«СЕРЕБРО ИЗ ГЛИНЫ»
А |
Люминий находится всюду. Он лежит у нас под ногами. Этот химический элемент настолько распространён в природе, что составляет примерно около трети всех металлов, встречающихся в земной коре. Но не пытайтесь отыскать его в чистом виде. Алюминий химически очень активен и потому он «не терпит одиночества». Его можно встретить лишь в соединении с другими элементами. И таких соединений очень много; известный советский геолог академик А. Е. Ферсман насчитал около 250 различных минералов, содержащих в себе алюминий. Среди них — различные сорта глин; несколько похожая на глину алюминиевая руда — боксит; криолит, прозванный за своё сходство со льдом «ледяным камнем»; драгоценные минералы — красный рубин и голубой сапфир.
Конечно, ни рубин, ни сапфир не могут служить сырьём для добычи алюминия. Для этой цели используют бокситы. Такая алюминиевая руда была обнаружена ещё в 1894 году на Северном Урале выдающимся русским учёным Е. С. Фёдоровым.
Собирая коллекцию уральских минералов, Е. С. Фёдоров забрёл далеко на север, в окрестности глухого поселения Турьи. Там, у отрогов Северного Урала, он нашёл огромные залежи коричневых камней, похожих на железную руду. Это были бокситы, содержащие свыше 50% окиси алюминия.
В 1916 году большое месторождение бокситов было открыто под городом Тихвином (вблизи Ленинграда).
Но все эти алюминиевые руды стали разрабатываться только после Великой Октябрьской социалистической революции. Несмотря на то, что огромные залежи бокситов имелись в распоряжении человека, глиний, как называли прежде алюминий, извлекался первое время в очень небольших количествах из соединений, приготовленных искусственно. Техника не располагала промышленным способом добычи, несмотря на то, что она уже великолепно освоила получение железа, меди, свинца, цинка, серебра, золота.
Алюминия можно было добывать больше, чем железа, однако долгое время он считался редким элементом. Ещё в середине прошлого столетия парижские модницы прикалывали к своим одеждам изящные безделушки из алюминия, называвшегося в то время «серебром из глины», но стоившим намного дороже серебра.
Первым естественным сырьём для получения глиния стал «ледяной камень» — криолит. Освоить производство алюминия из этого минерала позволили работы профессора Харьковского университета Н. Н. Бекетова. В 1865 году Бекетов предложил использовать для получения алюминия химическую реакцию замещения. Как известно, так называют химическое взаимодействие, при котором одна часть сложного вещества, участвующего в реакции, замещается другой. Воздействуя на химическое соединение каким-нибудь активным элементом, химик может вытеснить из этого соединения другой, нужный ему. В данном случае из криолита вытеснялся алюминий. Его место занимал магний.
Работы Бекетова позволили существенно изменить способ получения серебристого металла. Если прежде алюминий удавалось извлекать только из специально приготовленных химических соединений, то способ русского учёного позволял использовать уже природное сырьё.
Однако, как это было со многими русскими открытиями, способ Бекетова в условиях царского самодержавия не
Известный русский химик Николай Николаевич БЕКЕТОВ. |
Нашёл применения на своей родине. Царские чиновники не признали изобретения, неизвестного за границей. Но зарубежные промышленники оказались более предприимчивыми. Узнав о работах Бекетова, они быстро наладили производство алюминия по методу русского учёного. В немецком городке Гмелингене и во Франции, в Руане, были построены специальные фабрики. Способ Бекетова использовался в Германии и во Франции около 10 лет. За это время было выплавлено более 58 тысяч килограммов серебра из глины — 25% всей мировой добычи алюминия за те годы.
Работы Бекетова были важным шагом в развитии алюминиевой промышленности. Но они не могли полностью решить проблему получения этого металла. Распространённый в Гренландии криолит почти не встречался в других странах и его приходилось везти издалека или приготовлять искусственно. Надо было найти способ получения алюминия из распространённых отечественных руд. Но сделать это оказалось очень трудно.
Основная трудность заключалась в том, чтобы научиться отделять окись алюминия (соединение металла с кислородом), содержащуюся в различных минералах, от окислов других металлов.
