ГОРЕНИЕ И ОКИСЛЕНИЕ
|/ак идёт горение в примусе и керосинке. Наиболее яр - ким примером химических реакций, идущих при участии кислорода воздуха, является горение — тот процесс, с помощью которого мы получаем тепло и свет. Какое бы
Топливо мы ни сжигали — уголь или дрова, керосин или бензии, спирт или светильный газ — главная химическая реакция при горении их одна и та же: углерод и водород, входящие в состав молекул топлива, соединяются с кислородом воздуха и образуют углекислоту и воду. Общеизвестно, что керосинка даёт жёлтое, светящее пламя, а примус — голубое или фиолетовое, почти не светящее пламя. В обоих случаях топливо одно и то же — керосин. Почему же это происходит?
Керосин — это смесь различных углеводородов, соединений углерода с водородом. Для примера возьмём один из углеводородов керосина — нонан, имеющий состав СуНго. При горении нонан соединяется с кислородом и образуются углекислота и вода. Начальное и конечное состояния этого процесса можно изобразить химическим уравнением:
С9Н20 + 1402 — 9 С02 + 10 Н20 (пар) + теплота,
Написав такое уравнение, мы допустили, что углеводород сгорает полностью. Это и происходит в исправном примусе. В примусе керосин поступает в горелку под давлением. Испаряясь в нагретой горелке й вырываясь сильной струёй через форсунку, керосин хорошо перемешивается с воздухом. Смесь получается настолько богатой кислородом, что керосин сгорает полностью. Кроме того, пары керосина, проходя через раскалённую часть горелки, не только нагреваются, но и химически изменяются: сложные молекулы углеводородов при температуре 400—500 градусов распадаются на более простые, сгорающие легче. Этот распад обычно сопровождается выделением небольшого количества твёрдого углерода — кокса; кокс постепенно засоряет горелку, поэтому время от времени её нужно «прожигать».
Мы знаем, что керосинка всегда даёт копоть или сажу, то-есть очень мелкие частицы угля. Значит, в керосинке идёт неполное сгорание керосина. Керосин испаряется с поверхности фитиля и только тут смешивается с воздухом. Количество воздуха внутри пламени оказывается недостаточным. Поэтому и образуются мельчайшие раскалённые частички угля, от которых ярко светится пламя.
Почему дрова и каменный уголь, сгорая, дают пламя, а древесный уголь горит без пламени? Различные виды твёрдого топлива сгорают по-разному: дрова и каменный
Уголь образуют при горении пламя, а древесный уголь пламени не даёт. Какова же разница между ними?
Древесная масса и каменный уголь — смеси сложных веществ, богатых углеродом. Они содержат также кислород и водород. При нагревании дров и каменного угля сложные вещества расщепляются на более простые и в то же время более летучие вещества. Эти вещества, сгорая, и образуют пламя. Дрова дают большее пламя, чем каменный уголь: они образуют больше летучих веществ.
Древесный же уголь получают неполным сожжением дерева. Хороший древесный уголь — это почти чистый углерод; к нему примешаны только минеральные - вещества, дающие после сгорания золу. Поэтому древесный уголь не образует летучих продуктов и горит без пламени.
Все жидкие вещества и горючие газы, разлагающиеся при высокой температуре с выделением летучих продуктов, при горении образуют пламя. Твёрдые вещества, не способные давать летучие продукты разложения, горят без пламени. При неполном горении всегда образуется дым, состоящий из твёрдых частичек несгоревшего угля и газообразных продуктов горения — окиси углерода, углекислоты, водяных паров.
Почему керосиновая лампа коптит, а рано закрытая печка даёт угар. Мы можем управлять химическими реакциями, заставлять их протекать нужным нам образом. Примеры этому легко найти в нашем быту.
Керосиновая лампа стала коптить. Ясно, что если выделяется копоть, горение идёт не полно. Мы убавили фитиль — копоть перестала образовываться. Почему? Потому, что мы изменили условия горения. Убавив фитиль, мы уменьшили скорость испарения керосина. Количество же поступающего в лампу воздуха осталось прежним. Поэтому горение стало более полным.
А почему рано закрытая печь даёт угар? — Потому, что нарушается режим горения и вместо одной реакции идёт другая. При недостатке воздуха, поступающего в печь, горение идёт не до конца: вместо углекислоты, СО2, образуется окись углерода или, как её иначе называют, угарный газ СО. Угарный газ невидим, так как, в отличие от дыма, он не содержит твёрдых частиц. Он очень ядовит.
