ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОЛЕТЫ
1Ж змерения, которые может сделать наблюдатель ме - ** теостанции, свидетельствуют о состоянии воздуха только вблизи земной поверхности. Но воздух все время перемешивается. На смену приземному слою приходит воздух из более высоких слоев, а воздух, омывавший поверхность Земли, поднимается вверх. Поэтому предсказания погоды, основанные исключительно на наземных измерениях, не отличаются большой точностью.
Теперь за состоянием воздуха на различных высотах следят аэрологи. Они регулярно производят метеорологические наблюдения до высоты 10—15 и более километров, посылая в атмосферу приборы самописцы и поднимаясь сами на самолетах и аэростатах.
В настоящее время значительно чаще приборы поднимаются без людей, но полеты с наблюдателем и сейчас используются как надежное средство наиболее полного и всестороннего изучения атмосферы.
Как высоко может подняться человек ео своими приборами?
Какие аппараты для подъема он может использовать?
Аэростат и стратостат. В 1731 году житель Рязани Крякутной сделал шарообразный мешок, наполнил его дымом и поднялся в воздух. Как повествует летопись, шар Крякутного поднялся «выше березы». Это был первый в мире полет человека на аппарате легче воздуха.
Шар Крякутного поднялся потому, что наполнявший его теплый дым был легче воздуха. Но дым скоро охлаждается, и подъемная сила шара исчезает. Поэтому для подъема человека в воздух стали применять шары, наполненные легким газом, обычно водородом. Такие аппараты называются аэростатами. С аэростатом связано начало штурма неба — попыток завоевания воздушного океана. Первый полет аэростата с научной целью был организован в России Академией наук в 1804 году. Его совершил академик Я. Д. Захаров. Он так писал о цели своего полета: «Главный предмет сего путешествия состоял в том, чтобы узнать с большей точностью о физическом состоянии атмосферы и о составляющих ее частях в разных определенных возвышениях оной».
Захаров взял с собой в полет сосуды для проб воздуха, барометр, термометры, компас и другие приборы. Подъем аэростата состоялся в Петербурге, полет продолжался около 4 часов.
Наибольшая высота, достигнутая аэростатом, составила 2480 метров.
В воздухе Захаров произвел много интересных наблюдений, проследил, как изменялась температура воздуха с изменением высоты полета, установил, что направление ветра на разных высотах неодинаково. Во время полета были взяты пробы воздуха на различных высотах.
В 1868—1873 годах подобные полеты были организованы академиком М. А. Рыкачевым.
Несколько позднее систематические полеты на аэростатах с целью изучения атмосферы организовал один из пионеров русской аэрологии М. М. Поморцев. Он собрал ценный материал об изменении температуры и влажности с увеличением высоты и в 1891 году подверг этот материал серьезной научной обработке. М. М. Поморцев сделал одну из первых попыток применить сведения, полученные при полетах, к решению задач о предсказании погоды/
Большое участие в деле изучения атмосферы принимал великий русский ученый Д. И. Менделеев. Он доказывал необходимость исследовательских полетов. «Для ползающих на дне морском,— говорил он,— неведомы бури поверхности; так же и нам почти неизвестны явления, в верхних слоях атмосферы происходящие».
Менделеев критически изучил и обработал данные, полученные об атмосфере другими исследователями, и пришел к выводу, что температура воздуха не непрерывно уменьшается с поднятием на высоту. В верхних слоях падение температуры замедляется. Поэтому Менделеев предположил, что на некоторой высоте падение температуры прекращается и в верхних слоях она постоянна.
В 1901 году это предположение Менделеева блестяще подтвердилось. Многочисленными исследованиями было установлено, что на высоте 8—18 километров (в зависимости от географической широты) падение температуры с высотой прекращается и в более высоких слоях температура становится постоянной.
Нижний слой воздуха, в котором температура с высотой уменьшается, называется тропосферой. В тропосфере воздух перемешивается как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Именно в этом слое разыгрываются явления погоды: образуются облака и туманы, выпадают осадки, возникают грозы.
