Продажи и управление продажами
Развитие практики закупок
В сфере закупок наблюдается ряд новых тенденций, что для компаний-поставщиков имеет маркетинговые последствия. Например, сторонники закупок типа «точно в срок» и все чаще проявляющаяся тенденция к централизации закупок, обратному маркетингу и лизингу во многом изменили сущность закупок и то, как поставщики соперничают друг с другом за получение заказов.
/. Закупки типа «точно в срок»
Целью концепции «точно в срок» (ЛТ) является минимизация заказов за счет организации системы поставок, которая обеспечивает поступление материалов и компонентов по мере возникновения в них потребностей. Сами по себе расходы на хранение в этом случае либо существенно снижаются, либо вообще устраняются, в результате чего прибыль растет. Более того, поскольку хранение запасов является своего рода гарантией при поломках оборудования, браке в исходных материалах или комплектующих или возникновении человеческих ошибок, мы можем рассматривать их как своего рода амортизатор, который действует для смягчения подобных неэффективных ситуаций.
Ряд практических приемов, связанных с системой «точно в срок», также ассоциируется с повышенным качеством. В этом случае заказчики оценивают поставщиков по их способности поставлять продукцию высокого качества. Результатом становится то, что поставщики начинают уделять гораздо больше внимания качеству продукции. Покупатели в первую очередь дают спецификацию только по самым важным характеристикам продукта, что означает большую свободу действий для поставщиков при разработке продукции и использовании производственных методов. Кроме того, акцент делается на том, что поставщик гарантирует качество, а это означает, что проверка качества компании покупателем не требуется и общие расходы сокращаются, поскольку контроль качества непосредственно на месте производства продукта более эффективен, чем в любой другой точке цепи поставок.
Общее влияние подхода типа «точно в срок» может быть очень значительным. Это позволяет сократить расходы на запасы и ин спектирование продукции, улучшить проектирование продукции, отработать систему поставок, сократить время простоев и повы сить качество готовой продукции. J ^
4 Продажи и управление продажами
Однако реализация подхода «точно в срок» требует интеграции между собой закупочных и производственных операций. Поскольку такая система предполагает доставку точного количества материалов или компонентов в назначенное время и в назначенное место, графики доставки должны быть очень четко соблюдаться и поставщики должны быть готовы осуществлять такие доставки регулярно, может быть, даже ежедневно. Время выполнения заказа в этом случае должно быть коротким, а число брака— очень низким. Привлекательной стороной в этом приеме для поставщика является то, что такой подход обычно приводит к заключению долгосрочных соглашений о закупках. Маркетинговым последствием применения этой концепции становится повышение конкурентоспособности на многих промышленных рынках, например, если говорить об автомобилях, поставщики должны быть способны удовлетворять требования этой динамично развивающейся отрасли.
Примером предприятия, которое использует систему «точно в срок», можно назвать завод компании Nissan по сборке автомобилей в Сандерленде (Великобритания). В пользу подхода «точно в срок» говорит то, что число поставщиков компонентов в северовосточной части Англии возросло с 3 в 1986, когда компания Nissan только начала работать здесь, до 27 в 1992. Nissan применяет вариант, который называется синхронизированными поставками: детали прибывают всего за несколько минут до того, как они требуются. Например, коврики поставляет Sommer Allibert — поставщик из Франции, со своей ближайшей к Nissan сборочной линии. Промежуток между заказом коврика и установкой его в автомобиль занимает всего 42 минуты. Запас ковриков для автомобиля Nissan Micra сейчас равен всего 10 минутам. Разумеется, система «точно в срок» является рискованной, особенно если стабильность труда не может быть гарантирована. Компания Renault обнаружила это, заплатив за такое «знание» приличные деньги: на заводе, выпускающем моторы и коробки передач, произошла забастовка, в результате чего ее сборочные заводы во Франции и Бельгии закрылись на десять дней. ,
2. Централизованные закупки
Для операционных подразделений в компании, имеющих общие потребности и возможность упрочить свои позиции при переговорах за счет оптовых закупок, привлекательным вариантом становятся централизованные закупки. Централизация побуждает сотрудников по закупкам специализироваться на небольшом числе продуктов, что позволяет им глубоко разобраться в стоимостных
Факторах и научиться тому, как наилучшим образом действовать с конкретными поставщиками. Переход от локальных к централизованным закупкам имеет и важные маркетинговые последствия. Локальные покупки, как правило, фокусируются на учете краткосрочных факторов расходов и прибыли, в то время как централизованные закупки уделяют больше внимания долгосрочным взаимоотношениям с поставщиком. Внешние влияния, например мнение инженеров, играют более значимую роль в выборе локальной закупочной организацией поставщика, поскольку менее специализированные покупатели часто не имеют требуемого опыта и статуса, чтобы подвергнуть сомнению рекомендации технических специалистов. Поэтому тип закупающих организаций может подсказать поставщику, кто в данной структуре отвечает за принятие решения и каковы властные полномочия сотрудников организации относительно друг друга.
