Продажи и управление продажами
Факторы, влияющие на покупательское поведение организации
Кардозо (Cardozo, 1980) определил три фактора, которые влияют на состав DMU, сущность процесса принятия решения и критерии, используемые для оценивания предложений продукта. К этим факторам относятся:
•класс покупки;
•тип продукта;
•важность покупки для покупающей организации.
Эти факторы показаны на рис. 2.6.
Решения, связанные с промышленными покупками, изучались Робинсоном и его коллегами (Robinson et al., 19б7), которые пришли к выводу, что на покупательское поведение в этом случае влияет природа класса покупок. Они провели различие между новой задачей, модифицированной повторной покупкой и типичной повторной покупкой.
Новая задача имеет место тогда, когда потребность в продукте ранее не возникала, и поэтому в компании либо нет соответствующего опыта, либо он мал и ей требуется больший объем инфор-
, Класс покупка
•
Тип пр * Составляющие продукта ■ Характеристики продукта > Материальнотехническое обслуживание |
Типичная повторная покупка
•
Рис. 2.6. Влияние на покупательское поведение организации |
Модифицированная повторная покупг
• Новая задача
Мации. Типичная повторная покупка происходит тогда, когда организация приобретает необходимое ей у поставщика, деятельность которого она уже оценила. Рутинные процедуры по типичной повторной покупке устанавливаются с целью облегчить процесс закупок. Модифицированная повторная покупка располагается между двумя предельными вариантами. В данном случае общие требования к продукту сохраняются, альтернативные варианты совершения покупки известны, однако в характер прежней процедуры поставок необходимо внести достаточно существенные изменения.
Классы покупки влияют на покупки организации следующим образом. Во-первых, меняется структура DMU. Для типичной повторной покупки может быть задействован только сотрудник отдела закупок, в то время как для новой покупки этим будут заниматься менеджеры высшего уровня, инженеры, менеджеры по производству и сотрудники по закупкам. Во-вторых, процесс принятия решения, скорее всего, будет более длинным по мере того, как класс покупок переходит от типичной к модифициро
ванной и далее — к новой. В-третьих, с точки зрения членов DMU, они, вероятно, будут более внимательно относится к решению новых и модифицированных задач, чем типичных. В последнем случае менеджер по закупкам уже решил основные проблемы, связанные с покупкой, и занимается другими задачами, поэтому, зачем ему снова возвращаться к уже проделанной работе?
Первым следствием из анализа класса покупок является возможность получения больших выигрышей, если торговый представитель может заняться новой задачей в самом начале процесса принятия решений. Предоставив информацию и оказав помощь в отношении любых технических проблем, которые могут возникнуть, торговый представитель может хорошо зарекомендовать себя, что позволит ему впоследствии с большей вероятностью получить заказ. Вторым следствием является то, что поскольку из-за того, что процесс принятия решения скорее всего будет долгим и поскольку в решение новой задачи будет вовлечено много людей, компании-поставщику необходимо инвестировать большие средства в торговых представителей в течение продолжительного периода времени. Некоторые компании, стараясь гарантировать получение крупных заказов, используют для этого команды продавцов миссионерского типа, включая в них своих лучших торговых представителей.
При типичных повторных закупках торговый представитель должен удостовериться, что никаких изменений у него как у поставщика не произошло. Для этого, а также для проверки отсутствия жалоб при предыдущих поставках могут оказаться необходимыми регулярные контакты с покупателем, которого, возможно, следует убедить воспользоваться автоматическими системами размещения заказов. Торговому представителю компании, которая не являлась поставщиком, в такой ситуации действовать сложно, если только у покупателя не возникнут разочарования из-за плохого обслуживания нынешним поставщиком или по каким-то другим причинам. Очевидной целью для торгового представителя в этой ситуации будет изменение класса покупки, т. е. переход от типичной покупки к модифицированной. Воспользоваться для этого только ценой может оказаться недостаточным, поскольку смена поставщика для сотрудника отдела закупок связана с большим личным риском. Продукция нового поставщика может оказаться менее надежной, а условия поставок — менее предсказуемыми. Для того чтобы снизить риск этого рода, торговый представитель может пред -
Дожить гарантии по поставкам с включением условий наложения штрафов и с готовностью согласиться сначала на небольшой заказ (возможно, экономически для себя невыгодный), чтобы заполучить плацдарм для дальнейших действий. Сокращения воспринимаемого покупателем риска можно добиться и в том случае, если поставщик примет стандарт комплексного управления качеством, например, BS5750. Или, возможно, будет необходимо согласиться принять участие в программе покупателя «гарантия качества поставщика». Многие типовые покупки совершаются на контрактной основе, и покупатели до того, как действующий контракт будет продлен, могут более внимательно прислушиваться к доводам представителей компаний, которые пока не являются их поставщиками.
