КАК БЫЛА СНЯТА ВСЕЛЕННАЯ
Однако и мультипликация не исчерпывает всех приёмов, которыми располагает современное учебное кино.
Бывает так, что мультипликация не может достаточно наглядно воспроизвести те или иные предметы или явления. Так, например, случилось, когда попробовали изобразить на экране строение Вселенной.
Для съёмки такого астрономического фильма пришлось применить так называемый комбинированный метод. Одним из наиболее распространённых видов комбинированных съёмок является макетная съёмка -
Чем же отличается макетная съёмка от мультипликационной?
При мультипликационной съёмке снимаются чертежи или рисунки. При макетной же съёмке объектами служат макеты, модели.
Макетная съёмка производится следующим образом. Прежде всего художник делает рисунок, так называемый эскиз макета, а также чертёж к этому эскизу. Эскиз даёт представление о том, как будет выглядеть будущий макет. Чертёж к эскизу макета показывает, как будет размещён макет в съёмочном павильоне, где будет находиться осветительная аппаратура, весь ли макет или только часть его попадёт в кадр, где будет поставлен киносъёмочный аппарат и т. д.
На рисунке 33 показан кадр из научно-популярного астрономического фильма. С помощью фона макета и применённых при съёмке специальных кинематографических средств удалось показать часть солнечной системы - Это было достигнуто, прежде всего, благодаря тому, что соотношение отдельных частей макета и их масштаб были тщательно и точно рассчитаны. Все модели планет сделаны в
Рис. 33. Кадр из научно-популярного астрономического фильма. |
Строгом соответствии с размерами тех небесных тел, которые они воспроизводят. Вращение моделей вокруг собственной оси и в пространстве также соответствует действительности. Кроме того, вся их конструкция сделана так, что на экране совершенно не заметны соединительные механизмы, оси, нити и весь скелет, на котором держится макет. Зато ярко и отчётливо видны сами планеты. Достигается это применением тёмного фона и специального освещения макета.
Фон для съёмок макета Вселенной был изготовлен из чёрного бархата, хорошо поглощающего свет. Кроме того, пучки света из осветительных приборов были направлены только - на шары-модели, а фон и соединительные конструкции были затемнены. На экране получилось так, словно шары — небесные светила — действительно «висят» в пространстве Вселенной.
Этот пример даёт представление о макетной съёмке. Остаётся ответить на вопрос: как же вращаются шары?
Иначе говоря, как макет показывается на экране в движении?
Ответить на это нетрудно.
Большей частью макетные съёмки производятся так же, как и мультипликационные — по кадрам. Снимут один кадр, остановят аппарат, произведут на макете необходимые перемещения и опять снимут один кадр. После этого снова остановят аппарат, снова сделают перестановку и т. д. А на экране получится непрерывное движение, как и в мультипликационном фильме.
Иногда макет снабжается специальным механизмом, который приводит его в непрерывное движение.
В этом случае съёмку можно осуществлять непрерывно. Такой механизм был использован при съёмке научно - популярных фильмов: «Большая Вселенная», «Метеориты» и другие.
Так делаются современные учебные и научно-популярные фильмы.
В заключение мы расскажем ещё об одном виде учебных фильмов — о фильмах, помогающих овладевать профессией.