Как уже говорилось, алюминий находится всюду. Но руда считается достаточно богатой и заслуживающей переработки, если она содержит не менее 20% глинозёма — окиси алюминия. Одной из таких богатых руд являются бокситы, состоящие из окислов алюминия, кремния, железа и воды. По внешнему виду эта руда напоминает собой обычную глину, но отличается от неё тем, что, взаимодействуя с водой, не даёт пластичной массы. Больше всего в бокситах окиси алюминия — глинозёма — и окиси железа.
Химик К. И. Байер, работавший в конце XIX века на заводах Петербурга и Елабуги (у реки Камы), занялся разделением этих «соседей». Ему удалось подыскать вещество, способное растворить в себе глинозём, содержащийся в бокситах, и в то же время не растворявшее окись железа. Этим веществом оказалась натриевая щёлочь[18]), разведённая в воде. Байер установил, что если вести процесс в плотно закрытых сосудах при повышенном давлении и с подогревом, то почти весь глинозём переходит из боксита в раствор, позволяя таким образом освободиться от окиси железа, а также и от окиси кремния.
Была решена и последующая задача освобождения глинозёма от щёлочи, в которой он растворялся. Чтобы понять, как это осуществляется, вспомним простой опыт.
Если разводить в горячей воде поваренную соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться, отделить нераст - ворившийся осадок и затем бросить в раствор несколько крупинок (кристаллов) соли, то они начнут быстро расти. Кристаллы, попавшие в насыщенный раствор, ускоряют выделение из него твёрдого вещества.
Таким же путём можно выделить из раствора щёлочи и глинозём.
Однако кристаллы, выпавшие из раствора — это ещё не чистый глинозём. К нему присоединились молекулы воды, поэтому, чтобы избавиться от влаги, кристаллы прокаливают.
Так просто и остроумно разрешил Байер задачу выделения чистого глинозёма из бокситов. Вскрытие бокситов, то-есть получение из них чистого глинозёма, являлось одной из труднейших проблем, которую необходимо было решить, чтобы научиться извлекать из природного сырья лёгкий металл.
Работы Байера как бы подготовили фундамент для здания молодой алюминиевой промышленности. Дальнейшее развитие её связано прежде всего с работами основоположника электрометаллургии цветных металлов Павла Павловича Федотьева.
В то время, когда Федотьев приступил к своим исследованиям, физикам были уже хорошо известны законы прохождения электрического тока через жидкости. Учёные знали, что если погрузить в раствор соли или кислоты электроды — металлические или угольные пластины,— соединённые с источником тока, то между ними потечёт ток. Причина этого — вот в чём. Молекула любого вещества состоит из атомов, а каждый атом представляет собой электрическую систему — положительно заряженное ядро и вращающиеся вокруг него отрицательные частицы — электроны. Достаточно атому потерять один из электронов, чтобы его электрическое равновесие нарушилось. Он будет иметь избыток положительного электричества. Такая же картина произойдёт и в том случае, когда атом, наоборот, приобретёт лишний электрон. Тогда он будет заряжен отрицательно. Атомы и группы атомов, несущие на себе электрический заряд (и положительный и отрицательный), называются ионами[19]). Молекулы соли или кислоты в растворе и распадаются на ионы. Когда замыкается цепь тока, подключённого к электродам, то ионы, содержащиеся в растворе, приходят в движение. Положительные стремятся к отрицательно заряженной пластине — катоду, а отрицательные — к положительной пластине — аноду. Этот процесс называется электролизом, и
Павел Павлович ФЕДОТЬЕВ, основоположник электрометаллургии алюминия. |
Если раствор состоит из солей металла, то при этом на катоде выделяются частицы чистого металла, входившего раньше в состав сложного вещества.
Именно электролиз и решил П. П. Федотьев поставить на службу алюминиевой промышленности. Было известно, что глинозём хорошо растворяется в расплавленном криолите. Такой криолито-глинозёмный расплав Федотьев и подвергал электролизу.
П. П. Федотьев глубоко и подробно изучил этот процесс: он описал, как проходит электролиз для криолитоглинозёмного расплава, установил растворимость глинозёма в криолите, создал теорию переноса тока в расплавленных солях.
Растворённый в расплавленном криолите глинозём распадается на ионы. Под действием тока отрицательно заряженные ионы кислорода уходят к аноду, отдавая ему лишние электроны и превращаясь в нейтральные атомы. На катоде положительные ионы алюминия превращаются в нейтральные атомы этого металла.