Методами, обеспечивающими переход от типовых покупок к модифицированным, часто являются анализ ценности продукта и вычисление затрат в течение всего цикла жизни продукта. Анализ ценности, который могут осуществить как поставщик, так и покупатель, — это метод сокращения издержек, при котором все компоненты изучаются с целью понять, нельзя ли их изготовить с меньшими расходами. Составляющие изучаются, чтобы выявить лишние расходы, которые не добавляют надежности или функциональности продукту. За счет перепроектирования, стандартизации или более дешевого производства поставщик может предложить продукт подходящего качества с более низкими издержками. Порой даже простое перепроектирование в виде перехода к типовым закупкам может привести к существенному сокращению издержек. Анализ затрат по циклу жизни помогает перейти от затрат, связанных с первоначальной ценой закупки, к общей стоимости владения и использования продукта. Существуют три типа затрат в цикле жизни продукта: 1) цена закупки; 2) расходы на подключение и запуск; 3) расходы после покупки. Расходы на запуск в действие включают затраты на установку оборудования, на подготовку персонала и убытки от простоя производства. К расходам после покупки относятся затраты операционного характера (например, топливо или заработная плата оператора), текущее техническое обслуживание, ремонт и хранение. Затраты в течение жизни продукта, как представляется, могут оказывать очень сильное мотивирующее влияние. Например, если внешний поставщик может убедить организацию заказчика, что его продукт обладает существенно более низкими пожизненными расходами, чем вариант собственного поставщика, хотя и у последнего первоначальная цена гораздо ниже, то такой внешний поставщик может получить заказ. Это связано с тем, что он предоставляет заказчику более высокую экономическую ценность. Это может стать мощным конкурентным преимуществом и в то же самое время оправдать надбавку к цене закупки.
Продукты можно классифицировать по четырем типам: материалы, компоненты, предприятие и оборудование, материальнотехническое обслуживание (MRO).
1. Материалы, которые необходимы
Использования в
Производственном процессе, например, сталь.
Составляющие
Продукта
2. Компоненты, которые должны быть "~1 включены в состав готовой продукции, например, генератор переменного тока. V.
3. Предприятие и оборудование
4. Товары и услуги для технического об
Служивания, ремонта и текущих one - - Л Обеспечение раций (MRO), например, гаечные производства
Ключи, оборудование для сварки, смазочные материалы.
В основе этой классификации лежит подход потребителя: различия в использовании продукта обусловливают разное поведение организаций при покупках. Во-первых, состав сотрудников, которые участвуют в процессе принятия решения, как правило, меняется в зависимости от типа продукта. Например, было установлено, что менеджеры старшего звена принимают участие в покупке предприятия или оборудования или изредка в приобретении новых материалов, если изменения для компании являются значительными, например при переходе от алюминия к пластмассам. Однако они редко участвуют в принятии решений при поставках компонентов или вопросов, относящихся к MRO. Аналогично инженеры-проектировщики обычно участвуют в приобретении компонентов и материалов, но, как правило, не принимают участия в принятии решений по MRO или покупке предприятия или оборудования. Во-вторых, процесс принятия решений обычно замедляется и становится более сложным по мере того, как тип продукта изменяется в следующей последовательности:
555 55555
MRO —►- компоненты —►- материалы —►- предприятие и оборудование
Для MRO все чаще и чаще используются контракты бланкетного типа вместо периодически размещаемых заказов. Поставщик соглашается регулярно обеспечивать покупателя в течение установленного времени по согласованной цене. Запасы, имеющиеся у торгового представителя, регулярно проверяются, и заказы автоматически готовятся и отправляются компьютером, когда запас снижается ниже установленного минимального уровня. Для компании - поставщика преимуществом такого варианта является долгосрочное блокирование попыток соперников перехватить заказ.
Классификация предложений поставщиков по типу продуктов дает торговым представителям ключ, позволяющий определить, кто из лиц, принимающих участие в принятии решения о покупке, является наиболее влиятельным. Следующая задача — найти подтверждение этому и выйти на этих людей. Так, торговый представитель, связанный с реализацией продукции, относящейся к категории MRO, скорее всего будет напрасно тратить свои усилия, общаясь для этого с инженерами-проектировщиками. Для него будет гораздо полезнее выходить на операционных менеджеров.
Важность покупки для покупающей организации
Скорее всего, покупка воспринимается важной для покупающей организации, когда ее стоимость высокая, расходы из-за принятия неправильного решения, например из-за невыпущенной продукции, также высокие и когда велика неопределенность в отношении альтернативных предложений. В таких ситуациях могут быть задействованы многие сотрудники из различных уровней организации, а процесс может быть длительным, поскольку требуются продолжительные исследования и анализ полученной информации. В этом случае вполне вероятны экстенсивные маркетинговые усилия, однако команда, занимающаяся продажами и взаимодействующая с покупательскими организациями, получает большие возможности, стараясь убедить, что их предложение является наилучшим. Для этого могут использоваться разные приемы: так, производители дизелей могут предоставить железнодорожным компаниям свои образцы для тестирования, обеспечив при этом инженерную поддержку и рекомендательные отзывы от других пользователей. Кроме того, предоставляются гарантии по срокам доставки и послепродажному обслуживанию, когда покупатель не уверен в продукции или рассматривает эти факторы как значимые.