Продажи и управление продажами
Место продаж в маркетинговом плане
До сих пор мы рассматривали в основном процедуру подготовки маркетинговых планов. Нечего и говорить, что функция продаж в этом процессе играет важную роль. Теперь проанализируем сущность этой роли и, в частности, посмотрим на тот вклад, который функция продаж вносит в подготовку маркетингового плана, и как в свою очередь маркетинговый план влияет на эту функцию.
Мы уже видели, что в течение всего процесса планирования необходимо идентифицировать различные варианты действий и решений, которые могут быть наиболее подходящими для этих альтернативных вариантов. Как идентифицирование альтернатив, так и выбор из них требуют наличия точной и своевременно полученной информации. Одна из ключевых ролей в функции продаж в процессе планирования — предоставление такой информации. Этот аспект станет более понятным, если мы изучим некоторые из этапов процесса планирования, в которые функция продаж может внести полезный вклад. К этим этапам относятся следующие:
1) анализ текущей ситуации на рынке;
2) определение потенциала продаж/прогнозирование продаж;
3) генерирование и отбор стратегий;
4) составление бюджета, реализация и контроль.
Анализ текущей ситуации на рынке
Близость к рынку делает функцию продаж и ее кадровое ресурсное наполнение с точки зрения уникальности вклада в анализ текущей рыночной ситуации, в которой действует компания,
Миссия или роль компании
Анализ рынка |
Обратная Свяэь |
А^акропараметры
Среды:
* социокультурные
* технологические
* 0біЦИЄ
»политические
* правовые
■ экологические
Анализ текущей ситуации на рынке
*сильные стороны
*слабые стороны
*возможности
*угрозы
- _*_______________
Заявление о целях
Определение потенциала рынка и продаж
- Действие |
4 — |
Прогнозирование
Продаж
|
|
|
|
Подготовка
Маркетинговой
Программы
(маркетинг-микс)
--------
Распределение
Необходимых
Ресурсов
(составление
Бюджета)
Реализация плана
Измерение и контроль
Рис. 'ЗА Схема процесса маркетингового планирования
Стратегия продаж
' ч-РЭДг!
Особенными. В частности, функция продаж часто позволяет внести большой вклад в анализ потребительских запросов и трендов покупательского поведения. В отношении знаний о соперниках и их позиции на рынке большой вклад может также внести менеджер по продажам. Поэтому информационная роль этого менеджера не должна игнорироваться; через торговых представителей он имеет хорошие возможности, позволяющие ему поставлять современную точную информацию, в основе которой лежит обратная связь, получаемая от потребителей.
Определение потенциала продаж/прогнозирование объема продаж
Как мы увидим в гл. 15, важнейшим участком, за который отвечает менеджер по продажам, является подготовка прогноза по объему продаж, который затем используется для планирования. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, подготовленные менеджером по продажам, становятся основой для распределения ресурсов компании таким образом, чтобы обеспечить ожидаемые продажи.
Генерирование стратегий и выбор наиболее подходящей
Хотя окончательное решение о наиболее подходящих для рынка маркетинговых стратегиях возлагается на менеджеров по маркетингу, менеджер по продажам должен быть готов также внести свой вклад в принятие этого решения. Опять же следует подчеркнуть, что функция продаж является идеальной с точки зрения оценивания того, в какой мере любая из предлагаемых стратегий подходит для конкретного рынка.
Следует сказать, что менеджер по продажам должен активно поощрять торговый персонал давать свои оценки того, в какой степени маркетинговые стратегии компании соответствуют рынку. Часто торговые представители, работающие на местах, могут точно оценить, как текущий целевой рынок отреагирует на маркетинговые инициативы компании.
Составление бюджета, реализация и контроль
Подготовка прогноза объема продаж является необходимым условием для последующей подготовки подробных планов. Кроме того, прогноз продаж используется для подготовки бюджета по продажам.
На основе прогноза объема продаж менеджер по продажам должен определить, какой уровень расходов потребуется для достижения прогнозируемого уровня продаж. Важно помнить, что он является ключевым звеном для всей процедуры составления бюджета в компании. Подготовленный бюджет повлияет не только на виды деятельности, которыми занимается отдел продаж, но и на другие отделы, в частности производственный, кадровый, финансовый и исследований и разработок. Из-за важности этого бюджеты по продажам подробно рассматриваются в гл. 16. Пока же достаточно упомянуть, что при подготовке этого бюджета менеджер по продажам должен подготовить обзор основных видов деятельности, связанных с продажами и необходимых для обеспечения прогнозных показателей, а также дать оценку расходов. Точное содержание годового бюджета по продажам от компании к компании меняется, но обычно включает данные о заработной плате сотрудников, расходы на непосредственные продажи, административные расходы, а также комиссионные и бонусы.
