Сфера производства
Все продукты и услуги нуждаются в сырье. Сырье нужно поставлять. Все предприятия, связанные с этим, составляют часть производственной сферы.
Зачастую люди думают только о тех видах коммерческой деятельности, которые они видят вокруг себя: производственные предприятия и предприятия по продаже товаров и услуг. Производство и продажа в розницу - это то, что вы видите, но кто обеспечивает доставку этих продуктов к розничным продавцам, кто ремонтирует оборудование и обеспечивает надлежащее управление бизнесом? Это - то, что мы называем сферой обслуживания.
Поскольку конечный продукт или услуга предлагаются населению (население - это все клиенты, которых вы можете себе представить), в этой деятельности может быть задействовано много предприятий (кроме основного бизнеса). Здесь можно назвать розничную продажу, маркетинг, упаковку, транспортировку и т. д. Все виды коммерческой деятельности, в той или иной степени связанные с продажей основного продукта, образуют сферу торговли.
Компании, специализирующиеся на использовании побочных результатов любого бизнеса
По мере производства и продажи продукта и предоставления услуг в производственной сфере, могут возникать побочные предприятия, которые существуют благодаря основному бизнесу. Хороший пример такой деятельности дает сбор мусора и переработка отходов. По мере того, как бизнес привлекает клиентов, может появиться другой бизнес, обеспечивая вторичное обслуживание, например, магазин напитков рядом с кинотеатром. Те виды бизнеса, которые могут появиться вследствие других видов бизнеса, но которые не принадлежат ни к одной из вышеупомянутых сфер бизнеса (производство, продажа и обслуживание), называют побочными компаниями. Основной бизнес может функционировать без этого побочного бизнеса. Эти побочные виды коммерческой деятельности составляют сферу побочного бизнеса.
Структурированный мозговой штурм по разным видам бизнеса
Мозговая атака дает возможность вам быть объективным и помогает вам посмотреть на одно и то же явление с разных углов зрения. Вы начинаете со слова, темы или вопроса, и вы просто записываете все, что приходит на ум, пока не устанете, не слишком задумываясь, записывая все, даже то, что, по вашему мнению, не подходит или необычно. Хорошие идеи могут возникать по-разному. Будет еще лучше, если вы проделаете это упражнение, привлекая других людей. Вы используете этот прием, чтобы выявить как можно больше бизнес идей на основании вышеприведенного анализа направлений бизнеса.
Посмотрим на пример производства хлопчатобумажных футболок:
ФУТБОЛКА
СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА
Выращивание хлопка Шелкография Производство футболок Производство тканей
Хлопкопрядение Производство красок
СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
Обслуживание оборудования по шелкографии Обслуживание фермерского оборудования
Услуги прачечной Очистительные фабрики Фабрики обслуживания
СФЕРА ТОРГОВЛИ
Магазин, где продаются футболки Стенд на ярмарках Поставка футболок в школы и компании Продажа оборудования для шелкографии Торговля хлопковыми изделиями Продажа заводского оборудования Продажа оборудования для ферм
ПРОДУКТ
Хлопчатобумажные футболки
ПОБОЧНЫЙ БИЗНЕС
Лозунги, наносимые с помощью шелкографии Производство семян для хлопкового масла
Бумага из хлопка Корма для животных из семян хлопка Набивка подушек из обрезков Сбор хлопка
Упражнение
Используйте вышеприведенную методику мозгового штурма, чтобы обдумать ту бизнес идею, которая вам больше всего нравится. Как в случае с футболками: ставите производство или услугу в центре и стараетесь обдумать все возможные бизнесы, связанные с ними, используя четыре направления бизнеса, указанные выше. Продолжайте так пока не иссякнут идеи. И опять-таки, вам следует записывать все, что приходит вам в голову. Позднее вы решите, какие идеи - стоящие, а какие - (не) верные.
Дополните свой список бизнес идей теми новыми идеями, которые вам показались интересными и для которых вы видите возможности.
Вы можете проделывать это упражнение столько раз, сколько потребуется, каждый раз выбирая другой продукт или услугу. Для каждой сессии подготовьте чистый лист бумаги и новую схему.
Продолжайте пополнять список своих бизнес идей каждый раз, как вы проводите такой мозговой штурм с другим продуктом или услугой.