Основные направления бизнеса
Музыка построена на сочетании всего лишь семи нот... Живопись основана на сочетании семи цветов...
В предпринимательстве тоже есть своего рода азбука, то есть простейшие составные компоненты, путем комбинации которых складываются коммерческие схемы, подобно аккордам и мелодиям в музыке или цветам и картинам в живописи. Попробуем определить эти первокирпичики бизнеса.
1. Купля-продажа. В чистом виде этот вариант бизнеса широко распространен и процветает на рынке. Смысл его заключается в покупке товара по более низкой цене и продаже по цене более высокой. Из разницы между ценой покупки и ценой продажи предприниматель получает прибыль. Разница цены на один и тот же товар возникает в различных регионах, поэтому предприниматель внимательно отслеживает различие в ценах на товар в разных областях или даже районах внутри страны и за ее пределами и использует это.
Кроме того, разница в цене возникает путем разукрупнения партии товара, то есть в результате перехода от оптовых цен к розничным. Этот переход может иметь несколько этапов и, соответственно, разница в цене тем выше, чем большую партию товара вы закупаете и чем ближе к розничной продаже вы ее измельчаете.
Если операции купли-продажи происходят через границу - это уже внешнеэкономическая деятельность, или экспорт-импорт. При этом простейшая сущность коммерческой операции остается.
Исключительно на основе простейшей операции купли-продажи существует огромная отрасль хозяйствования - торговля. Оптовая и розничная, внутренняя и внешняя, государственная и негосударственная.
В городе, где живут мои родители, за последние пару лет сформировалась новая сеть продовольственных магазинов, цены в которых значительно ниже, чем в других. Люди шепчутся, что какой-то крутой мафиози выкупил эти, в прошлом государственные, гастрономы, не платит налоги, потому что купил всех чиновников в городе, поэтому и цены у него ниже, чем у других. На самом же деле ситуация обстоит следующим образом.
Помещения более десятка нерентабельных гастрономов взяты одним предприятием в аренду. Это предприятие берет непосредственно от производителей крупные оптовые партии продуктов, и этот товар сразу попадает в розничную торговлю через сеть их гастрономов. Ранее между производителем и потребителем умудрялись кормиться посредники, и порой не один в каждой цепи. Широкая торговая сеть позволяет быстро продавать крупные партии товаров с максимальной прибылью, по ценам ниже, чем у конкурентов. В этой системе интересно еще и то, что данное предприятие как правило не закупает товар, а получает его на реализацию или с отсрочкой платежа. Производители охотнее доверяют свой товар крупным предприятиям, способным к быстрому обороту товара. По такому принципу работает большинство крупных торговых сетей с товарами разного характера...
Заметьте, что в последние годы стали возникать фирменные автозаправочные станции. Компании, которые ранее посредничали в торговле нефтепродуктами, стали создавать разветвленные сети автозаправок. Это позволяет данным предприятиям извлекать максимальную прибыль из торговли нефтепродуктами и прочно закрепиться на рынке. Согласитесь, что предприятие, имеющее десятки АЗС, трудно вытолкнуть с рынка, а производитель нефтепродуктов с удовольствием доверит свою продукцию такому крупному реализатору.
2. Производство. Природа предоставила человеку природные условия, сырье, наделила его разумом и руками, а все остальное, в чем нуждается человек, он вынужден производить самостоятельно. Когда-то наши древние предки почти все необходимое для жизни находили в готовом виде. А производить приходилось ничтожно мало - к примеру, приспособить шкуру убитого зверя в качестве одежды или благоустроить естественную пещеру. По мере развития человечества люди стали производить все больше и все сложнее. На смену примитивной палке-копалке пришли экскаваторы. Вместо шкур люди научились производить изысканную одежду из тонких тканей. Каменный топор превратился в современные орудия убийств, включая военные космические корабли и атомную бомбу.
Постепенно люди оказались в мире, произведенном ими же самими, и для сохранения, обустройства и улучшения этого мира люди нуждаются в дальнейшем производстве.
Общество производит решительно все: продукты, одежду, жилище, транспортные средства, средства коммуникации и многое другое. Для государства и для обыденного сознания очевидно, что производство - это источник национального богатства, поэтому производство среди других направлений бизнеса всегда пользуется особым уважением.
Производственный бизнес целесообразнее всего начинать с производства простого и мелкого, постепенно его усложняя и увеличивая, так как нет пределов совершенствования и наращивания мощностей. 3. Услуги. Это широчайший спектр всевозможных видов деятельности, за которые можно получить оплату. Строительные и ремонтные услуги, лечение и медицинские консультации, образование и туризм... Пожалуй, перечислить все уже существующие виды услуг невозможно - их бесконечное множество. Еще трудней представить те услуги, которые возникнут в скором будущем. Общество изменяется, но многие виды услуг остаются с древнейших времен, и в то же время рождаются совершенно новые, связанные с достижениями научно-технического прогресса.