Согласовав бюджет продаж для отдела, менеджер по продажам должен взять на себя ответственность по его реализации и контролю за ним. При подготовке планов необходимым является сопоставление прошлых результатов с теми, которые были заданы в бюджете, и выявление, в частности, любых различий. Такие бюджетные отклонения (как благоприятные, так и неблагоприятные) должны анализироваться и интерпретироваться менеджером по продажам, а затем использоваться в процессе планирования. Менеджер по продажам должен сообщать об отклонениях своему руководству, а также подробности о любых корректирующих действиях, которые были им предприняты, и о том, какой эффект они оказали.
Влияние маркетингового плана на виды деятельности, связанные с продажами: стратегии и тактика продаж
Любое планирование является эффективным только в той степени, в какой оно влияет на процесс. Поэтому система эффективного маркетингового планирования влияет как на стратегические, так и на тактические виды деятельности всей компании.
Возможно, это влияние наиболее наглядно проявляется через решения, имеющие отношение к маркетинговой программе или к маркетинг-миксу.
Решения по планированию, относящиеся к продвижению в маркетинг-миксе, в наибольшей степени влияют на стратегии продаж. Кратко рассмотрим понятие набора инструментов для продвижения, показав, что следует учесть при выборе соответствующего набора и каковы последствия этого для стратегии продаж. В частности, объясним и обсудим важную, хотя часто не понимаемую зависимость между рекламой и продажами. Завершим этот параграф кратким изучением сущности тактики продаж.
Набор инструментов для продвижения (промоушен-микс)
Важным аспектом маркетингового планирования является подготовка маркетинговой программы, а наиболее важным шагом в этой подготовке является определение маркетинг-микса: продукта, цены, дистрибуции и продвижения. Поскольку на самом деле продажи — это только один элемент в составляющей продвижения этого микса, то целесообразно перейти к промоу - шен-миксу компании.
Этот промоушен-микс (или, если выразиться более корректно, коммуникационный микс) состоит из четырех основных элементов:
1) рекламы;
2) стимулирования продаж;
3) паблисити;
4) персональных продаж.
Во многих компаниях все четыре элемента вносят свой вклад в продажи, однако необходимо принять решение, на какой из них целесообразно сделать ставку. Такое решение принимается на этапе планирования, кроме того, необходимо, чтобы элементы промоу - шен-микса работали сообща для обеспечения достижения целей компании. Важной задачей менеджмента в отношении планировании является и координация видов деятельности, связанных с продвижением.
На решения планового характера в отношении того, где сделать акценты в промоушен-миксе, влияют несколько факторов. В некоторых компаниях ставка делается на торговых представителей, в результате чего весь бюджет на продвижение вьщеляется на эту составляющую. В других реклама или стимулирование продаж рассматриваются как более эффективные и продуктивные элементы, чем персональные продажи. Возможно, наиболее значимым аспектом разных инструментов продвижения является степень, в которой они могут заменять друг друга. Компании, действующие в одной и той же отрасли, значительно отличаются тем, на какую составляющую они делают основную ставку. Поэтому разработка промоушен-микса в конкретной компании не должна проводиться стандартно. Однако в качестве общей рекомендации покажем наиболее важные факторы, влияющие на принятие решения.
1.Тип рынка. Реклама и стимулирование продаж играют более важную роль в маркетинге потребительских продуктов, в то время как в промышленном маркетинге основным инструментом являются персональные продажи. Причины этого кроются в различиях между промышленным и потребительским видами маркетинга, что было показано в гл. 2, и являются наиболее очевидными, если сравнить маркетинг в отрасли потребительских товаров постоянного спроса с маркетингом технически сложных и дорогостоящих капитальных товаров для промышленности. Несмотря на это частые ошибки в выводах заключаются в том, что реклама не играет заметной роли в маркетинге промышленных продуктов. Действительно, потенциальный вклад от рекламы часто по ошибке торговым персоналом недооценивается, и поэтому затраты на рекламу рассматриваются как потеря ценных ресурсов компании. Зависимость между рекламой и продажами показана в этой главе ниже.
