Продажи и управление продажами
Покупательское поведение потребителя
Потребители — это люди, которые покупают товары и услуги для личного использования. Иногда классифицировать продукт с точки зрения того, предназначен ли он для индивидуального потребителя или для организации, трудно. Например, автомобили продаются потребителям для личного пользования, а организациям — для выполнения их сотрудниками своих функциональных обязанностей (например, для поездок директора по продажам). Понять оба типа покупателей можно, получив ответы на следующие вопросы.
•Кто играет важную роль в принятии решения о покупке?
•Как они покупают?
•Каковы их критерии по выбору продукции?
•Где они покупают?
•Когда они покупают?
В этой главе рассматриваются первые три из этих вопросов, поскольку часто на них труднее всего получить ответы.
Многие потребительские покупки являются индивидуальными. Когда человек покупает шоколадный батончик Mars, он может сделать это импульсивно, увидев кондитерские изделия в киоске. Однако приниматься решение может и целой группой, как это иногда происходит в семье. В этом случае в ходе принятия решения о покупке могут взаимодействовать и влиять друг на друга несколько человек. Каждый из них может играть ту или иную роль. Энджель и его коллеги (Engel et al., 1993) описывают пять таких ролей. Каждую из ролей может играть муж, жена, дети и другие члены покупательской группы.
1. Инициатор — тот, кому первому пришла в голову идея рассмотреть какую-то покупку. Он может также собрать информацию, которая поможет в принятии решения об этой покупке.
2 Авторитет — человек, который старается убедить других людей в группе относительно возможных исходов принятого решения. Эта категория также, как правило, собирает информацию и пытается навязать остальным свои критерии принятии решения.
ЗЛицо, принимающее решение — человек, обладающий властью и/или финансовыми полномочиями в отношении окончательного решения по обсуждаемому вопросу о покупке.
4. .Покупатель — человек, фактически совершающий покупку, общается с поставщиком, ходит по магазинам, осуществляет платеж и решает вопросы с доставкой приобретенного продукта.
5 .Пользователь — тот, кто употребляет купленный товар по назначению или пользуется оплаченной услугой.
Один человек в покупательской группе может играть несколько ролей. Например, при покупке игрушки девочка может выступить в качестве инициатора и попытаться повлиять на своих родителей, которые в этом случае являются лицами, принимающими решение. На девочку может повлиять ее сестра, убеждающая купить ее другую игрушку. Покупателем может быть один из родителей, который приходит в магазин, чтобы купить игрушку и принести ее домой. И наконец, пользователями игрушки могут быть обе девочки. Хотя покупка была осуществлена для одного человека, маркетологи выделяют четырех участников, которые повлияли на исход решения о покупке: двух детей и двух родителей.
Маркетинговые последствия от понимания того, кто покупает, лежат в области маркетинговых коммуникаций и сегментирования. Необходимым условием для целенаправленной коммуникации является идентификация ролей, исполняемых членами покупательской группы. Как показало предыдущее обсуждение, человек, который фактически использует или потребляет продукт, может быть не самым влиятельным лицом в покупательской группе и вообще не быть лицом, которое принимает решение. Но даже когда такой человек играет доминирующую роль, коммуникации с другими членами покупательски группы в процессе обмена мнениями и знаниями могут оказать на него влияние, которое скажется на принимаемом решении. Вторым следствием является то, что изменяющиеся роли и влияния внутри семейной покупательской группы предоставляют новые возможности для творческого сегментирования рынков (например, автомобильных), которые до этого были едиными.
Процесс принятия решения потребителями, или как они покупают
Ученые, занимающиеся поведенческими аспектами человека, рассматривают процесс принятия решения потребителем как процесс разрешения проблемы или удовлетворения запроса. В этой связи электронный калькулятор может быть приобретен для того, чтобы решить проблему неточности или медлительности арифметических вычислений, что само по себе определяет запрос — быстрые и точные вычисления. Для того чтобы определить, какой калькулятор купить, потребитель может сделать ряд шагов (Engel et al., 1993), как это показано на рис. 2.1.
