ПРИЕМ РЫБЫ-СЫРЦА И ЕЕ ТРАНСПОРТИРОВКА К МЕСТУ ПЕРЕРАБОТКИ
Количество рыбы, поступающей в переработку, — основной исходный показатель для последующего производственного учета потерь, отходов и выхода готовой продукции.
В рыбоконсервном производстве применяют два способа учета рыбы — по массе и по объему с последующим пересчетом на массу.
Непосредственное взвешивание рыбы применяют при механизированной выгрузке и транспортировке рыбы сухим способом. Для этого рекомендуется использовать весы непрерывного действия, вмонтированные в ленточный транспортер, или автоматические весы для порционного взвешивания типа ДР-100, ДР-200 и ДР-500
Измерение объема рыбы с последующим пересчетом на массу применяется при гидравлической выгрузке и транспортировке рыбы. Для измерения объема рыбы служат приемные мерные (градуированные) бункера с водоотделительными решетками в
1 Индексы 100, 200 и 500 обозначают порцию рыбы в кг, отвешиваемую за один прием.
.шишах, которые устанавливают около гидротранспортера. Для определения массы рыбы занимаемый ею объем умножают на коэффициент, соответствующий насыпной массе рыбы.
Приемку рыбы оформляют актами, в которых указывают вид, массу и качество (сортность) принятой рыбы, дату поступления рыбы и наименование организации, от которой она принята, номер накладной, фамилию сдатчика, название или номер судна, доставившего рыбу. Акты подписывают начальник или мастер приемного цеха, приемщик и сдатчик.
Рис. 2. Схема причалов для приемки рыбы: А — береговой причал; б — то же, с выходом на воду; в — плавучая пристань; 1 — причал; 2 — гидротранспортер; 3 — стрела; 4 — елани; 5 — кунгас; 6 — приемник транспортера; 7 — транспортер; 8 — лебедка; 9 — промысловое судно; 10 — рыбонасос; 11 — трубопровод. |
Для приема рыбы с судов на консервных заводах оборудуют причалы, которые в зависимости от местных условий могут быть трех типов; береговые, с выходом на воду, и плавучие типа пристани-плота (см. рис. 2).
Береговые причалы, как правило, сооружают на морском побережье, а причалы с выходом на воду и плавучие пристани — на речных участках.
Береговые причалы и причалы с выходом на воду представляют собой деревянные и железобетонные помосты, установленные соответственно на деревянных или железобетонных сваях. К причалам с выходом на воду и неплавучим пристаням суда пришвартовываются непосредственно; к береговым морским причалам подводят обычно кунгасы, которые вытаскивают на берег по деревянным или металлическим сваям с помощью лебедок.
Помосты приемных причалов строят с уклоном от краев к ере - дине. В средней части помостов на уровне пола устанавливают ленточные транспортеры или гидротранспортеры для подачи рыбы к приемникам элеваторов сырьевого отделения (цеха) консервного завода. Приемные причалы в некоторых случаях, а плавучие пристани преимущественно оборудуют рыбонасосными установками.
Из трюмов промысловых или транспортных судов рыбу в большинстве случаев выгружают при помощи механических устройств и только на небольших предприятиях иногда еще выгружают вручную ковшами или зюзьгами. Ручная выгрузка — трудоемкий и малопроизводительный процесс. Механизированную выгрузку рыбы из судов осуществляют сухим и гидравлическим способами.
При сухом способе разгрузки применяют сетчатые стропы, каплеры, консольные и поворотные краны, стеллинги и ленточные транспортеры.
Стропы представляют собой плетеные веревочные сетки, которые укладывают на судах в отсеки для рыбы и помещают в них весь улов. При разгрузке судов стропы с рыбой с одной стороны прикрепляют веревочными петлями к брусьям у края причала, а с другой — к тросу, соединенному через блок с лебедкой. При выбирании стропа рыба из сетчатого мешка высыпается на настил причала.
Каплер в отличие от стропа сделан в виде рукава. Верхняя часть его закреплена на раме, а на нижней части имеются кольца, через которые пропущен трос, позволяющий открывать и затягивать нижнюю часть рукава. Каплер поднимают повторным краном из отсека судна, переносят к месту разгрузки, опускают на настил причала, после чего опускают стяжной трос и каплер снова приподнимают над настилом на 30—40 см. Рыба при этом высыпается на пристань.
Стеллинг — это портальная башня с подъемной консольной стрелой. По стреле передвигается каретка с блоком, через который пропущен канат с подвешенной на конце бадьей. Бадью опускают в трюм судна, где ее наполняют рыбой, затем поднимают вверх до упора и, выключив каретку, отводят внутрь башни, где бадья опрокидывается и рыба поступает в приемное устройство.
Схема механизированной разгрузки рыбы сухим способом показана на рис. 3.
При гидравлическом механизированном способе разгрузки рыбы (рис. 4) применяются центробежные рыбонасосы (РБ-150, РБ-200 и РБ-250) и гидротранспортеры (открытые желоба или закрытые трубопроводы).
Центробежные рыбонасосы (рис. 5) просты, компактны и имеют высокую производительность. Весьма удобно также то, что во
Рис. 3. Схема механизированной разгрузки рыбы сухим способом: / — судно; 2 — кран с каплером; 3 — транспортер. |
Рис. 4. Схема гидравлического механизированного способа разгрузки рыбы: |
1 — рыбонасос; 2 — шланг; 3 — насос для заливки воды в отсек с рыбой; 4 ~ гидротранспортер.
Рис. 5. Схема рыбонасоса: |
1 — колесо; 2 — лопатка; 3 — конус с обратным клапаном; 4 —• нагнетательный патрубок; 5 —
Улитка; 6 — всасывающий трубопровод.