Окись углерода образуется и при открытой трубе, но так как приток кислорода в печь достаточный, она сгорает и образует углекислоту, уходящую в трубу
(рис. 7, А). При закрытой же трубе продукты горения выходят через печную дверцу в помещение. Если в печи осталось слишком много раскаленного угля, то притока воздуха хватает только на образование окиси углерода и в комнате появляется угар (рис. 7, £).
Рис. 7. А нормальное горение при открытой трубе; Б — образование угарного газа при большом количестве угля и закрытой трубе. |
Эти простые примеры показывают, что, изменяя соотношения между количествами реагирующих веществ, можно управлять химической реакцией.
Чем отличается горение в печи от горения в живом организме? В печке сгорает топливо. Для организма топливом служит пища. И в организме и в печке углеродистые вещества сгорают, превращаясь в углекислоту и в воду.
В этом — сходство.
Разница же состоит в том, что в печке горение происходит при высокой температуре, а в живом организме — при низкой и значительно медленнее.
В печах, особенно промышленного типа — доменных, стекольных и др., температура превышает 1000 градусов. Тело человека имеет в среднем температуру 36,6 градуса. Химики установили, что повышение температуры на 10 градусов почти удваивает скорость реакции. Значит, горение в печи идёт во много раз быстрее, чем в организме.
Однако дело не только в этом. При высокой температуре реакция может протекать совсем иным путём. При 1000 градусов некоторая часть молекул кислорода (около 1,5 процента) распадается на атомы: 02^20. Значит, горение при высоких температурах можно объяснить тем, что с топливом вступают в реакцию свободные атомы кислорода, число которых по мере их расходования пополняется путём распада, диссоциации, новых молекул кислорода. Но в живых организмах молекулы кислорода не могут распадаться на атомы. Каким же образом происходит горение в организмах?
Общую теорию таких процессов разработал в конце прошлого столетия русский академик А. Н. Бах. Рядом опытов с простыми углеродистыми соединениями и с веществами, содержащимися в животных и растительных организмах, А. Н. Бах доказал, что при обыкновенной температуре к молекулам этих веществ присоединяются целые молекулы кислорода. При этом образуются такие соединения, которые способны окислять другие вещества так же легко, как и атомарный кислород. Эти соединения, называемые перекисями, являются промежуточными продуктами окисления.
Как же построены молекулы перекисей и какими свойствами они обладают?
Познакомимся сначала с простейшей перекисью — перекисью водорода Н202. Строение её изображается формулой Н—О—О—Н. Перекись водорода неустойчива, при хранении она медленно разлагается на воду и кислород: Н202=Н20+0. Значит, один из атомов кислорода в перекиси «подвижен»,«активен». Поэтому перекись водорода является хорошим окислителем.
В организмах животных и растений перекиси водорода нет, но с группой атомов —О—О—, характерной для перекисей, могут быть связаны атомы углерода органических соединений. Такие перекиси называют перекисями органических соединений, и они обнаружены в живых организмах. Им-то и принадлежит та исключительная роль в процессах медленного окисления в организме, на которую указал А. Н. Бах.
В организмах животных окисление пищевых материалов происходит в крови. В красных кровяных тельцах находится сложное белковое вещество, гемоглобин, окрашивающий кровь в красный цвет. В состав гемоглобина входит железо, придающее ему способность соединяться с кислородом. При дыхании гемоглобин окисляется (в лёгких) и превращается в оксигемоглобин. Сам оксигемоглобин не является настоящей перекисью, так как он отдаёт весь присоединённый кислород, а не половину, как это делают истинные перекиси. Но он легко превращает в перекиси некоторые пищевые вещества, попадающие в кровь, отдавая им свой кислород, и вновь переходит в гемоглобин. Кислород расходуется на окисление пищевых материалов, на выработку энергии, необходимой для поддержания жизни.
Есть ли разница между горением и окислением? По
Сходству с горением топлива естественно считать горением все химические процессы, протекающие с выделением тепла и света. Слово «горение» описывает внешние признаки и только одну сторону химической реакции — превращение химической энергии в тепловую и световую.
Но для химика описания только этой стороны реакции недостаточно. Он хочет знать, что происходит с каждым из атомов, входящих в состав вещества, как эти атомы изменяются во время реакции. И вот если с этой стороны посмотреть на реакции, происходящие при горении, то оказывается, что всегда какой-либо из атомов сгорающей молекулы увеличивает свою положительную валентность. Например, при сгорании СО в С02 положительная валентность углерода возрастает с 2 до 4, так как атом углерода оказывается связанным уже не с одним, а с двумя атомами кислорода. Углерод при горении окисляется. Поэтому мы называем окислением реакцию, в которой како й-л ибо элемент увеличивает свою положительную валентность.
