технических проблем и получают при этом такие знания, которые обеспечивают им в ходе переговоров с заказчиками очень сильные позиции. Чем сильнее у покупателя уверенность, что его запросы могут быть удовлетворены только
Одной компанией-поставщиком, тем слабее его позиция при переговорах. Действительно, торговый представитель резко сокращает число вариантов у покупателя, если является уникальной структурой бизнеса, которая может удовлетворить его запросы.
4. Давление на стороны. В тех случаях, когда для покупающей организации техническая проблема является очень значимой, т. е. проявляется очень наглядно и ее решение является трудным, любой поставщик, который может ее решить, получит при переговорах ощутимое преимущество. Если, однако, существует давление на торговых представителей, возможно, из-за низких поступлений от продаж, то в этом случае покупатель может получить в ходе переговоров более выгодные для себя условия, пообещав торговому представителю покупать у него.
Следствиями этих факторов, влияющих на баланс сил, является то, что до ведения переговоров (а также, разумеется, в ходе их) торговые представители окажутся в более выгодном положении, если правильно оценят относительные сильные стороны той базы, по которой делается сравнение. Из этого следует, что им требуется соответствующая информация. Если торговый представитель знает число компаний, которые конкурируют за получение заказа, их вероятные действия и критерии, используемые покупающей организацией при совершении выбора, степень давления на ключевых членов структуры, отвечающей за принятие решения, а также любые формулы, которые они могут использовать для оценивания ценовой приемлемости, то точное определение баланса сил вполне возможно.
Этот процесс должен снизить вероятность установления слишком низкой цены или предоставления необоснованных других уступок, например излишне благоприятных условий платежа. На этом этапе опытные переговорщики стараются оценить будущие возможные изменения в балансе сил. Возможно, сейчас сила находится на стороне поставщика, однако ее излишнее применение или ведение им переговоров в жестком режиме приведет в конце концов к тому, что ситуация изменится: у покупателя будет больше поставщиков, из которых он может выбирать.
Определение переговорных целей
Для лиц, участвующих в переговорах, было бы разумно устанавливать цели на подготовительном этапе. Это снижает вероятность поддаться азарту в разгаре переговоров и согласится на условия, которые впоследствии могут быть восприняты как нежелательные и 4
Поэтому даже отвергнуты. Этот процесс аналогичен действиям покупателя на аукционе, который заплатил за выставленную там вещь больше, чем он может себе позволить, что объясняется азартом аукциона. Кроме того, когда переговоры осуществляются командой, обсуждение целей помогает обеспечивать координированность и единство их действий.
Полезно рассмотреть два типа целей (Kennedy et al., 1980).
1.Обязательные цели. Обязательные цели определяют минимальные требования стороны, участвующей в переговорах; например, минимальную цену, по которой торговый представитель согласится на сделку. Другими словами, эти цели являются критичными.
2Желательные цели. Это тот максимум, который сторона, участвующая в переговорах, обоснованно ожидает получить; например, эта та максимальная цена, которую, как полагает торговый представитель, он может получить при определенном развитии событий. Это определяет весь набор промежуточных позиций покупателей и торговых представителей.
При рассмотрении обязательных целей полезно учесть так называемый вариант BATNA — Best Alternative to a Negotiated Agreement (Лучший альтернативный вариант по результатам переговоров, Fisher and Ury, 1991). Сюда входит идентификация альтернативных вариантов, если первоначальное соглашение не может быть достигнуто. Здесь устанавливаются стандарты, относительно которых может быть оценено любое предложение, а также ограничительные параметры, препятствующие принятию неблагоприятных условий под давлением более сильной стороны в переговорах.
На рис. 4.1 показан сценарий переговоров, в которых достижение сделки возможно, поскольку существует перекрытие между максимальной ценой, которую готов заплатить покупатель (обязательная цель покупателя), и нижней ценой торгового представителя, которую он готов принять (обязательная цель торгового представителя). Цена, о которой фактически договорятся стороны, зависит от баланса сил между ними и от относительных умений и навыков сторон вести переговоры.
