СПУСК
Как будет происходить спуск корабля, возвращающегося из космического полёта?
Теоретически можно было бы использовать для этой цели ракетный двигатель. Повёрнутый «задом наперёд» двигатель не увеличивал бы скорость, а уменьшал её, так как выхлопные газы толкали бы ракету в обратную сторону. Но ракета не в силах унести то огромное количество топлива, которое потребовалось бы для этого.
Можно использовать для торможения корабля сопротивление воздуха. Но громадное количество тепла, которое будет выделяться при трении корабля о воздух, делает невозможным применение для этой цели парашютов: они сгорели бы мгновенно. Кроме того, такое торможение было бы слишком резким. Громоздкий и необтекаемый межпланетный корабль вообще не приспособлен для посадки на Землю. При погружении в атмосферу Земли он, несомненно, раскалился бы добела.
Я* 'Я
Поэтому перед спуском ещё до погружения в верхние слои земной атмосферы экипаж перейдёт в космический планёр, имеющий идеально обтекаемую форму. А судьба корабля может быть двоякой: либо он сгорит в атмосфере, как метеор, либо, если будет запущен двигатель на короткое время, корабль превратится в спутника Земли.
Приблизившись к Земле, планёр, чтобы снизить скорость, превышающую 11 километров в секунду, погружается в верхние слои атмосферы, а затем опять выходит из них и удаляется в безвоздушное пространство. За время пребывания в атмосфере планёр частично замедлит своё движение и вынырнет из неё с меньшей скоростью. Повторив несколько раз такие вылеты за пределы атмосферы, планёр постепенно значительно снизит скорость. При такой посадке обшивка планёра не успевает нагреться до высокой температуры.
По мере уменьшения скорости планёра поверхность его небольших «зачаточных» крыльев становится недостаточной для планирования, и тогда вступают в действие выдвижные крылья. Постепенно планёр погружается во всё более плотные слои атмосферы. Спуск на поверхность Земли продолжается несколько часов. Таким образом, торможение в планирующем полёте производится постепенно, благодаря чему аппарат не перегревается, и температура в кабине не поднимается слишком высоко. Когда скорость планёра будет почти погашена, он приземлится.
Подобным же образом можно будет вернуться на Землю с межпланетной станции. В этом случае с ш> мощью миниатюрного ракетного двигателя планёр «сбрасывается» со станции с небольшой скоростью против её движения. Вследствие этого скорость планёра уменьшается, и он постепенно погружается в атмосферу.
В заключение скажем несколько слов о связи с косми* ческим кораблём.
Современная радиотехника способна обеспечить двухстороннюю связь с космическим кораблём с помощью направленных ультракоротких радиоволн. Отправляющиеся в мировое пространство корабли подчиняются тем же законам, что и небесные тела; можно будет в любое время определить их местонахождение по отношению к земным радиостанциям.
Сигнализацию с космического корабля на Землю можно будет осуществить также с помощью специальных зеркал, отражающих (с перерывами) солнечные лучи, которые будут улавливаться на Земле мощными телескопами. Для подачи световых сигналов с Земли предпочтительнее использовать искусственные источники света.