Некоторые виды услуг настолько широко применимы, что на их оказании построены огромные отрасли хозяйствования, такие как транспорт, связь, медицина, образование. Мог ли предположить древний эскулап, что его умения со временем превратятся в многоэтажные медицинские центры со сложнейшим оборудованием. В то же время архаичные формы врачевания, такие как костоправство, знахарство, лечение травами, успешно находят свое место на современном врачебном рынке.
В разное время возникают самые удивительные виды услуг, потому что на них возникает спрос. Вспомним хотя бы очень дорогую услугу в Древнем Китае - услугу гейши, которая заключалась лишь в том, что гейша, будучи высоко культурной и образованной особой, присутствовала, поддерживала беседу во время застолья, тем самым как бы облагораживая общество. Это была весьма высокооплачиваемая услуга.
Кто знал еще несколько лет назад, что можно будет на цветном экране разглядывать свои внутренние органы или за считанные секунды получить собственную фотографию, или увидеть себя в телевизоре, стоя перед видеокамерой...
4. Связь и информация. В какой-то мере обеспечение связи между людьми можно отнести к сфере услуг, но с той разницей, что оказание услуг связано с индивидуальным их потреблением, а услуги в сфере коммуникации оказываются как бы между людьми, как их связь. К ним следует отнести все средства связи, такие как телеграф, телефон, радио, телевидение, прессу, электронную почту, интернет и др. Могли ли люди еще в прошлом веке предположить, что средства связи между отдаленными абонентами позволят им легко общаться друг с другом? Информация, особенно полезная и своевременная, всегда пользовалась спросом, и не только для шпионов и следственных органов. Сегодня широко применимо понятие коммерческой информации, доступ к которой строго регламентирован. Одни вкладывают большие средства, чтобы добыть такого рода информацию, другие, наоборот, создают структуры по сохранению информации и избежанию ее утечки. Раз вокруг этого возникает суета, значит, кто-то на этом вполне может зарабатывать, поэтому создаются и существуют разного рода базы данных, информационные агентства, центры, справочники и так далее. Средства связи являются эффективным способом ведения рекламных компаний. Думаю, что нет сомнений в том, что средства связи и накопления информации - это мощный способ зарабатывания денег.
5. Транспорт. Поскольку люди постоянно вынуждены перемещаться в пространстве, перевозить грузы из одного места в другое - это непременно стало огромной отраслью хозяйства, являющейся источником дохода для огромного количества людей, предприятий, компаний.
Перевозками пассажиров занимаются отдельные частные предприниматели, фирмы такси, коммунальный транспорт, железная дорога, метрополитен, авиакомпании, пароходства и др. Грузы перевозят по земле, воде, воздуху самыми различными способами. Один вид транспорта конкурирует с другим, участники борются по параметрам скорости, грузоподъемности, маневренности, надежности и др. В этом бизнесе хороши все средства для того, чтобы добиться наиболее дешевой и быстрой доставки груза на место назначения.
6. Наука. Наука всегда была уделом избранных людей, наделенных незаурядными интеллектуальными и познавательными способностями. В нашей стране все научные программы в течение почти целого века финансировались из государственного бюджета, и по традиции эту отрасль общественной жизни нам трудней всего представить коммерческой.
Вместе с тем на Западе многие научные лаборатории, центры, институты финансируются компаниями, нуждающимися в научных разработках соответствующего направления. Новые технологии, новые материалы, новое оборудование разрабатывается учеными, работающими на предприятия-заказчики. От деятельности коллектива ученых такой лаборатории целиком зависит конкурентоспособность целого ряда предприятий на рынке, внедрение этими предприятиями новых разработок, более современных технологий. Поэтому труд ученых может быть очень высоко оплачиваем, если, конечно, он востребован.
К сожалению, сегодня мы не наблюдаем расцвета науки в нашем отечестве, а напротив, видим нищету ученых. Вызвано это тем, что государственное финансирование науки себя изжило, точнее, государство не в состоянии содержать научные центры и институты, а переход науки на коммерческий характер еще не произошел, но уже постепенно начинается.
