ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)
ПОЛЁТ САМОЛЁТА ПО ВОЗДУШНОЙ ТРАССЕ
Для успешного взлёта и посадки самолёта необходим специально приспособленный для этой цели участок земли; такой участок принято называть аэродромом. Аэродром, который обслуживает грузовые и пассажирские транспортные самолёты, называется аэропортом. Он оборудован сооружениями, предназначенными для эксплоатации и ремонта самолётов.
Каждый аэропорт имеет лётное поле, так называемую полосу подходов, и служебную зону.
На лётном поле находятся взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Большие аэропорты имеют несколько взлётно-посадочных полос с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. Эти полосы направлены по линии господствующих ветров, так как взлёт и посадка самолёта осуществляются против ветра.
На небольщих аэродромах взлётно-посадочные полосы покрытий не имеют.
Рулёжные дорожки соединяют взлётно-посадочные полосы с местами стоянок самолёта и пунктами их обслуживания.
Полосы подхода обеспечивают безопасность взлёта и посадки самолёта. Они окаймляют лётное поле со всех сторон на протяжении 3—5 километров от его границ.
Кроме сухопутных аэропортов, существуют также гидроаэропорты для взлётов и посадок гидросамолётов.
В атмосфере происходит постоянное перемещение воздушных масс. Когда самолёт находится в воздухе, он попадает в потоки, направленные вверх и вниз. Поэтому, чтобы обеспечить полёт самолёта на нужной высоте, лётчику приходится постоянно выравнивать самолёт. Это производится с помощью вертикального и горизонтального рулей и элеронов — задней подвижной части крыльев (см. рис. 25).
Кроме того, во время полёта лётчик должен следить за работой двигателя, вести самолёт по заданному курсу и определять местоположение. Для этой цели современные «воздушные корабли» оборудованы различными приборами. Самолёт имеет: часы, указатель скорости полёта, компас, высотомер, авиагоризонт — прибор, показываю -
Кабина
Пилота
Щий наклон осей к горизонту, вариометр — указатель вертикальной скорости самолёта, т. е. скорости подъёма или снижения, радиокомпас, позволяющий вести самолёт по сигналам, передающимся с радиостанций, автопилот — прибор, который сам ведёт самолёт по курсу, и ряд других приборов. На самолётах имеются также передающие и принимающие радиоустановки.
На воздушной линии — линии регулярного воздушного сообщения по определённому маршруту — также имеются различные приборы и установки, обеспечивающие безопасность полёта. Так, посадка самолёта в ночное время осуществляется с помощью световой сигнализации: вращающегося светового маяка, кодовых светомаяков и т. д. Вращающийся светомаяк указывает самолёту расположение аэропорта, а сигналы кодового маяка дают ему возможность отличить нужный аэропорт от других, находящихся поблизости.
Места взлёта, посадки и подходов к аэропорту в ночное время указываются световыми сигналами, а взлётно - посадочные полосы и рулёжные дорожки освещаются прожекторами. В сильный туман самолёт находит место посадки при помощи радиосигналов.
При круглосуточных полётах авиалиния оборудуется курсовыми радиомаяками. Они посылают в эфир через определённые промежутки времени радиосигналы. Эти сигналы принимаются самолётом. При его отклонении от заданного курса слышимость радиосигналов падает. Чтобы восстановить её, лётчик должен изменить направление движения самолёта. Таким образом радиосигналы ведут воздушный корабль.
Безопасность полёта в значительной мере зависит от состояния погоды. Поэтому на воздушных линиях организуется метеослужба, которая сообщает по радио лётчикам о погоде на траосе воздушной линии и в местах посадки.
Современный рейсовый самолёт — это обычно многомоторная тяжёлая машина. Внутренность такого «воздушного пассажирского вагона» напоминает автобус или троллейбус. Пассажиры сидят или полулежат в удобных откидывающихся мягких креслах, расположенных по обеим сторонам прохода вдоль окон. Специальные устройства создают внутри самолёта свежий воздух, нужную температуру и т. д.
Воздушное путешествие на таком самолёте совсем не утомительно, даже если оно длится 6—7 часов.
Благодаря неустанным заботам Коммунистической партии и Советского правительства воздушный транспорт всё глубже проникает в быт советских людей.