Продажи и управление продажами
Различия в покупательском поведении потребителей и организаций
Существует ряд важных отличий в покупательском поведении потребителей и организаций, которые оказывают влияние на маркетинг товаров и услуг в целом и на функцию персональных продаж в частности.
Меньшее число покупателей-организаций
Обычно компания, действующая на рынке, имеет меньшую численность потенциальных профессиональных покупателей, чем компания, обслуживающая потребительский рынок. Свыше 80% выпускаемой продукции в первом случае продается приблизительно 10—15 организациям. Это означает, что важность каждого заказчика на промышленном рынке намного превосходит важность покупателя на потребительском рынке. Однако эта ситуация осложняется там, где значимость торговых посредников на некоторых потребительских рынках, например супермаркетов, настолько велика, что, хотя у продуктов на конечном рынке имеются миллионы потребителей, ближайшие заказчики компаний по своему числу сопоставимы с числом профессиональных покупателей.
Из-за большой значимости крупных заказчиков поставщикам имеет смысл инвестировать в долгосрочные отношения с ними. Это отражается в росте продаж для ключевых клиентов, когда для обслуживания крупнейших потребителей выделяются специальные команды торговых представителей и маркетологов. В свою очередь, заказчики также видят для себя выгоды устанавливать тесные взаимоотношения с поставщиками. Например, корпорация Ford сократила число своих поставщиков с 30 000 до 3000, многие из которых имеют теперь статус единственного поставщика в своей области. Сущность взаимоотношений на многих потребительских рынках другая: потребители и производители встречаются друг с другом редко, и поэтому обычным делом становятся так называемые «переключения бренда», т. е. ситуации, когда потребители принимают бренд компании за бренд супермаркета.
Покупатели-организации более рациональны
Хотя покупатели-организации, представленные живыми людьми, также подвержены эмоциональным факторам, например, некоторые торговые представители им нравятся, а другие нет, то же самое можно сказать о цвете мебели в офисе поставщика и т. п., справедливо, вероятно, утверждать, что в целом покупки организаций являются более рациональными. Здесь решения принимаются в первую очередь на основе экономических критериев. Это связано с тем, что покупателям, представляющим промышленные компании, нужно объяснить свой выбор. Так, торговые представители, предлагающие трактора Caterpillar, строят свои презентации при продажах на том факте, что хотя первоначальная
Закупочная цена тракторов выше, чем у соперников, затраты, связанные с трактором в течение всей его жизни, являются намного более низкими. Такой рациональный экономический подход в течение многих лет был очень успешным. Заказчики все активнее используют для оценки вариантов покупок связанные с ними издержки в течение всего цикла жизни и анализ тех ценностей, которыми они реально пользуются. Железнодорожные компании, например, при заказе новых локомотивов вычисляют издержки в течение всего цикла жизни, учитывая при этом не только закупочные цены, но и операционные расходы и затраты на ремонтные работы.
Организационные покупки могут делаться на основе специфических требований
В промышленном маркетинге нет ничего необычного в том, что покупатели задают спецификацию продукта и что торговые представители готовят свои предложения с учетом этого. Такой подход является возможным при условии крупных потенциальных поступлений от таких продуктов, например от двигателей, используемых на железной дороге. В отношении потребительского рынка это проявляется значительно реже, поскольку здесь предложение продукта скорее разрабатывается для удовлетворения запросов целого рыночного сегмента, поскольку удовлетворение индивидуальных запросов в экономическом плане является нецелесообразным.
Важным компонентом организационных покупок могут являться взаимные покупки
Поскольку промышленный покупатель может в ходе переговоров с поставщиком занимать сильную позицию, он вправе требовать уступки за размещение своего заказа у этого поставщика. В некоторых ситуациях покупатель может требовать, чтобы продавец сам покупал какие-то продукты покупателя в обмен на размещение у него заказа. Так, производитель автомобилей может потребовать, чтобы за заключение контракта на покупку шин производитель шин покупал автомобили для своей компании у него.
Организационные продажи и покупки могут быть очень рискованными
Для промышленных рынков характерно, что контракты порою заключаются до того, как продукт выпущен. Кроме того, продукт сам по себе может быть очень технически сложным, и торговый представитель может столкнуться с непредвиденными проблемами после начала выполнения заказа. Например, Scott - Lithgow получила заказ построить для British Petroleum нефтяную буровую вышку, однако в результате возникновения проблемы, появившейся в ходе производства, цена оказалась экономически невыгодной. GEC выиграла контракт на разработку системы Nimrod для Министерства обороны США, но технические проблемы заставили ее отказаться от выполнения этого проекта, что повлекло за собой сильное отрицательное паблисити. Еще одним примером можно назвать British Rail, которая столкнулась с техническими трудностями, выполняя заказ на изготовление дизельного локомотива Class 60, хотя в конце концов к взаимному удовольствию заинтересованных сторон все проблемы были решены.
Организационная покупка является более сложной
Многие промышленные покупки, особенно те, которые стоят больших денег и которые являются для компании новыми, требуют привлечения многих людей на различных уровнях организации. На решение, связанное с закупкой дорогостоящего оборудования, могут влиять директор-распорядитель, инженеры по продукту, менеджеры по производству, менеджер по закупкам и производственные менеджеры. В связи с этим одной из задач в сфере продаж может стать оказание влияния на большую часть из этих людей, что, в свою очередь, заставляет использовать целую команду, а не одного торгового представителя (Corey, 1991).
При организационной покупке важное место занимают переговоры
В совершении организациями покупок важное место часто занимают переговоры, что связано с участием в сделке профессиональных покупателей и торговых представителей, а также с масштабами и сложностью таких покупок. При ведении переговоров в качестве исходного пункта может рассматриваться прейскурант поставщика, однако фактически заплаченная в конце концов цена будет зависеть от навыков и умений лиц, участвующих в переговорах, а также тех позиций покупателей и торговых представителей, которые определяют их силу в переговорах.