Наибольшая высота тропосферы — у экватора (16— 18 километров), наименьшая — у полюсов (8—10 километров). У экватора поверхность Земли имеет наибольшую температуру. Это обеспечивает прогревание и
Перемешивание воздуха до больших высот, чем над другими участками земной поверхности.
У полюсов, наоборот, господствуют низкие температуры, и поэтому прогревание воздуха распространяется здесь до меньших высот.
Слой, расположенный над тропосферой, называется стратосферой. В нижней части этого слоя температура по высоте не изменяется. Как теперь найдено, постоянство температуры наблюдается до высоты примерно 20—25 километров.
Д. И. Менделеев лично принимал участие в исследовательских полетах. В 1887 году он решил воспользоваться воздушным шаром для исследования атмосферы во время солнечного затмения. В последнюю минуту оказалось, что шар не сможет поднять и Менделеева и пилота. Тогда ученый решил совершить полет один. Он поднялся в воздух и выполнил намеченные наблюдения.
В 1875 году для достижения больших высот Д. И. Менделеев предложил прикрепить к аэростату «герметически закрытый оплетенный упругий прибор для помещения наблюдателя, который будет тогда обеспечен сжатым воздухом и может безопасно для себя делать определения и управлять шаром». На таком аэростате можно подниматься значительно выше, чем на обычном. Аэростат с герметически закрытой кабиной для наблюдателей получил название стратостата.
Менделеев составил план работы по изучению больших высот, которые можно выполнить с помощью стратостата. Но царское правительство не предоставило ученому необходимых средств, и он не смог осуществить своей идеи. Только через полвека появились первые стратостаты.
Советские исследователи широко использовали стратостат для изучения атмосферы.
30 сентября 1933 года воздухоплаватели Прокофьев, Бирнбаум и Годунов на стратостате «СССР-1» достигли высоты 19 километров. Взятые на различных высотах пробы воздуха позволили заключить, что состав его на достигнутых высотах такой же, как и у поверхности Земли.
30 января 1934 года советские воздухоплаватели Фе - досеенко, Ваеенко и Усыскин совершили исследовательский полет па стратостате «С-ОАХ-1», построенном ленинградским Осоавиахнмом, и достигли высоты 22 километров.
Более высокие слои атмосферы для стратостатов недоступны. Чем ограничена высота их подъема?
Стратостат поднимается вверх до тех пор, пока подъемная сила, определяемая количеством газа в оболочке, превышает его вес. Поэтому стратостат поднимается тем выше, чем больше объем его оболочки с газом и чем меньше его вес. Чтобы общий вес стратостата был как можно меньшим, для заполнения оболочки используют самый легкий газ — водород. Оболочку делают обычно из легкой и прочной, непроницаемой для газов, прорезиненной ткани.
Чтобы создать подъемную силу, достаточную для поднятия в высокие слои атмосферы нескольких исследователей с приборами, нужна оболочка огромных размеров. Например, оболочка стратостата «С-ОАХ-1» имела диаметр около 36 метров и объем около 25 тысяч кубических метров. Подъем на большие высоты потребовал бы еще больших размеров оболочки.
Чем выше предполагается подъем стратостата, тем больше должен быть размер оболочки при одинаковом количестве газа, впущенного в нее перед полетом. Однако, как ни стремятся уменьшить вес стратостата, вес оболочки с увеличением ее размеров возрастает и для некоторой высоты будет больше подъемной силы газа. Это — предельная высота для стратостата. Стратостаты выпускают и без наблюдателей. В этом случае их оборудуют приборами, действующими автоматически. Такие автоматические стратостаты достигают высот больших, чем обычные.
Аэростаты и стратостаты сыграли важную роль в изучении атмосферы. Они помогли установить состав воздуха и закономерности изменения температуры и давления до высоты 22 километров; оказалось, что в средних широтах до высоты И километров температура воздуха непрерывно уменьшается, на высоте И километров достигает в среднем 55 градусов ниже нуля и дальше остается примерно постоянной. Состав воздуха &о высоты 22 километров практически неизменен.