2.Этапы в процессе покупки. В гл. 2 было сделано предположение, что как для промышленных, так и для потребительских продуктов полезно рассмотреть этапы, которые потенциальный покупатель проходит до принятия решения о покупке. Хотя существует ряд способов, при помощи которых этот процесс может быть концептуализирован, по своей сути он представляет период от незнания потенциальным покупателем о компании и/или ее продуктах до убеждения, что товары или услуги этой компании в наибольшей степени подходят для удовлетворения его запросов. Последовательность этого процесса показана на рис. 3.3.
На основе опыта можно предположить, что, с одной стороны, при заданном формате реклама и паблисити более эффективны на ранних этапах движения потенциальных покупателей, т. е. от состояния неосведомленности до состояния понимания. С другой стороны, персональные продажи более эффективны по затратам, чем другие виды деятельности по продвижению на этапах убеждения и покупки. Заявив это, мы не утверждаем, что «холодные звонки» (общение по телефону с неподготовленным для этого
Потребителем, на всякий случай — вдруг от этого будет какая-то польза. — Прим. перев.) не являются важной стороной деятельности продаж, однако, как мы увидим позже, такие «холодные звонки» оказываются более эффективными, если потребитель уже осведомлен о компании и ее продукции.
3. Стратегия типа «тяни» в сравнении со стратегиями типа «толкай». Одним из важнейших факторов при выборе промоу - шен-микса является то, как компания решает сконцентрировать свои усилия на каналах дистрибуции. Возможно, это можно лучше всего проиллюстрировать, если сравнить стратегию типа «толкай» со стратегией типа «тяни».
•Стратегия типа «толкай». Имеет место в том случае, когда фокусом маркетинговых усилий является проталкивание продукта через канал дистрибуции. В этом случае акцент делается на то, чтобы оптовики и розничные торговые представители имели продукт в наличии. Смысл здесь заключается в том, что если членов канала можно побудить накапливать продукт, они в свою очередь будут стремиться к тому, чтобы этот продукт попал в зону внимания конечного потребителя. В целом стратегия «толкай» уделяет гораздо больше внимания использованию в промоушен-миксе элементов персональных продаж и стимулирования продаж.
•Стратегия «тяни». В гораздо большей степени при продвижении продукта к конечному потребителю полагается на рек-
Дм»
Ламу. В основе этого подхода лежит убеждение, что если можно создать сильный потребительский спрос на продукт, это приведет к тому, что конечные потребители начнут спрашивать его у розничных торговых представителей. В свою очередь розничные торговые структуры начнут спрашивать этот продукт у оптовиков, а те в свою очередь обратятся к производителю. Таким образом, продукт как бы потянется через канал, создавая потребительский спрос при помощи активной рекламы. (Управление каналом подробно рассматривается в гл. 9). 4. Этапы цикла жизни продукта. В гл. 1 введено понятие цикла жизни продукта. Есть некоторые свидетельства, позволяющие предположить, что различные инструменты продвижения варьируются по степени их относительной эффективности на различных этапах этого цикла. В целом реклама и стимулирование продаж более эффективны на этапах запуска продукта и роста, но по мере того как рынок становится все более зрелым и в конце концов начинает сокращаться, считается необходимым увеличивать акцент на персональные продажи. Нет никаких сомнений, что этап цикла жизни продукта действительно влияет на выбор маркетинговой стратегии, и поэтому следует очень аккуратно подходить к оцениванию последствий этого влияния на стратегии продаж.
Координация усилий по продвижению: зависимость между рекламой и продажами
При обсуждении фактора, влияющего на выбор инструментов продвижения, возможно, кому-то показалось, что некоторые инструменты являются взаимоисключающими, например, приходится выбирать и концентрировать свои усилия либо на рекламе, либо на персональных продажах. Однако это не так. Зависимость между различными инструментами продвижения, включая и персональные продажи, должна быть дополняющей и скоординированной. Возможно, это очевидный факт, который не следовало бы особо подчеркивать, однако такие зависимости нередко оцениваются ошибочно, в частности зависимость между рекламой и продажами. К сожалению, многие менеджеры по продажам и их торговые представители уверены, что расходы на рекламу — это бесполезная трата ресурсов компании. Очень редко, утверждают они, потребитель покупает только потому, что увидел рекламу продукта, особенно когда этим потребителем является промышленный покупатель. Из-за этого, продолжают они свои аргументы, деньги,
Потраченные на рекламу, было бы лучше истратить там, где они приносят непосредственный и немедленный эффект — на торговых представителей. Однако все больше и больше появляется свидетельств тому, что утверждение, будто рекламные деньги тратятся на промышленных рынках напрасно, является ошибочным. Среди тех функций, которые реклама может осуществить на таких рынках, выделим следующие.
