КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Рекламоспособность товарных знаков
Рекламоспособность товарных знаков заключена в способности товарного знака привлекать внимание потребителей к обозначенным им товарам и услугам. Признаки рекламоспособности: а) новизна идеи,
Б) ассоциативность, в) связь с местом происхождения, г) лаконичность,
Д) эстетичность (включая благозвучность), е) удобопроизносимость (для словесных знаков), ж) цвет, з) приспособляемость.
Рекламная функция упаковки с помощью вербальной и визуальной информации призвана донести до потенциального потребителя преимущества данного товара перед аналогичным, но другого производителя, то есть решаются задачи маркетинга. Хотелось бы подчеркнуть, что в современном мире упаковка рекламирует не столько свойства и преимущества самого товара, то есть конкретного продукта, заключенного в ней, сколько те дополнительные преимущества и блага, которые он может дать: не качество постельного белья, а его гигиенические преимущества, или то, что таким бельем пользуется, допустим, ваш кумир.
Коммуникативная функция упаковки
Коммуникативная функция подразумевает прежде всего создание образа для передачи информации невербальными средствами, хотя необходимым условием существования упаковки является наличие значительного блока информации, выраженной вербальными средствами, как, например, ингредиенты, вес, изготовитель, срок хранения, способы применения и т. д. Коммуникативная функция включает такие позиции упаковки, как: а) подарочная(сувенирная) (рис. 4.6—4.11, вкладка); б) повседневная (рядовая).
Подарочную можно подразделить на:
А-1) богатую. Богатое оформление с позолотой и т. д., предполагает своим потребителем человека с большими (средними) доходами, но при этом среднего культурного уровня (рис. 4.6);
А-2) изысканную — потребитель не обязательно богатый, но культурный человек с хорошим вкусом (рис. 4.7);
А-3) нарядную упаковку, предназначенную для женщин (рис. 4.8);
А-4) яркую — для ребенка (рис. 4.9);
А-5) вызывающую (шокирующую), рассчитанную на подростка-ти - нэйджера (рис. 4.10).
Количество градаций может быть больше(например, можно включить понятие «коллекционной» упаковки, рис. 4.11), но основным остается деление по социальному положению, культурному уровню, половой принадлежности, возрастным особенностям, этнической и религиозной принадлежности, поскольку существуют цветовые и стилевые предпочтения, связанные с культурными традициями, и т. д.
Любая система передачи информации, каким бы способом она ни передавалась, формирует свой набор понятий, который со временем становится устойчивым, что позволяет получателю адекватно ее воспринимать. Как протекает этот процесс в случае с упаковкой? Существует цепочка: отправитель — кодировка — обращение — расшифровка — получатель. Дизайнер должен таким образом составить свое послание к потребителю, чтобы он мог правильно его понять. Для этого учитываются психологические, культурные, национальные возможности цвета, изображения, формы, шрифта, композиции, символические знаки, разновидностью которых мы можем считать орнамент. Кроме того, осуществляются сегментирование рынка и позиционирование товара на нем, учитываются традиции в оформлении товаров различных категорий продуктов.
Процесс коммуникации
Любое обращение имеет активационную направленность, так как содержит призыв, приказ, намек и т. д.
Вербальная информация является линейной и направлена на пробуждение разума (обращена к разуму).
Визуальная информация является фенестративной (окно) и напра - лена на пробужденте эмоциональной сферы.
В случае упаковки эти две системы передачи информации составляют единое целое (единый текст), что позволяет воздействовать одновременно на разум и эмоции потребителя. В зависимости от возраста и культурного уровня потребителя при определении предназначения товара делается соответствующий акцент.
Способы визуального воздействия: изображение, цвет, композиция, ритм. Шрифт является принадлежностью как визуального (особенно в названиях), так и вербального способа передачи информации.
Любой процесс коммуникации выполняет несколько функций, основная из которых является активационной, то есть посылает приказ, призыв и т. д. Именно эта функция коммуникации, выраженная фенес - тративно (окно), используется в рекламе (и в рекламной функции упаковки), наряду с линейной или вербальной информацией. Призыв может быть выражен и обычным вербальным способом в виде вербального обращения. В упаковке эти два уровня передачи информации дополняют друг друга, частично дублируя друг друга, но при этом воздействуя на различные области человеческой психики: фенестративный обращается к эмоциональной сфере, а линейный — подкрепляет первый, обращаясь к разуму покупателя. Выступая вместе, они создают избыточность информационного воздействия и препятствуют помехам полностью или частично исказить закодированное сообщение. Мы имеем в виду под помехами прежде всего неправильно выбранное цветовое решение, визуальный ряд, различное освещение в магазинах, плохое полиграфическое исполнение и т. д.
Первый уровень привлекает внимание, воздействуя эмоционально, а второй — содержит избыточную информацию о составе продуктов в упаковке, способе их использования, преимуществах и т. д. Хотелось бы обратить внимание на то, что эти положения на уровне формы упаковки связаны и с выбором основной несущей информацию поверхности. Чаще всего лицевая сторона используется для визуального изобразительного ряда и включает торговую марку и определение продукта, а дополнительная информация дается на изнаночной стороне упаковки. Это же относится к понятиям этикетки и контрэтикетки.
Этикетку и упаковку можно рассматривать как сложно построенное единое обращение-послание. Характерной особенностью подобного текста является то, что он строится из типовых традиционных элементов, то есть «всякое новаторское произведение строится из традиционного материала». Составляя единый текст, элементы тем не менее и даже чаще всего могут быть собраны из различных жанров искусства. Для этикетки это положение особенно характерно, как для явления современного искусства, современной массовой культуры, которая соединяет в единый ансамбль самые неожиданые элементы. На упаковке могут соседствовать, сосуществуя и дополняя друг друга, рисунок, фотография, текст, коллаж и т. д. Может сочетаться натуралистическое изображение с условным и т. д. Такая разнородность и разноплановость помогают создавать огромный запас прочности в плане информативности, избыточности, позволяющей дешифровывать текст потребителями различного культурного уровня и различной этнической принадлежности.
Кроме того, упаковка — это возможность мгновенного считывания информации. Практически вся деятельность дизайнера по созданию упаковки - это деятельность, направленная на создание знака-образа продукта, решающего прежде всего рекламные задачи. Поэтому дизайнер должен учитывать особенности психологии человека, на которых рекламное обращение строит свое воздействие.