Необходимость идентификации / осведомленность о наличии проблемы
Сбор информации
Оценивание альтернативных вариантов и выбор наилучшего решения
Выбор подходящего решения (продукта)
Оценивание принятого решения после покупки
Рис. 2.1. Процесс принятия решения потребителем
Запросы
В случае с калькулятором запросы (стимулирование идентификации проблемы) по своей сути являются функциональными. В этой ситуации можно получить консультацию от торгового представителя после выявления запросов потребителя, чтобы тот продемонстрировал скорость и точность тех калькуляторов, которые есть в продаже. Успешная продажа может включать идентификацию запросов более детально, например, наличие специальных характеристик, которые требуются потребителю, или, если он ре - 66
21
Шил ограничиться стандартным набором вычислений, то может, остановиться на более простом и более дешевом калькуляторе. Однако для других продуктов запросы и удовлетворения могут быть выражены в виде эмоциональных или психологических параметров. Например, ручка Sheaffer покупается главным образом из-за ее престижности, а не потому, что она существенно лучше других ручек по своим функциональным характеристикам. Точное оценивание видов запросов, которые продукт удовлетворяет, позволяет торговому представителю планировать и правильно вести презентацию в ходе продажи, показывая продукт как средство, с помощью которого покупатель сможет удовлетворить свои запросы или решить какие-то проблемы.
Как возникают запросы? Они могут появиться в ходе повседневной жизни; например, рождение ребенка в семье может означать, что семье требуется более крупный автомобиль. Но запросы могут появляться и в результате целенаправленных действий. Реклама видеомагнитофонов или общение с торговым представителем могут породить запрос на более разнообразные развлечения дома, и в какой-то момент потребуются средства для удовлетворения этого запроса.
Сбор информации
Многие запросы могут быть удовлетворены после периода информационного поиска. Так, потенциальный покупатель автомобиля, которому требуется небольшая экономичная машина, может достаточно долго искать, прежде чем решит, какая модель лучше всего удовлетворяет его запросы. В ходе поиска он может посещать демонстрационные салоны, где выставлены автомобили, смотреть телевизионные программы об автомобилях, читать журналы об автомобилях, знакомиться со специализированными отчетами (например, Which?) и советоваться с друзьями. Понятно, существует множество и других источников, к которым он может обратиться, например, специализированная литература, имеющаяся в демонстрационных салонах. Действительно, в некоторых ситуациях поиск может исключать торгового представителя до конца этого процесса. Кроме того, покупатель может сократить число рассматриваемых вариантов до такого, который он реально может изучить лучше, и обратиться к торговому представителю только затем, чтобы уточнить детали по предлагаемому набору моделей, из которых он решил выбрать.
Оценка альтернативных вариантов и выбор наилучшего решения
К оценке можно подойти как к системе, показанной на рис. 2.2.
Рис. 22 Система оценивания |
1. Критерии оценивания (выбора). Это параметры, которыми пользуется потребитель для сравнения и оценки продуктов или брендов. В примере с автомобилем подходящими критериями оценивания могут быть расход топлива, цена автомобиля и его надежность.
2. Убеждения. Это показатель того, в какой степени продукт, по мнению потребителя, обладает какой-то характеристикой, например вместимостью.
3.Отношения. Это проявление различной силы позитивного или отрицательного восприятия продукта, что в свою очередь зависит от критериев оценивания, используемых для суждения о продуктах, и убеждениях о продукте на основе этих критериев. Эти убеждения связаны со знаниями того, например, что модель X проезжает на одном галлоне топлива 36 миль при постоянной скорости 56 миль в час, на основании чего возникают положительные или отрицательные эмоции. Так, для приведенного примера, потребитель может посчитать, что 36 миль для одного галлона мало, т. е. его отношение к тому, как данный автомобиль расходует топливо, становится отрицательным.
4.Намерения. Это показатель вероятности того, что потребитель будет действовать на основании своих отношений. Считается, что положительные отношения повышают вероятность покупки.
С учетом этой системы у торгового представителя возникает необходимость определить, какими критериями оценивания пользуется потенциальный потребитель при рассмотрении альтернативных продуктов. Например, торговый представитель производителя стереосистем пытается выяснить, оценивает ли потенциальный покупатель стереосистемы главным образом на основе внешнего дизайна или качества звука. Более того, может быть целесообразным попытаться изменить критерий оценивания. Например, если торговый представитель полагает, что конкурентным преимуществом их продукции является качество звука, а критерием покупателя в первую очередь является внешний дизайн, то представитель может подчеркнуть качество звука и минимизировать важность дизайна. И наоборот, если посетителя в первую очередь интересует качество звука, что в большей степени отличает товары соперников, то задача торгового представителя — изменить критерий выбора и на первое место выдвинуть дизайн, который лучше решен у них. Для достижения этой цели используются разные приемы и инструменты, в том числе сравнение характеристик по данным, приведенным в специализированных журналах, и демонстрация работы своей аппаратуры.