1. Корпоративная реклама может помочь сформировать репутацию компании и ее продуктов.
2. Реклама особенно эффективна для формирования осведомленности о продуктах среди потенциальных клиентов. Торговый представитель при встрече с потенциальным клиентом, который ничего не знает о компании или ее продуктах, сталкивается с гораздо более трудной задачей, чем представитель, который убеждает клиента, имеющего о нем какое-то первоначальное представление.
3. Реклама может помочь торговым представителям в маркетинге новых продуктов, взяв на себя часть нагрузки по разъяснению характеристик этого продукта и формированию понимания.
4. Реклама, в которой используются купоны возврата, может применяться для определения потенциальных потребителей, с которыми целесообразно поработать торговым представителям.
В целом наибольшая выгода от рекламы на промышленном рынке видится не как прямой эффект на поступление от продаж, а в виде сокращения общих расходов на продажи. Имеющиеся свидетельства позволяют предположить, что с учетом соответствующей частоты рекламы это сокращение расходов на продажи продукции потребителям, которые регулярно подвергаются рекламному воздействию, может доходить до 30%. И наоборот, структура бизнеса, не прибегающая к рекламе, может обнаружить, что ее положение серьезно подорвано. Расходы на продажи потребителям, которые подвергаются воздействию рекламы конкурентов, могут возрасти до 40%.
При маркетинге потребительских товаров очень важны брендинг и имидж бренда, и реклама здесь обычно воспринимается как наиболее эффективный инструмент продвижения. Однако персональные продажи и персонал, прошедший хорошую подготовку, могут в значительной степени способствовать большей динамике рыночного проникновения за счет влияния на розничных торговцев, позволяющего получить больше места на полках для продукции компании и убедить новых дилеров иметь эту продукцию у себя в запасе. - ^241
И и Д
Во все времена продажи и реклама должны осуществляться координировано. Поэтому для торгового персонала важно быть информированным о том, что компания проводит рекламные кампании. Такая реклама должна проявиться через продажи, но при этом необходимо, чтобы в ходе презентаций продукции при продажах рекламная тема усиливалась.
От стратегии продаж к тактике
На выработку стратегии продаж влияет ряд факторов. Было высказано предположение, что это влияние является наиболее непосредственным при определении степени сфокусированности, которая должна определяться в отношении видов деятельности, связанных с продажами, в ходе осуществления общей стратегии компании и стратегии продвижения в частности. Стратегия продаж, конечно, находится под влиянием маркетинговых целей и целей по продажам, которые задаются в маркетинговом планирующем документе. В качестве иллюстрации покажем, что маркетинговая цель по увеличению рыночной доли может означать, что менеджер по продажам должен гарантировать увеличение продаж в будущем году на 10%. Более того, планирующий документ должен показать способ или стратегию, при помощи которой эта цель будет реализована, например, «дополнительные усилия в области продаж должны быть направлены на отыскание новых клиентов». Следовательно, цели и стратегии по продажам вытекают непосредственно из процесса планирования, после консультаций и согласования с персоналом, который имеет к этому прямое отношение.
Согласовав указанные стратегические рекомендации, необходимо в плановый процесс включить более подробно описанный набор видов деятельности. Менеджер по продажам должен определить те конкретные действия, которые требуются для достижения целей по продажам, то есть тактику.
Тактика включает повседневные виды деятельности, связанные с функцией продаж и осуществляемые для достижения маркетинговых целей и целей по продажам. Тактика также включает действия, которые требуется предпринять при появлении неожиданных событий краткосрочного характера на рынке, например целенаправленные усилия по продвижению своей продукции конкурентом. Зависимость между целями, стратегиями и тактикой показана на рис. 3.4.