3. Обратный маркетинг
При традиционном взгляде на маркетинг считается, что компании-поставщики активно изучают запросы потребителей и пытаются удовлетворить их лучше конкурентов. Такая модель отдает инициативу на рынке поставщику, а покупатели являются пассивной стороной, полагаясь на то, что поставщики сами разберутся в их запросах, поскольку обладают технологическими возможностями. Однако в новых ситуациях, связанных с закупками, которые стали возникать в 1970-е годы и с тех пор распространяются все шире и шире, такие излишне доверительные отношения стали выглядеть достаточно странно. В связи с этим закупки становятся теперь все более активными и агрессивными, в результате чего предложения товаров и услуг меняются. Этот процесс, при помощи которого покупатель пытается убедить поставщика предоставить ему именно то, что он хочет, называется обратным маркетингом (Blenkhom and Banting, 1991). Разница между традиционной моделью и указанной новой концепцией показана на рис. 2.7.
Сущностью обратного маркетинга является то, что покупатель берет на себя инициативу обращения к новым или уже существующим поставщикам и предлагает им удовлетворить его требования по поставкам. Следствиями обратного маркетинга, помимо прочего, является то, что он может вызвать серьезные угрозы для внутренних поставщиков, которые не участвуют в сотрудничестве, однако предоставить крупные возможности и для внутренних, и для внешних поставщиков, которые стремятся к такому сотруд-
Рис. 2.7. Обратный маркетинг |
Ничеству. Возрастание значимости обратного маркетинга обеспечивает поставщикам, которые готовы выслушивать предложения покупателя и тщательно анализировать их, два ключевых преимущества. Во-первых, это возможность устанавливать более прочные и длительные отношения с потребителем, а во-вторых, источник для создания новых продуктов, которые впоследствии могут разрабатываться для более широкой потребительской базы.
4. Лизинг
Лизинг — это контракт, по которому владелец актива (например, автомобиля) дает право использовать этот актив в течение определенного времени другой стороне и за это получает арендную плату. Выгодами для потребителя в этом случае является то, что соглашение о лизинге позволяет ему не платить за автомобиль ту сумму, которую он должен был бы заплатить при покупке. Кроме того, такой вариант является своего рода страховкой, так как позволяет отказаться от товара, если он быстро устаревает; может принести налоговые преимущества; не надо тратить средства, связанные с утилизацией продукта; а при определенных вариантах лизинговых контрактов — избежать некоторых расходов на обслуживание. Эти выгоды необходимо сопоставить с затратами на лизинг, которые иногда могут оказаться более высокими, чем при покупке.
Существуют два основных типа лизинга: финансовый (или с полной выплатой) и операционный (иногда называемый арендным соглашением). Финансовый лизинг — это долгосрочное соглашение, которое полностью амортизируется за время действия контракта. Лизинговые платежи обычно превышают закупочную
Цену того же предмета. Условия и временные сроки лизинга варьируются в зависимости от договора и конкурентных условий. Иногда поставщик соглашается в течение лизингового периода оплачивать все расходы по техническому обслуживанию. Например, это является общей практикой при сдаче в аренду оборудования для фотокопирования. Нанимателю также может быть также предоставлено право покупки оборудования в конце лизингового периода. Операционный лизинг, как правило, охватывает более короткий период времени, может быть аннулирован и амортизируется не в полной мере. Ставки по операционному лизингу обычно выше ставок финансового лизинга, поскольку срок контракта в этом случае меньше. Когда оборудование требуется только периодически, этот вариант может быть привлекательным, поскольку в данном случае оборудование простаивать не будет. На такой основе можно получить многие типы оборудования, такие, как экскаваторы, бульдозеры и скипы (вагонетки с открывающимся кузовом), а также другие типы оборудования.
Лизинг может быть также выгоден и для поставщиков, поскольку он предоставляет потребителям выгоды, которые могут дифференцировать предложения по товарам и услугам. Это может привлечь потребителей, которые в противном случае могли бы считать этот продукт недоступным или экономически для себя невыгодным. Важность лизинга в таких отраслях, как автомобильная, копировальная или обработка данных, побудила все большее число компаний использовать в работе с потребителями при заключении лизинговых соглашений консультантов по лизингу. Критическими для маркетинговых решений являются установление ставок лизинга. Они должны определяться с учетом следующих аспектов:
1) привлекательность лизинга по сравнению с покупкой (поставщик может стремиться при помощи лизинга продвигать или, наоборот, тормозить свои продажи);
2) чистая приведенная стоимость лизинговых платежей по сравнению с разовой покупкой;
3) налоговые выгоды лизинга для потребителя по сравнению с покупкой;
4) ставки лизинга, предлагаемые соперниками;
5) воспринимаемые преимущества распределенных платежей среди заказчиков;
6) другие воспринимаемые потребителем выгоды, например, может сложиться впечатление, что расходы на техническое обслуживание и страхование оплачивает поставщик.