Продажи и управление продажами
Зависимость между продажами и маркетингом
На протяжении всей этой главы мы рассматривали сущность и роль продаж и управления продажами и обсуждали общее перемещение бизнеса в сторону маркетинговой ориентации. Кроме того, мы видели, что усилия по продажам влияют и в свою очередь оказываются под влиянием решений, связанных с составляющими маркетинг-микса, что оказывает влияние на общие маркетинговые усилия. Можно поэтому утверждать, что продажи и маркетинг являются полностью взаимоинтегрированными. Взятие на вооружение во многих компаниях маркетинговой концепции сопровождалось изменениями организационной структуры, а также изменениями взглядов на сущность продаж.
Примеры возможных организационных последствий в результате принятия маркетинговой концепции показаны на рис. 1.7, где приведены организационные схемы компании, ориентированной на продажи, и компании, ориентированной на рынок.
Директор- Распорядитель |
|||
1 1 |
1 1 |
||
Маркетинг Финансы |
Уп рамени человечески! ресурсами |
Производство |
Реклама
Продажи
|
|
||
Разработка
Новой
Продукции
Б)
Рис. 1 7. Организационные последствия от принятия маркетинговой концепции
А) организационная схема компании, ориентированной на продажи;
Б) организационная схема компании, ориентированной на рынок
Возможно, наиболее заметным отличием от домаркетинговой и постмаркетинговой ориентации компании является тот факт, что продажи в последнем случае рассматриваются как часть маркетинговой функции. На самом деле в компании, ориентированной на маркетинг, маркетинговая функция играет значительно большую роль в плане контролирования и координации широкого диапазона видов деятельности компании. Данная сторона маркетинговой ориентации часто сотрудниками, занятыми в продажах, понимается неправильно, в результате между отделами продаж и маркетинга возникают недоразумения, что порой является результатом грубого и недипломатичного менеджмента при осуществлении перемен, необходимых для переориентации компании. Продажи — это только часть общей маркетинговой программы компании, и поэтому общие усилия должны координироваться при помощи маркетинговой функции. Однако маркетинговая концепция не исходит из того, что виды деятельности, связанные с продажами, становятся менее важными или что руководители маркетинговым направлением должны занимать в компании наиболее высокие позиции.
Помимо изменений в организационной структуре влияние маркетинговой функции и более профессионального подхода в отношении продаж, который был описан в этой главе, означают, что сущность и роль этого вида деятельности изменились. Теперь продажи и управление продажами связаны с анализом потребительских запросов и желаний, и через общие маркетинговые усилия компании выражают стремление предоставить выгоды своим потребителям, позволяющие удовлетворить их запросы и желания.
На рис. 1.8 приводится схематическое обобщение взаимоотношений между маркетингом и профессиональными продажами и показываются ключевые области управления продажами.
Как и в отношении всех составляющих маркетинг-микса, функция персональных продаж не является обособленным элементом и должна учитываться в свете общей маркетинговой стратегии. На уровне продукта двумя основными маркетинговыми факторами, требующими учета, являются выбор целевого рынка и создание Дифференцирующего преимущества. Оба эти фактора оказывают влияние на персональные продажи.
Выбор целевого рынка
Определение целевого рынка оказывает очевидное влияние на Управление продажами из-за его отношений с целевыми клиентами.
Рис. 1.8. Маркетинговая стратегия и управление персональными продажами |
После того как целевой рынок определен (например, организации в какой-то отрасли, превышающие по размеру какой-то установленный уровень), управление продажами может довести эти спецификации до отдельных клиентов, выбранных в качестве ключевых. В результате этого торговые представители могут быть распределены таким образом, чтобы это позволило добиться максимального эффекта в их работе.
