ХЕМОСОРБЦИЯ
С |
Амо название этого вида сорбции говорит о том, что здесь мы будем иметь дело с каким-то химическим процессом поглощения. Так оно и есть. Хемосорбция — поглощение с образованием нового химического соединения, чего не было в рассмотренных нами видах сорбции.
Старые каменные строения сложены на «растворе» — смеси гашеной извести с песком. Гашеная известь, или гидрат окиси кальция, по химическим свойствам представляет собою щелочь. Вы, вероятно, знаете, что такое щелочь. Каустическая сода (или просто «каустик»), продающаяся в москательных магазинах для мытья ванн и посуды, представляет собою водный раствор едкого натра — щелочь. Щелочи жадно соединяются с кислотами, происходит химическая реакция, и образуются соли и вода. Так же ведет себя и гидрат окиси кальция. Он, будучи щелочью, поглощает из воздуха двуокись углерода (углекислый газ, или углекислоту) и образует углекислый кальций, то есть мел, или «известку» (это и есть, на языке химиков, «соль»), и воду. Да, и воду — вспомните, как долго сохраняется сырость в зданиях, сложенных на известковом растворе. С годами гашеная известь постепенно поглощает из воздуха все больше и больше углекислого газа и превращается в углекислый кальций, то есть мел. Процесс этот совершается очень медленно, так как мел образует плотную корку на поверхности кусочков гашеной извести и сильно препятствует дальнейшему поглощению — хемосорбции.
О медленности этого процесса можно судить по такому опыту. Когда для расширения московских улиц разрушали часть стены между Никольскими и Ильинскими воротами (а это сооружение построено в XVI веке), я взял в лабораторию кусок известки, скреплявшей кирпичи внутри стены. И что же? В середине куска удалось обнаружить гидрат окиси кальция, не успевший прореагировать за этот период времени с углекислотой воздуха. Он еще не превратился в обычную известку.
Чем же отличается хемосорбция от адсорбции? Прежде всего тем, что при этом образуется новое химическое соединение; кроме того, процесс хемосорбции является до некоторой степени необратимым. В самом деле, чтобы удалить поглощенные углем пары бензина или спирта, достаточно проветрить его или, лучше, откачать пары насосом. Но попробуйте откачать насосом углекислый газ из куска старой известки. Этого вам сделать не удастся, так как образовавшееся новое химическое соединение очень прочно. Только при прокаливании его до температуры белого каления удастся снова получить углекислый газ. Кстати, именно путем прокаливания мела в промышленности получают негашеную известь (окись кальция) по реакции
СаС03 — СаО + С02
Мел окись углекислый
Кальция газ
Гашеная известь — очень распространенный хемосорбент для поглощения углекислого газа. Если химик хочет защитить какой-нибудь приготовленный им раствор от проникновения в него углекислого газа из атмосферы, он обязательно вставляет в пробку, закрывающую горло колбы, трубочку, наполненную зернышками натронной извести (смесь гидратов окиси кальция и натрия). В широких масштабах натронная известь применяется в изолирующих противогазах и легких водолазных приборах, где она выполняет важную функцию поглощения углекислого газа, выдыхаемого человеком.
Технологам за последние годы удалось обойти неприятное свойство хемосорбентов — торможение поглощения уже образовавшимися продуктами реакции. Из-за этого свойства зернышки хемосорбента использовались практически только по своей внешней поверхности, а основная часть химического вещества зерна оставалась нетронутой. Это очень неэкономно.
Выход в конце концов оказался прост: химическое вещество поглотителя стали наносить тонким слоем на какую-нибудь пористую основу, да так, чтобы не закупорить самих пор. В качестве основы были испробованы различные вещества: уголь, силикагель, пемза и другие. Химического вещества стало расходоваться меньше, а поглоти
Тель стал работать лучше, так как поглощаемое вещество легко проникало через поры и капилляры основы и реагировало с тонким слоем реактива, выстилающего стенки пор. Оказалось, что пористую основу можно пропитать раствором специально подобранного реактива, а затем высушить. Это ли не просто!
Один и тот же процесс хемосорбции можно применять в самых разнообразных формах. Возьмем, например, процесс поглощения сернистого газа (образующегося при горении серы) водой. Можно пропускать (пробулькивать) газ через воду (так часто делают в лабораториях), можно пропитать водой кусочки угля и насыпать их в поглотительную колонну, можно наконец пустить газ снизу вверх - в башню, наполненную кусками пористого материала, например, кокса, омываемого водой, текущей сверху.
Такие башни, применяемые в химической промышленности, называются скрубберами, а явление поглощения газа жидкостью, или просто растворение газа в жидкости, носит название абсорбции( не путать с адсорбцией!). Вот мы столкнулись еще с одним видом поглощения.
Вам, конечно, хорошо известно, что газы растворяются в жидкости. На стенках стакана с водой, взятой из-под крана, появляются пузырьки воздуха, ранее растворенного в воде. Пузырьки появились, во-первых, потому, что вода в комнате начала нагреваться, а при повышении температуры абсорбция уменьшается. Во-вторых, давление в водопроводных трубах было больше атмосферного, а при повышении давления растворимость газа увеличивается. Когда же давление упало, избыток растворенного воздуха выделился в виде пузырьков на стенках стакана. Уменьшение растворимости газа при понижении давления вы наблюдаете всякий раз, когда открываете бутылку с газированной водой.
Приведем еще пример. Газообразный ацетилен, применяемый для автогенной сварки, нельзя хранить в сжатом состоянии в баллонах, так как сжатый ацетилен способен от ничтожных причин разлагаться со взрывом. Поэтому в баллоны помещают пористую основу (уголь), пропитанную ацетоном. Ацетилен хорошо растворяется в ацетоне. При давлении в 12 атмосфер один объем ацетона абсорбирует около 300 объемов ацетилена, который в этих условиях является взрывобезопасным,
Газы могут абсорбироваться не только жидкостями, но и твердыми телами. Газы растворяются в металлах; известно, например, что один объем металлического палладия растворяет до четырехсот объемов водорода, выделяющегося снова при нагревании.