Оценка решения после продажи
Искусство эффективного маркетинга заключается в обеспечении удовлетворения потребителя. Большая часть видов бизнеса строится на повторных покупках, что предполагает, что потребители должны получить удовлетворение от своих покупок (в противном случае они к вам снова не придут). Фестинджер (Festinger, 1957) ввел понятие «когнитивный диссонанс», которое частично объясняет беспокойство, испытываемое многими покупателями дорогих товаров вскоре после их приобретения. Классическим случаем этого являются покупатели автомобиля, которые после приобретения ими какой-то модели усердно читают рекламные объявления об автомобилях, чтобы развеять беспокойство, вызванное тем, что они начинают сомневаться в том, что сделали правильную покупку.
Торговые представители часто пытаются уверить покупателей, после того как заказ уже размещен, что те сделали правильный выбор. Но исход оценки после совершения покупки зависит не только от слов торгового представителя, но и многих других факторов. Качество продукта и уровень послепродажного обслуживания, очевидно, очень важны для обеспечения спокойствия, и именно
Покупательское поведение потребителей и организаций JbH
Торговый представитель может помочь покупателю удостовериться, что тот продукт, который он купил, наилучшим образом соответствует его запросам. Из этого следует, что не в долгосрочных интересах торгового представителя убеждать покупателя приобрести дорогостоящий предмет, который обладает характеристиками, не очень нужными этому человеку (хотя это может повысить краткосрочную маржу прибыли), и в результате повысить свои комиссионные. В будущем это может привести к падению объема продаж, так как, разочаровавшись в покупке, потребитель отправится в следующий раз за другими покупками в другое место.
Критерии выбора — это различные характеристики (и выгоды), которые потребитель использует, когда оценивает товары и услуги. Они дают основу для принятия решения в отношении приобретения того или иного товара. Разные члены покупательской группы могут использовать личные критерии выбора. Например, ребенок может использовать критерий престижности (в собственном понимании), когда выбирает ботинки, в то время как родители ориентируются на их цену. Более того, один и тот же критерий может использоваться по-разному. Например, ребенок желает получить самую дорогую видеоигру, в то время как родители хотят приобрести более дешевый вариант. Критерии выбора из-за изменений в доходе, происходящих в семье, со временем могут меняться. Так, по мере того как располагаемый доход повышается, цена может перестать быть ключевым критерием выбора, а на ее место придут критерии статуса и социальной принадлежности.
Критерии выбора по своей сущности могут быть экономическими, социальными или личностными. К экономическим критериям относятся параметры работы, надежность и цена. В социальные критерии входят статус и потребность в социальной принадлежности. Например, продукция Nike, Reebok и Adidas должна быть принята «улицей», без чего на молодежном рынке она продаваться не сможет. Такие социальные нормы, как обычаи и мода, также могут быть важными критериями выбора, при этом некоторые бренды отвергаются как слишком неудобные или необычные (например, очки с флуоресцирующими дужками) или вышедшими из моды.
Личностные критерии связаны с тем, как товары или услуги соответствуют индивидуальной психологии. Здесь важнейшим аспектом является образ «я», то есть то, как мы рассматриваем сами себя. Например, девушка может считать себя молодой, энергичной, способным руководителем и стремиться к покупке товаров, которые отражают именно такой имидж. Audi, когда проводит рекламную кампанию, в первую очередь ориентируется на приверженцев своей марки. Многие решения о покупках по своей сущности являются «экспериментальными» в том смысле, что люди хотят выяснить, какие чувства от покупки они испытают — гордость, удовольствие или разочарование. Такие чувства потребителей необходимо принимать во внимание. Например, в розничном маркетинге такие магазины, как Next, Principles и Marks & Spencer, понимают важность создания правильной атмосферы при помощи соответствующего выбора цветовых решений и дизайна внутренних помещений.
Торговым представителям и менеджерам по маркетингу необходимо хорошо ориентироваться в критериях выбора, которыми пользуются потребители при оценивании товаров и услуг. Такое знание позволяет торговому представителю предложить каждому потребителю соответствующий подход и помогает менеджерам по маркетингу выбрать правильную основу для проектирования товара или услуги, а также правильные сообщения для рекламирования.