И(1с1)| игрскл'нпц'.ипя насосом рыба промывается. Кроме того, цси I (мог/Киме п;к'осы создают поток воды, позволяющий переменит. рыбу по гпдрогранспортеру без дополнительной затраты ■>пср! I[11. Применение центробежных насосов ограничивается размером выгружаемой рыбы. Если величина рыбы превосходит ус - ганонленные для насоса размеры, то рыба повреждается тогда, когда она огибает кромки лопатки при выходе из всасывающего патрубка или при входе в нагнетательный патрубок. Практически длина рыбы (от конца рыла до хвостового плавника) не должна превышать внутренний диаметр улитки насоса, а-толщина и высота тела рыбы должны быть меньше расстояния от обода колеса с лопатками до стенки улитки насоса. Попытки применить для разгрузки крупной рыбы (например, лососевых) довольно сложные по конструкции водоструйные (эжекторные) рыбонасосы не увенчались успехом, поскольку такие насосы не обеспечивают подъем рыбы на высоту более 2,0—3,5 м.
На некоторых консервных заводах для предварительного заполнения рыбонасосов смесью рыбы с водой их монтируют параллельно с водяными насосами типа НЧ (например, насосы РБ-250 и НЧ-3). Насос НЧ накачивает воду и обеспечивает запуск спаренной установки без предварительной заливки всасывающего шланга водой, а насос РБ подает смесь рыбы с водой по трубам на необходимое расстояние.
Для транспортировки рыбы в горизонтальном направлении применяют гидротранспортеры. Они просты по конструкции, дешевы и эксплуатация их несложная.
Гидротранспортеры открытого типа представляют собой наклонные желоба сечением 350—450X300—400 мм, а гидротранспортеры закрытого типа — трубы диаметром 8—12", по которым движется рыба с водой. Уклон гидротранспортеров составляет, обычно 0,010—0,015 м на 1 м длины. Длина гидротранспортеров открытого типа может достигать 200—250 м, а закрытого типа — 500—600 м. Расход воды составляет в среднем 5 л на 1 кг транспортируемой рыбы.
На некоторые заводы рыбу доставляют не только водным транспортом, но и авторефрижераторами или железнодорожным транспортом. В этом случае для приема рыбы используют специально оборудованные приемные площадки, расположенные в непосредственной близости от заводского холодильника. Приемные площадки обычно представляют собой железобетонные платформы, к которым вплотную подведены автомобильные или железнодорожные пути. Платформы делают на одном уровне с полом вагонов или авторефрижераторов. Рыбу обычно доставляют уложенной в деревянные ящики (оборотная тара) или замороженной блоками в картонной таре.
На приемных сырьевых площадках крупных консервных заводов для перемещения грузов используют чаще всего вилочные
Таблица 6
« Я |
Щ 5 51 |
^ л Ч> >> |
||||
Механизм |
Марка |
Е 01 ГО Е* () о * с О £ со Г >>5 |
3 о = ю Л о ^ с «3 2 у 5 к ^ * 5- * 5 * |
£ 2;' Л те Н го £ >» §.£• О |
А и 1-1 и О Я ^ о я * о. . 3 * з |
О С5 Сз Т м ^ >. |
И § |
И £ |
О ю т |
Са & |
|||
Аккумуляторный вилочный погрузчик |
( УПМ-6 < 4004 1 зио |
500 750 1500 |
1,3 1,6 2,1 |
8,0 10,0 5,5 |
7.5 10,0 6.5 |
2,0 2,8 2,75 |
Автопогрузчик вилочный |
( УПМ-3 4003 |
3000 5000 |
3.0 4.0 |
12,0 8,5 |
22,0 38,5 |
3.0 4.0 |
Самоходная тележка |
/ ЭК-1 1 ЭК-2 |
1000 2000 |
2.7 2.8 |
_ |
5,5 5,0 |
—. |
Рис. 6. Схема механизированной линии выгрузки рыбы из автомашин: 1 — рольганг; 2 — приемный лоток сетчатого транспортера; 3 — сетчатый Транспортер; 4 — бункерные весы; 5 — моечная машина (для мойки рыбы - сырца); 6 — ленточный Транспортер. |
Погрузчики и самоходные тележки. Техническая характеристика некоторых из них, наиболее широко применяемых, приведена в табл. 6.
Таким образом, в настоящее время консервные заводы располагают средствами, позволяющими полностью механизировать процесс приемки и транспортировки рыбы на переработку или в холодильник не только при разгрузке ее из промысловых или транспортных судов, но и при доставке автомобильным и железнодорожным транспортом.
Схема одной из механизированных линий выгрузки рыбы из автомашин приведена на рис. 6. Как видно из рисунка, разгружают автомашины у перрона.
При поступлении замороженной рыбы ее после взвешивания внутрицеховым ленточным транспортером передают в холодильник на хранение или в дефроста - ционное отделение и затем в разделочный цех. При приемке свежей рыбы ее перекладывают в контейнеры, установленные на рольганге. Затем контейнеры с рыбой перемещают сетчатым транспортером к весам. После взвешивания контейнеры перемещают к приемному лотку моечной машины, при этом открывают дверцу в
Нижней части контейнера и рыба высыпается в лоток, из которого самотеком поступает в моечную машину барабанного типа производительностью до 5 т/ч. Из моечной машины рыба попада
Ет в приемный лоток ленточного транспортера, передающего ее к сортировочному узлу. При пользовании передвижными перегрузочными механизмами потребность в рольганге и тельфере отпадает, но при этом нарушается поточность разгрузки.