Дифференцирующее преимущество
Создание дифференцирующего преимущества — это исходная точка для успешной маркетинговой стратегии, однако оно требует доведения общей идеи до торговых представителей и включения в план продаж, чтобы гарантировать, что этот подход будет отчетливо доведен до потребителей. Здесь можно указать две типичные опасности:
. торговые представители утрачивают преимущество по дифференциации, постепенно уступая требованиям потребителей снизить цены;
• характеристики, которые определяют дифференцирующие преимущества, обнародуются, однако при этом выгоды для потребителя не учитываются. Потребительские выгоды не обходимо доводить таким образом, чтобы они были для этих потребителей значимыми. Это означает, например, что та кая выгода, как более высокая производительность, может потребовать при коммуникации ее демонстрации для потре бителей, которые исходят в первую очередь из финансовых показателей, экономии наличности или более высоких по ступлений.
Второй способ, при помощи которого маркетинговая стратегия влияет на функцию персональных продаж, — установление стратегических целей. Каждая цель — сформировать, удержать, «снять урожай», выйти — по-своему влияет на цели продаж и стратегии продаж, что показано в табл. 1.1. Для эффективного распределения ресурсов и для эффективной деятельности на рынке важно связать между собой стратегические цели по бизнесу в целом или продуктам в частности со стратегиями по функциональным зонам.
Как мы уже видели, цели и стратегии продаж определяются на основе решений, связанных с маркетинговой стратегией, и должны соответствовать другим составляющим маркетинг-микса. Действительно, именно маркетинговая стратегия определяет, имеется ли вообще необходимость в торговых представителях или функции по продажам лучше выполнять, используя другие подходы, например прямую почтовую рассылку. Цели определяют, что должна добиться функция продаж. Цели, как правило, задаются в следующих форматах:
•объем продаж (например, 5% увеличения объема продаж); •рыночная доля (1% увеличения рыночной доли);
Таблица 1.1. Маркетинговая стратегия и управление продажами
Цель Цель Стратегия
Стратегическог продаж продаж
О
Маркетинга
Сформироват
Ь
•Добиться объема продаж
•Увеличить дистрибуцию
•Предоставить потребителям более высокий уровень обслуживания •Более высокая частота общения с уже имеющимися клиентами
•Большая сфокусированность на результат во время общения с клиентами •Общение с новыми и потенциальными клиентами
Удержать |
•Поддержать объем продаж
•Поддержать уровень дистрибуции •Поддержать уровень обслуживания •Сохранить частоту общения с уже имеющимися клиентами •Поддержать сфокусированность на результат во время общения с клиентами •Наладить работу с новыми точками торговли после их открытия
«Снять урожай» |
•Снизить издержки на продажи •Более целенаправленно работать с выгодными клиентами •Снизить издержки на обслуживание и товарно-материальные запасы •Поддерживать общение только с выгодными клиентами •Рассмотреть вариант использования телемаркетинга и / или отказа от всех остальных форм •Отказ от работы с потенциальными клиентами
Выши • Быстро избавиться • Предоставить количествен-
От товарно-матери - ные скидки целевым клиентам альных запасов
• рентабельность (например, сохранение валовой маржи прибыли);
■ уровни обслуживания (например, увеличение на 20% числа потребителей, которым торговый представитель оказал по-
Мощь, воспринятую как «хорошая или отличная», если судить об этом по результатам ежегодного опроса потребителей);
• расходы на торговых представителей (например, 5% сокра щения издержек).
Стратегия использования торговых представителей определяет, каким образом такие цели должны быть достигнуты. Здесь следует учесть следующее:
•показатели общения с потребителями;
•процент общения в разбивке по существующим и потенциальным потребителям;
•политика дисконтирования (степень, в которой разрешается давать скидки по сравнению с прейскурантом);
•процент ресурсов: направленных на новые продукты по сравнению с существующими;
Направленных на продажи по сравнению с предоставлением послепродажных услуг;
Направленных на продажи на местах по сравнению с телемаркетингом;
Направленных на различные типы потребителей (имеющих высокий потенциал по сравнению с теми, у кого потенциал покупок небольшой);
• улучшение обратной связи от потребителей и рынка, посту пающей от торговых представителей;
• улучшение взаимоотношений с потребителями.