Однако, следует помнить, что начиная со жрецов древнего Египта, ученые всегда составляли элиту общества. Даже в социалистическом обществе труд ученых приравнивался по оплате к деятельности государственных чиновников. Подтверждением тому служит особняк дачи физика-атомщика Курчатова, который я обнаружил на Южном берегу Крыма в одном ряду с правительственными дачами. 7. Шоу-бизнес. Еще из Древнего Рима происходит знаменитое выражение "Хлеба и зрелищ!", и люди с давних времен готовы были платить за зрелища цену не меньшую, чем за хлеб.
О том, что в шоу-бизнесе крутятся огромные деньги, говорят все, но забывают при этом, что как и во всяком другом направлении бизнеса, здесь имеются разные уровни. Эти уровни зависят от степени популярности определенного шоу или артиста и от того, насколько массовой является аудитория, оплачивающая данное шоу.
На современных улицах уже не встретишь труппу передвижного театра или бродячих артистов, хотя в переходах и людных местах городов можно услышать гитару, саксофон и даже выступление музыкального ансамбля. В крупных городах Западной Европы выступления музыкантов, фокусников, мастеров пантомимы - дело обычное. Все это так называемые простейшие формы шоу-бизнеса, в которых участвует минимальное количество исполнителей и стихийные зрители, благодарящие артистов мелочью.
Более организованные артисты и шоу-мены договариваются с концертными залами, домами культуры, за определенную плату используют их помещения, организовывают рекламу, продажу билетов и собирают на свои концерты соответствующее количество зрителей.
Наиболее "раскрученные" артисты выступают в помещениях цирков, дворцов спорта, на стадионах, при этом давая по несколько концертов в одном городе. Стоимость билетов и количество публики прямо пропорциональны известности и популярности исполнителя. Эстрадные звезды первой величины за двухчасовым концерт могут зарабатывать десятки тысяч долларов. Исполнитель средней руки, но известный благодаря радио и телевидению, получает за концерт одну-две тысячи долларов. Но многие исполнители не в состоянии отработать затрат на рекламу или аренду зала.
К шоу-бизнесу тесно примыкает организация спортивных соревнований, собирающих на своих трибунах тысячи и тысячи платежеспособных болельщиков.
Безусловно то, что за зрелища люди готовы платить! Остается только организовать их.
Слияние друг с другом этих самостоятельных звуков - первокирпичиков предпринимательства - создает своего рода аккорды бизнеса. Переход одной формы в другую, их сочетание друг с другом в определенные комбинации порождает уникальные направления коммерции.
Попробуйте даже искусственно наугад скомбинировать любые два, три, четыре компонента,* и вы убедитесь, что из этого возникает нечто интересное. Рынок же диктует спрос на все новые и новые их сочетания. Которое из них ваше?
Десять шагов успешного поиска потенциальных клиентов и партнеров
1. Определите максимально широко отрасль деятельности, которой планируете заниматься вы или ваше предприятие. Например: торговля недвижимостью, пассажирские перевозки, экспорт металлопродукции и так далее.
2. Сузьте общий вид вашей деятельности до предельно простого и конкретного занятия. Например: производство ножей, индивидуальный пошив мужской верхней одежды, перевозка пассажиров микроавтобусом по такому-то маршруту и так далее.
3. Определите круг тех лиц (физических или юридических), которые нуждаются в вашей продукции или услугах.
4. Найдите или хотя бы представьте нескольких ваших конкретных потенциальных клиентов - реально существующих людей или предприятий, действительно нуждающихся в подобном товаре или услуге.
5. Направьте в адрес ваших потенциальных партнеров деловое письмо с предложением своих услуг или поместите рекламное объявление в тех средствах массовой информации, которые непременно попадут в поле зрения ваших потенциальных клиентов.
6. Если вы не получили достаточного количества откликов на рекламу, следует по справочникам выписать телефоны широкого круга потенциальных партнеров и связаться с ними непосредственно, предлагая конкретные услуги или товары.
7. Параллельно с поиском будущих клиентов определите возможных конкурентов, свяжитесь с ними, как будто вы хотите воспользоваться их услугами, и подробно расспросите о характере, качестве и стоимости предлагаемых ими услуг или товаров.
8. Проанализировав деятельность ваших конкурентов, определите достоинства и недостатки их работы. Лучшее возьмите на вооружение, а недостатки постарайтесь не повторять в своей деятельности.
9. Определите наверняка, сможете ли вы работать лучше, чем ваши конкуренты, и желательно за плату более низкую, чем они. Придумайте для вашей услуги хотя бы незначительную "изюминку", которая отличит вас от других предпринимателей этого же направления.
10. Предложите вашему потенциальному клиенту свои услуги, но с акцентом на тех сторонах, которые у вас заведомо сильнее, чем у конкурентов, и по цене хотя бы на 5 копеек, но дешевле, чем у других.