А что делается при окислении с самим окисляющим веществом? В нашем примере окисляющим веществом служит кислород воздуха, простое вещество, которому мы условились (стр. 22) приписывать до реакции нулевую валентность. Входя в состав молекулы СОг, атом кислорода становится двухвалентным отрицательным. Реакцию, в которой атом каког о-л ибо элемента увеличивает свою отрицательную валентность, называют восстановлением. Следовательно, кислород воздуха, окисляя углерод СО, сам при этом восстанавливается. Из нашею примера мы видим, чго окисление и восстановление—два процесса - близнеца: они всегда сопровождают друг друга и невозможны один без другого.
Всякое ли окисление протекает как горение? Железо, окисляясь, ржавеет. Но разве мы можем сказать, что при этом железо горит. Конечно, нет. Разве в живом организме окисление сопровождается выделением света? — Нет, происходит только выделение тепла. Значит, окисление не всегда сопровождается горением. Но, как правило, все процессы горения являются окислением.
Могут ли горение и окисление происходить без кислорода? Окисляемый атом вовсе не обязательно должен отдавать свои валентные электроны именно атому кислорода. Очень легко это происходит и с другими элементами. Вернёмся к опыту, описанному на стр. 12. Железо, которое мы погружаем в раствор медного купороса,— простое вещество с нулевой валентностью. Железо активнее меди и вытесняет из раствора медь. В этой реакции вытеснения атом железа отдаёт атому меди 2 электрона и сам приобретает валентность + 2. Значит, и здесь железо окисляется! Атом же меди, забрав у атома железа 2 электрона, изменяет валентность с + 2 до нуля, восстанавливается.
Точно так же можно рассмотреть и реакцию между серой и железом (стр. 9). Оба они — простые вещества с нулевой валентностью. После реакции валентность железа + 2, а серы — 2, следовательно, железо окислилось, а сера восстановилась. Вспомним, что реакция между серой и железом сопровождается выделением тепла и света, то-есть горением, хотя кислород в ней и не участвует. Значит, не только окисление, но и горение может происходить без участия кислорода.
Почему железо ржавеет, а золото и серебро — нет? Из всех металлов наиболее широко используется в технике и в быту железо. Большим недостатком железа служит то, что оно легко соединяется с кислородом воздуха и водой, ржавеет. Так как ржавчина непрочно связана с поверхностью металла, она легко стирается, распыляется, приводя к большим потерям металла. Ржавление и подобные ему процессы разрушения металлов называют кор - роз и е й.
Подсчитано, что в результате коррозии во всём мире ежегодно теряется больше 30 миллионов тонн металлов. Это настоящее бедствие. Поэтому химики и физики упорно работают над вопросами борьбы с коррозией.
Ржавчина — это смесь водной закиси железа Ре (ОН)г, окиси железа Ре203, окалины Ре304 и некоторых других веществ. То, что железо окисляется уже при низкой температуре, объясняется его значительной химической активностью.
Другое дело — серебро, золото, платина и другие благородные металлы. Их активность очень мала. Ядра их атомов цепко удерживают валентные электроны и поэтому трудно окисляются. Соединения этих металлов непрочны, они легко распадаются с выделением свободных металлов. Хлористое и бромистое серебро, например, разлагается на свету. На этой реакции основана вся фотокинопромышленность [23]).
Неустойчивость солей серебра можно доказать интересным опытом. Подогреем в стаканчике нашатырный спирт (это — водный раствор аммиака) до 50—60 градусов и нальём в него при перемешивании несколько капель раствора ляписа (азотнокислого серебра). Затем добавим несколько капель формалина или раствора виноградного сахара — глюкозы. Через несколько минут на стенках стаканчика образуется серебряное зеркало, а в растворе появится тёмная муть. Формалин или глюкоза восстанавливают серебро из его соли. Эта реакция используется для изготовления зеркал.
* *
*
Итак, мы познакомились с составом воздуха и отметили особую роль кислорода в природе, которую ему обеспечивает его большая химическая активность. Но очень многие реакции с участием кислорода шли бы совсем иначе, а некоторые — не были бы даже возможны, если бы на помощь кислороду при его воздействии на другие вещества не приходила вода. Вода, подобно кислороду, играет в природе громадную роль и обладает многими очень важными свойствами. Их мы и рассмотрим в следующем разделе.