Аэростатами пользуются и сейчас для исследования атмосферы. Как средство для воздушных сообщений бйй йе Применяются, так как неуправляемы, йо аэроЛогй используют способность их перемещаться вместе с движущейся массой воздуха.
Чтобы наблюдать, какие изменения происходят в воздухе при его перемещении, лучше всего «путешествовать» вместе с ним. Здесь неуправляемость аэростата, его покорность ветру становится очень ценным качеством.
Исследованиями этого рода занимается у нас Центральная аэрологическая обсерватория. Во время одного
Из исследовательских полетов пилот Б. А. Невернов и аэролог С. С. Гайгеров совершили полет на аэростате от Москвы до Новосибирска за 69 часов. В октябре 1950 года воздухоплаватели обсерватории С. А. Зино - веев, С. С. Гайгеров и М. М. Кирпичев провели еще более длительные исследования на аэростате, пролетевшем за 84 часа из Москвы в район Алма-Аты.
Самолет. Первый самолет, способный подняться в воздух, был создан нашим соотечественником Александром Федоровичем Можайским. Испытание этого самолета состоялось в 1882 году.
Самолет — аппарат тяжелее воздуха. Крылья его расположены так, что во время полета под крыльями давление воздуха больше, чем над ними. Разность давления воздуха на нижнюю и верхнюю поверхности крыльев создает подъемную силу, направленную вверх. Эта сила и держит самолет в воздухе (рис. 8).
С каждым годом самолеты становятся все более совершенными. Наибольшая высота подъема — «потолок» самолета — растет из года в год. В 1925 году рекордная высота подъема самолета несколько превышала И километров, в 1935 году она составляла около 14, в 1950 году— 18 километров, а сейчас — значительно больше.
Изучение атмосферы на разных высотах с точки зрения возможности пребывания на них человека показали, что подъем на высоту до 3 километров можно совершать в открытых кабинах и без кислородных масок. Подъем на высоту 7—9 километров возможен в открытых кабинах, но с кислородными приборами. Однако такой полет требует предварительной тренировки. Полет на высоту больше 12 километров возможен только в особых герметически закрытых кабинах или в специальных костюмах — скафандрах.
Отсутствие герметических кабин долгое время препятствовало полетам самолета на большой высоте. Около двадцати лет назад советский конструктор
А. Щербаков создал первую герметическую кабину. Во время полета в кабину непрерывно подается из баллона кислород, а накапливающиеся в ней углекислый газ и влага поглощаются специальным аппаратом.
Метеорологи широко используют самолеты для исследований в тропосфере, где формируется погода. Самолет помогает собирать сведения о погоде на большом пространстве в короткий срок.
Погода играет большую роль при планировании боевых операций. А для того чтобы предвидеть погоду, надо знать состояние атмосферы на огромных пространствах. Во время Великой Отечественной войны враг держал в секрете сведения о состоянии атмосферы на своей территории. Здесь большую услугу метеорологам оказали самолеты, летая во вражеский тыл для разведки погоды.
Высоту подъема летательного аппарата можно увеличить, если использовать на нем ракетный двигатель, не требующий для своей работы атмосферного воздуха. Идея такого летательного аппарата была впервые высказана и обоснована в 1881 году революционером Н. И. Кибальчичем, участником убийства Александра II. Находясь в заключении в крепости, он предложил «проект воздухоплавательного прибора», основанного на реактивном принципе. Проект Кибальчича царские жандармы подшили в его судебное дело, и он много лет пролежал в архиве департамента полиции.
Проанализировав возможные способы для получения тяги на летательном аппарате, Кибальчич предложил
Использовать для этих целей силу взрывчатых веществ. Такой ракетный двигатель может работать на любой высоте. Сейчас мы можем с помощью ракетных аппаратов посылать автоматически работающие приборы на очень большие высоты.