КАК КИНО СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

«ОЖИВАЮЩИЕ» РИСУНКИ

Как дать учащемуся наиболее ясное и правильное представление о совершенно незнакомой ему машине? Как объяснить ему устройство сложного механизма и взаимодействие его частей?

Обыкновенно преподаватель показывает рисунки, чер­тежи и делает по ним объяснения - Но неподвижный чертёж даёт нам лишь отдалённое представление о машине и уж никак не воспроизводит её движения.

Вот тут-то кино и оказывает неоценимую услугу пре­подавателю. На экране оказывается возможным изобразить машину, «разрезанную» в любом направлении, и показать взаимодействие её частей. При этом машина может быть показана в непрерывном или прерывающемся движении, в зависимости от того, как это требуется для лучшего усвоения её устройства.

Это достигается при помощи особого метода киносъёмки—■ мультипликации.

Мультипликация применяется не только в научной кинематографии, но и в художественной. Многие из вас не раз, конечно, видели весёлые мультипликационные фильмы, в которых показываются забавные рисованные зверьки и человечки. Они ходят по экрану, комично пры­гают, говорят и даже поют.

Как же снимается такой мультипликационный фильм? Почему «оживают» на экране смешные фигурки невиданных животных?

Метод мультипликации является, пожалуй, самым старым в кинематографии. Вспомните старинную игрушку— стробоскоп. Неподвижные рисунки, размещённые на его кружке, приходили в движение, как только кружок начи­нал вращаться. На этом же явлении основана и современная мультипликация•

Чтобы зритель мог увидеть на экране движущуюся фигурку, художник должен прежде всего нарисовать множество изображений этой фигурки в различных позах. Затем эти все изображения последовательно снимаются на киноплёнку. Чтобы заставить, например, нарисован­ного человечка совершить всего лишь минутную прогулку по экрану, требуется нарисовать около полутора тысяч отдельных рисунков фигурки человечка в различных позах! Ведь каждую секунду на экране мелькает 24 кадра, 24 отдельных рисунка, изображающих последовательные движения человечка. Какую же колоссальную кропотливую работу должен проделать художник целого мультипли­кационного фильма!

Однако, к счастью, эту работу удаётся значительно упростить. Ведь в каждом движении есть много положений, которые повторяются - Возьмём, к примеру, того же про­гуливающегося человечка. Он совершает определённые движения рук, ног и туловища, которые художник рас­кладывает, допустим, на 16 отдельных рисунков — фаз (рис. 31). Затем эти движения снова повторяются - Нужно ли в таком случае рисовать все полторы тысячи рисунков,
чтобы впоследствии получить на экране ходьбу человечка? Конечно, нет. Нужно нарисовать только 16 рисунков и при съёмке на плёнку располагать их таким образом, чтобы перио­дические движения фи­гурки повторялись.

«ОЖИВАЮЩИЕ» РИСУНКИКроме того, сущест­вует ещё много приёмов, облегчающих работу ху - дожника-мультиплика - тора. Так, каждый по­следующий рисунок ху - ^нс - 31. Схема ходьбы человека,

Дожник обычно не рису - разложенная на 16 фаз.

Ет вновь, а копирует его с предыдущего, внося при этом лишь необходимые изменения- Для этого применяется

Рис. 32. Специальный ста­нок, предназначенный для съёмки мультипликацион­ных фильмов.

подпись: 
рис. 32. специальный станок, предназначенный для съёмки мультипликационных фильмов.
Обыкновенная прозрачная бу­мага. Она кладётся на рису­нок - Художник обводит каран­дашом те части рисунка, кото­

Рые остаются неизменными. А дорисовывает он лишь те де­тали изображения, положение которых должно быть изменено.

Рисунки, сделанные на про­зрачной бумаге, копируются за­тем тушью на листы тонкого прозрачного целлулоида и рас­крашиваются. Потом эти лис­ты вставляются в так называе­мый мультипликацион­ный станок, оборудованный киносъёмочной камерой (рис. 32), и рисунок, изображённый на листе целлулоида, пересни­мается на киноплёнку.

Чтобы ещё больше упро­стить работу над мультипли­кационным фильмом, каждый рисунок составляют обычно из нескольких слоёв целлулоид­ных листов. На одном листе рисуют фон (например,

Пейзаж или стены комнаты); на другом — отдельные пред­
меты или фигурки, которые значительное время останутся неподвижными; на третьем листе целлулоида изоб­ражается очередное положение движущейся фигурки. Прозрачность целлулоида позволяет совмещать эти три рисунка в один. Закончив съёмку очередного кадра, заме­няют только один, третий лист целлулоида, сохраняя два первых, на которых нанесены не меняющиеся для съёмки следующего кадра изображения -

Так, кадр за кадром, снимается мультипликационный художественный фильм.

Точно так же изготовляется мультипликация и для научного фильма. Художник делает рисунки, например, отдельных моментов движения машины. Затем каждый из этих рисунков помещается на стол мультипликационного станка и переснимается на плёнку. При демонстрации фильма зритель получает впечатление непрерывного движе­ния отдельных деталей машин. Он видит машину изнутри, и прекрасно усваивает взаимодействие всех её частей.

КАК КИНО СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

«Пушкин»: стоит ли смотреть?

Стоит ли смотреть новый сериал «Пушкин»? Это современная комедия, рассказывающая о том, как вор-карманник случайно попал на съемки сериала о русском поэте. Подробности о сюжете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

М Ы рассказали о замечательном изобретении — кине­матографе— и о том, где и как это изобретение приме­няется в наши дни. Кино поставлено в Советской стране на службу науке, культуре, народному …

КИНО И ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИЕЙ

При помощи кино облегчается и ускоряется приобрете­ние людьми трудовых навыков, освоение профессии. Совет­ский академик Е. А. Чудаков ещё в довоенные годы пред­ложил создать специальный кинокурс «Автомобиль». Это предложение было принято …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.