Работы Федотьева привели к тому, что алюминий из редкого металла стал одним из самых применяемых.
Электролиз криолито-глинозёмного раствора был более выгоден по сравнению со способом Бекетова, так как в каждой молекуле глинозёма содержится в 4 раза больше алюминия, чем в криолите; кроме того, глинозём, выделяющий на электродах основную массу металла, более дёшев, чем криолит (хотя для электролиза приходится искусственно приготовлять и тот и другой).
П. П. Федотьев был учёным нового типа. Все теоретические выводы он проверял на практике и, обогащённый опытом, смело исправлял теорию.
Работы русского учёного явились настоящим откровением для иностранных электрометаллургов. Зарубежные исследователи Теребези, Андрие и другие считали, что криолит в расплавленном состоянии представляет собой смесь солей, а не химическое соединение. Федотьев опроверг эту точку зрения, и его выводы, выдержав ответственное испытание временем, теперь признаны всеми.
Особенно плодотворно работал учёный после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1929 году он получил первые 8 килограммов советского алюминия.
Капитальный труд П. П. Федотьева «Электрометаллургия», вышедший в 1921 и 1923 годах, и книга «Электролиз в металлургии», опубликованная в 1933 и 1934 годах, являются до сих пор научными руководствами для инженеров всех стран.
Одновременно с П. П. Федотьевым изучением электролиза криолито-глинозёмных расплавов занималась группа русских исследователей во главе с профессором Петербургского электротехнического института Николаем Антоновичем Путиным. Они поставили себе целью — добиться получения алюминия из отечественного сырья. Их совместный труд, вышедший в 1914 году, так и был озаглавлен: «О получении алюминия из русских минералов». Вместо боксита, месторождение которого не было известно этим исследователям, они использовали уральский минерал — соймонит, содержащий в своём составе глинозём.
Подобно Федотьеву, Н. А. Пушин и его помощники проделали весь трудный путь, начиная от извлечения из соймонита окиси алюминия и кончая процессом электролиза в специально сконструированной ванне.
Далеко не все сорта бокситов, этих наиболее распространённых алюминиевых руд, одинаковы по содержанию глинозёма. Некоторые содержат его свыше 60%, но такие месторождения довольно редки. Обычно количество глинозёма в бокситах не превосходит 35—50%. Профессор А. Н. Кузнецов и Е. И. Жуковский в 1915 году разработали способ, позволяющий получать чистый глинозём не только из таких руд, но даже из простых глин, в которых глинозёма имеется всего лишь 20—30%. Запасы простых глин на земле огромны, поэтому метод Кузнецова—Жуковского имеет большое значение. Сущность способа чрезвычайно проста. Боксит или глина, смешанная с окисью кальция и углём, расплавляется в электрической или доменной печи. Глинозём, содержащийся в глине, при этом соединяется с окисью кальция и всплывает в виде шлака над дышащей огнём массой. Обычно при производстве металла шлак представляет собой побочный продукт. Здесь же именно он идёт в дальнейшую обработку. Получившееся в шлаке соединение глинозёма с окисью кальция легко растворяется в водном растворе соды, из которого осаждают водный глинозём. Разъединение глинозёма и воды осуществляется тем же путём, что и в методе Байера.
Выдающимся русским химиком А. А. Яковкиным в 20-х и 30-х годах нашего столетия был разработан ещё один способ получения глинозёма из низкосортных бокситов. Этот способ носит название сухого щелочного способа и заключается в том, что боксит, смешанный с известняком и содой, подвергается нагреванию (спеканию) в больших цилиндрических вращающихся печах. Под влиянием высокой температуры глинозём боксита взаимодействует с содой, образуя в продуктах реакции химическое соединение — алюминат натрия, хорошо растворимый в воде. Другие составные части спекшейся массы в воде не растворимы. Это даёт возможность отделить алюминий от примесей в виде раствора алюмината. Из раствора алюмината выделяют затем кристаллы водного глинозёма, которые после прокаливания (для удаления влаги) и идут для получения металлического алюминия. Способ, разработанный А. А. Яковкиным, имел огромное значение для развития советской алюминиевой промышленности.