Анализ уступок
Поскольку процесс переговоров динамичен, вполне возможно, что в ходе переговоров по крайней мере одна из сторон пойдет на уступки. Подготовительная работа может помочь лицам, участвующим в переговорах, проанализировать те уступки, которые можно предложить другой стороне. Ключом для такого ана-
Сфера ответственности при продажах и подготовка к продажам
Цена |
I I- |
Желательная цель торгового представителя
Обязательная цель покупателя Обязательная цель торгового представителя
1 |
Желательная цель покупателя Рис. 4.1. Сценарий ведения переговоров
Лиза является оценивание уступок, на которые, по мнению покупателя, может пойти продавец. Сделав это, можно идентифицировать уступки, которые стоят торговому представителю немного, но которые высоко оцениваются покупателем. Например, предложение более быстрой поставки, чем обычно, может стоить торговому представителю относительно немного (например, у них есть свободные мощности), но будет высоко цениться покупателем, и поэтому торговый представитель сможет в обмен на это добиться более быстрых платежей.
Ниже перечислены области, которые следует проанализировать в ходе анализа уступок:
•цена;
•время поставок;
•продукт (его спецификация, дополнительные характеристики по выбору);
•цена (заводская цена, цена с доставкой до ворот предприятия заказчика, цена установки, цена обслуживания);
•платежи (при отгрузке, при получении, при заказе, условия кредита);
• условия встречных продаж, например, при покупке автомобиля. Целью анализа уступок является подтверждение того, что любой аспект, имеющий ценность для покупателя, не предоставляется ему в ходе переговоров бесплатно. Опытный переговорщик попытается взамен каждой сделанной уступки получить уступку от другой стороны и тем самым в конце концов достигнуть соглашения, которое устраивает обе стороны.
Анализ предложений
Следующим этапом в ходе подготовки является оценивание предложений и спроса, которые покупатель, вероятно, сделает в
ходе переговоров, и той реакции, которая последует со стороны торгового представителя. Это аналог прогнозирования возражений при чистых продажах; помогает в тех ситуациях, когда надо принимать быстрые решения, например, в самом разгаре переговоров, когда кипит накал страстей.
Анализ предложений связан с анализом уступок, так как когда покупатель делает предложение, например, предлагает благоприятные условия кредита, он фактически просит продавца пойти на уступку. Опытный торговый представитель попросит предоставить услугу в ответ: возможно (график поставок). Заранее прогнозируя возможные предложения покупателя, торговый представитель может спланировать варианты контрпредложений. В некоторых ситуациях подходящим вариантом ответа может быть включение в соглашение «статьи об уступках» (см. гл. 5).
В этой главе рассмотрены сферы ответственности торговых представителей, то есть осуществление продаж, выявление новых потенциальных покупателей, ведение учетных сведений о потребителях, обеспечение обратной связи, управление собственной работой, улаживание жалоб и предоставление услуг.
Важнейшим элементом во всей этой работе является подготовка к продажам, которая подробно изучена в этой главе. Показана разница между переговорами об условиях продаж, в которых у сторон имеются некоторые возможности торговаться, и чистыми продажами, при которых у торгового представителя нет свободы рук. Для подготовки важными составляющими являются:
1) знание продукта и тех выгод, которые стремится получить
Потребитель;
2) знание продуктов соперников и их сильных сторон;
3) планирование презентации при продажах;
4) установление целей по продажам и по переговорам;
5) глубокое понимание потребительского поведения;
6) оценка баланса сил;
7) анализ уступок;
8) анализ предложений.
В следующей главе, посвященный навыкам и умениям персональных продаж, будет рассмотрено, как следует пользоваться описанной выше подготовкой в реальных ситуациях, связанных с продажами.