Тактические решения представляют ту сферу, которую можно назвать «тонкой доводкой», и охватывают многие из областей, рассматриваемых подробно в различных параграфах этой книги; например, размещение торгового персонала, деление территорий и планирование деятельности (гл. 14), что можно рассматривать в качестве тактических аспектов продаж. Аналогично часть тактического плана, разработанного для достижения целей продаж в рамках выбранных стратегий и продаж, должна составлять разработка схем стимулирования (гл. 13).
Важность рациональной тактики не следует недооценивать. Из-за отсутствия соответствующих тактических приемов даже самая лучшая стратегия часто оказывается неудачной. В качестве примера использования тактики в продажах и ее значимости кратко рассмотрим один из аспектов покупок, который представляет огромный интерес для многих компаний, а именно лояльность к бгзенду/шставщику.
Лояльность к бренду/поставщику
Если мы проанализируем, как покупки товаров и услуг распределены во времени, то обнаружим, что часто конкретные люди приобретают один и тот же бренд продукта или, если продукт является промышленным, что компании постоянно покупают его у конкретного поставщика. Обозначим бренд или поставщика, о которых идет речь, X, тогда последовательность покупок может выглядеть следующим образом:
Ситуация с покупкой 12 3 4 5
Покупаемый бренд/поставщик X X X X X
Нет никакого сомнения, что в данном случае существует лояльность к бренду/поставщику. Более того, культивирование такой лояльности среди потребителей является частью тактического
Маркетинга и усилий по продажам, поскольку эта лояльность является важнейшим рыночным активом компании.
Прежде чем мы рассмотрим ту роль, которую тактика продаж может играть в процессе формирования лояльности бренда, целесообразно подробно объяснить, что вообще понимается под лояльностью бренда. Это внешне простое понятие на самом деле порой приводит к различным неправильным толкованиям.
Давайте вернемся к последовательности покупок, показанной выше. Хотя мы предположили, что такая последовательность связана с потребителем, лояльным к бренду, существование цепочки покупок само по себе не является доказательством, что этот потребитель действительно лоялен к бренду. Существует несколько возможных объяснений подобного поведения. Одним из них может быть тот факт, что данный потребитель делает большую часть своих закупок в конкретной точке розничных продаж, где случайно предлагается только один бренд продукта, то есть потребитель демонстрирует лояльность, но скорее к магазину, а не к бренду. Другим возможным объяснением является то, что потребитель фактически уделяет мало внимания конкретному бренду или поставщику, то есть он не является осознанно лояльным к бренду, а просто сформировал у себя привычку покупать этот бренд и не хочет беспокоиться и переключаться на другой. Конечно, в этом случае потребитель по крайней мере должен быть удовлетворен тем продуктом, который он покупает постоянно. Можно предположить, что если бы это было не так или если бы потребитель разочаровался по какой-то причине в продукте, то он принял бы решение перейти на другой продукт. Но и в этом случае мы не имеем дело с истинной лояльностью к бренду. Истинная лояльность к бренду или к поставщику существует в том случае, когда потребитель принимает осознанное решение покупать конкретный бренд, поскольку он считает, что этот бренд или этот поставщик лучше других. Опять же существует множество причин или оснований для такого предпочтения, например более высокое качество, лучшие условия доставки, лучшее послепродажное обслуживание, предоставление кредита, а может быть, какая-то комбинация этих или других факторов. Фактически при обсуждении возможных причин объяснения лояльности к бренду или поставщику мы выходим в область мотивов, восприятий, отношений, — то есть в сложный комплекс поведенческого характера, который обсуждался в предыдущей главе.
Таким образом, можно сделать вывод, что концепция лояльности к бренду/поставщику является сложной, и поэтому необходима тщательность при интерпретации противоречивых объяснений подобных причин. Существуют свидетельства, что торговые представитель может играть ключевую роль, помогая сформировать лояльность к бренду/поставщику у потребителей компании. Одна из причин этого связана с тем, что согласно теории обучения мы имеем привычку повторять те действия, которые для нас приятны, и избегать тех, которые связаны с неприятными ситуациями. Среди наиболее сильных и продолжительных впечатлений, могущих служить как источником удовольствия, так и источником неудовольствия при совершении видов деятельности, связанных с покупкой, является опыт личного взаимодействия с торговым персоналом. Поэтому благоприятное поведение торгового персонала в ходе взаимодействия с потребителями может существенно повлиять на формирование лояльности к бренду/поставщику.