ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)
ПОЕЗД В ПУТИ
Наверное всем из вас приходилось ездить по железной дороге, бывать на больших и малых станциях. Почему же одни станции большие, а другие меньше и зачем вообще нужны станции?
Всякая станция имеет немалое значение для работы железной дороги. Если участок дороги однопутный, то при встрече поездам нужно разойтись. Для этого служат небольшие станции-разъезды, они имеют обычно три пути. На двухпутных участках нет необходимости устраивать разъезды, но здесь часто один поезд обгоняет другой. Не все поезда идут с одинаковой скоростью. Для этого устраиваются обгонные пункты.
Однако разъездов и обгонных пунктов ещё далеко не достаточно. Если вы когда-нибудь наблюдали за движением поездов, то, очевидно, заметили, что некоторые грузовые поезда проходят по участку без изменений в составе — такие поезда называются транзитными, а с другими на станциях производится маневровая работа — из состава отцепляется часть вагонов, прицепляются новые вагоны — такие поезда называются сборными. Эта работа производится на так называемых промежуточных станциях. Они имеют уже не три пути, а пять и больше.
Станции, на которых может производиться формирование новых составов, называются участковыми. Обычно они располагаются вблизи районных административных центров, поэтому на таких станциях, как правило, останавливаются скорые пассажирские поезда.
Самыми крупными грузовыми станциями являются сортировочные. Они располагаются на крупных железнодорожных узлах — там, где сходится несколько железнодорожных направлений. Сортировочная станция — это целый железнодорожный комбинат. Она имеет очень большое число путей. На каждой такой станции круглосуточно работает несколько паровозов. Основная задача сортировочной станции — переформирование составов. В составах, прибывающих на большую сортировочную станцию, находятся вагоны, которые необходимо отправить дальше по разным направлениям. Следовательно, нужно эти составы расформировать и сформировать новые, каждый из которых пойдёт по своему направлению. Этим и занимается сортировочная станция.
Для ускорения расформирования и формирования составов на сортировочных станциях устраиваются так называемые горки. К составу, который нужно расформировать, сзади прицепляется паровоз и начинает надвигать состав на горку. Как только головной вагон достигает вершины, его отцепляют, и он катится по другому склону горки сразу на тот путь, на котором формируется состав нужного направления. Так рассортировывают все вагоны. Чтобы вагон, катящийся с горки, не сталкивался на ходу с другими, применяют специальные механизмы — вагонозамедлители.
В крупных административных центрах строятся специальные пассажирские станции с вокзалами.
В зависимости от величины и значимости станции делятся на классы. Станции бывают внеклассные, первого, второго, третьего, четвёртого и пятого класса. К внеклассным относятся крупные сортировочные и пассажирские станции. К первому и второму классу — сортировочные и участковые; промежуточные станции — это станции третьего и четвёртого класса; а к пятому классу относятся разъезды и обгонные пункты.
Как же регулируется движение железнодорожных поездов?
Прежде чем отправить со станции поезд, дежурный узнаёт, свободен ли тот перегон, на который отправляется поезд, прибыл ли предыдущий поезд на соседнюю станцию, нет ли на перегоне встречного поезда. Для этого между станциями установлена связь.
Если перегон свободен, дежурный по станции открывает разрешающий выходной сигнал (семафор или светофор), и поезд отправляется на следующую станцию.
Одним из способов регулирования движения поездов является так называемая полуавтоматическая блокировка. Она применяется в настоящее время на отдельных участках железных дорог.
Рис. 9. Аппарат полуавтоматической блокировки. |
При такой блокировке семафоры связаны с особым аппаратом, который не даёт открыть выходной семафор до тех пор, пока отправленный поезд не достигнет соседнего раздельного пункта.
Полуавтоматическая блокировка имеет существенный недостаток: на перегоне может быть только один поезд.
Это устраняется при автоматической блокировке; она применяется теперь во многих местах.
При автоблокировке на всём перегоне между двумя станциями через каждые один-два километра стоят светофоры — чёрные металлические щиты овальной или круглой формы, укреплённые на трёхметровых мачтах. На щите имеются три стекла, величиной с тарелку: зелёного, жёлтого и красного цвета.
Светофоры питаются электроэнергией от высоковольтной линии. Участок пути между светофорами называется блок-участком, на протяжении которого может следовать только один поезд.
Большое преимущество автоблокировки в том, что огни светофоров изменяются автоматически, в зависимости от числа свободных блок-участков, находящихся впереди поезда. Если впереди свободны два и более блок - участка, то на светофоре зелёный свет; если свободен только один блок-участок, на светофоре свет жёлтый, а если нет ни одного — красный. Как только поезд достигает следующего блок-участка, показания светофоров автоматически меняются.
Автоматическая блокировка может показать, прибыл ли поезд с полным составом, или у него в пути отцепилось несколько вагонов.
Если на перегоне остался хотя бы один вагон, на предыдущем светофоре будет запрещающий красный свет.
В настоящее время некоторые локомотивы оборудованы автоматической сигнализацией. В паровозной будке помещены специальные светофорные линзы. Они сигнализируют таким светом, по которому машинист узнает о показаниях светофоров, стоящих на пути. Светофор локомотива имеет четыре стекла: зелёное, жёлтое, жёлтое с красным и красное. Когда поезд проходит около светофора с зелёным или жёлтым светом, локомотивный светофор также показывает зелёный или жёлтый свет. Если на проходном светофоре красный свет, то на локомотиве жёлтый с красным. Красный свет на локомотиве контрольный, он включается лишь в том случае, если локомотив проехал запрещающий сигнал.
Автоматическая локомотивная сигнализация действует при помощи фотоэлемента [38]), физического прибора, в котором лучистая энергия преобразуется в электрическую.
В настоящее время на железной дороге вводятся также автостопы — приборы, автоматически останавливающие поезд при подходе его к закрытому сигналу.
Так обеспечивается быстрое и безопасное движение поездов на перегонах.
Но вот поезд подходит к станции. Впереди становится всё больше и больше рельсовых путей. Каким же образом происходит управление сложным переплетением рельс на станции?
Каждый, кто бывал на железнодорожной станции, помнит кирпичные или бетонные башни высотой с трёхэтажный дом. Это — исполнительные посты, с помощью которых происходит управление стрелками и семафорами, указывающими нужный путь машинисту.
От поста к стрелкам и семафорам протянуты металлические провода или, как их называют железнодорожники, тяги. Провода оканчиваются рычагами, вделанными в железную станину, на которой помещается исполнительный аппарат с рядом небольших рукояток. Поворачивая эти рукоятки, сигналист переводит нужные стрелки — указывает маршрут движения поезда.
Когда маршрут готов, сигналист докладывает об этом дежурному по станции и последний запирает все стрелки приготовленного маршрута с помощью особого распорядительного аппарата централизации, соединённого проводами с каждым исполнительным аппаратом. Это делается для того, чтобы во время движения поезда никто не мог перевести стрелку.
Если сигналист ошибся при составлении маршрута или дежурный по станции неправильно указал маршрут, распорядительный аппарат укажет ошибку. В этом случае нельзя будет запереть стрелки, семафор не откроется и машинист не поведёт поезда.
Такая, механическая, централизация управления движением поездов на станции требует постройки многих башен для исполнительных постов, так как расстояние от места управления до стрелок должно быть строго ограниченным. Переводить стрелочные и семафорные рычаги на большом расстоянии сигналисту очень трудно.
В настоящее время широко применяется иная — электрическая — централизация. В этом случае строят только одну башню, от которой ко всем стрелкам и светофорам протянуты в земле электрические провода — кабели.
На каждой стрелке под железным колпаком имеется электрический двигатель. Управление стрелками и светофорами производится с помощью аппарата электрической централизации, который похож на длинный металлический прилавок. Здесь для перевода стрелок не нужно поворачивать рычаги, их заменяют маленькие рукоятки. Когда нужно перевести стрелку, сигналист переставляет в другое положение нужную рукоятку, включается электрический двигатель и переводит стрелку.
Когда дежурный по станции запирает все стрелки готового маршрута и включает зелёный свет на входном или выходном светофоре, на большой схеме станции — экране — вспыхивает светящаяся полоса, указывая точный маршрут движения поезда. Вдоль этой полосы будет двигаться светящаяся стрелка, показывающая путь следования поезда.
Наконец, существует ещё более совершенна^ централизация управления движением — диспетчерская. Как механическая, так и электрическая централизация неудобны тем, что требуют нескольких человек, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. С помощью же аппарата диспетчерской централизации один человек управляет движением поездов, стрелками и светофорами сразу на многих станциях, расположенных на перегоне длиной до 180—200 километров!
Перед нами небольшая комната, в которой за наклонным длинным и узким столом сидит диспетчер. Перед ним находится невысокий чёрный щит — пульт управления, сверху которого расположена схема станций диспетчерского участка. На этой схеме пути, обозначенные металлическими полосками, расположены так же, как и на станции. Возле полосок мерцают электрические огоньки, которые по цвету и расположению соответствуют светофорам. Они меняются в зависимости от цвета огней светофоров, находящихся на железнодорожном пути.
На диспетчерском пульте мы видим большое количество рукояток; под каждой из них цифры — это номера стрелок и светофоров. Около цифр горят небольшие красные, жёлтые и зелёные огоньки.
Здесь сосредоточено управление всеми стрелками и семафорами.
Диспетчер поворачивает стрелочную рукоятку, и за десятки километров от станции плавно переводится стрелка. Он передвигает рукоятку светофора и далеко, на соседней станции, на входном и выходном светофоре появляется зелёный свет, разрешающий приём поезда.
Таким образом диспетчер сам составляет маршруты поездов, сам переводит стрелки на станциях и сам меняет огни на станционных светофорах.
Если диспетчер хочет проверить правильность составления маршрута, он нажимает на маршрутную проверочную кнопку. Красная маршрутная лампочка, которая при составлении марщрута зажжена, гаснет и рядом с ней зажигается другая, жёлтого цвета. Значит, маршрут составлен правильно. В противном случае лампочка не зажжётся, а диспетчер не сможет повернуть светофорную
Ишш Рис. 10. Аппарат диспетчерской централизации. |
Рукоятку. Так аппарат контролирует работу диспетчера, не даёт ему совершить ошибки.
При диспетчерской централизации нет необходимости в стрелочнике, сигналисте и даже дежурном по станции. Вместо них на каждой станции работает электромеханик, который следит за исправностью приборов. Такое управление применяется на промежуточных станциях, имеющих не более семи путей. На больших узловых станциях, где по путям беспрерывно двигаются маневровые паровозы, управление стрелками и светофорами происходит с центральной башни, находящейся на самой станции.