НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИИ

БОРЬБА ЦЕРКВИ ПРОТИВ НАУКИ

На смену рабовладельческому строю пришёл строй феодальный.

Возникли новые производственные отношения. В рабо­владельческом обществе рабовладельцу принадлежали все средства производства — земля, леса, пастбища, мастер­ские, а также и производители — рабы. Рабовладелец мог купить, продать, избить и убить раба. А основу феода­лизма составляла собственность феодала на средства про­изводства и неполная собственность на работника — кре­постного крестьянина. Феодал мог купить, продать, из­бить крепостного, но он не имел формального права убить его.

При феодализме появляется больше возможности для развития производительных сил, особенно ремёсел. Кре­постные крестьяне, не получая от феодала средств на со­держание семьи, вынуждены были в свободное от бар­щины время заниматься ремёслами.

Благодаря развитию ремёсел в это время были изобре­тены и получили широкое распространение железный плуг с лемехом, топор, ветряная мельница и др. Совершенст­вуется сельскохозяйственное производство.

Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира,—отмечал Энгельс, — было христианство.

При феодализме католическая церковь стала крупней­шим феодалом. Глава церкви — римский папа — распола - гал огромными богатствами и большой политической силой.

В период феодализма и господства церкви вся наука и культура сосредоточивались, главным образом, в мона­стырях и подчинённых им учебных заведениях. Наука была поставлена на службу религии.

Учёные-богословы в своих «научных исканиях» руко­водствовались «священным писанием». Мир существовал для них лишь в рамках «божественного откровения».

Великий русский учёный философ-материалист Н. Г. Чернышевский в своей работе «Постепенное разви­тие древних философских учений» зло высмеял упражне­ния богословов, которые они называли «наукой». Он пи­сал: «Божественное откровение вводит людей в знание «премудрости божьей втайне совершенной», сообщает че­ловеку истины, которых «глаз не видал и ухо не слышало» и которые даже на мысль человеку не входили...».

Проповедуя и поддерживая такую «науку», религия жестоко преследовала действительно научные мысли и их носителей. Она яростно боролась против всего, что было враждебно «священным» книгам.

В XIII веке в одном из многочисленных монашеских объединений — ордене доминиканцев — возникла «святей­шая инквизиция». В системе католической церкви она была как бы ведомством по сыску еретиков — людей, хоть в чём-либо отступающих от господствующей религии.

Инквизиторы уничтожали всё «благоприятное для ереси», «склоняющее к ереси», всё что по их мнению было враждебно «учению Христа и его апостолов». Они жестоко расправлялись с мужественными представителями науч­ной мысли. Многие из учёных были преданы судом инкви­зиции к сожжению на костре, похоронены в мрачных за­стенках средневековья.

Так был сожжён французский учёный М. Мафр-де-Рие за то, что он осмелился назвать религию человеческим изобретением. Перед смертью учёный бросил в лицо своим палачам в чёрных сутанах пламенные слова: «Если правда, что католическая религия повелевает делать то, что вы делаете, я снова отвергаю её с омерзением, потому что недопустимо, чтобы религия, позорящая искренних людей, была истинной».

В XV—XVI веках наука начинает всё сильнее восста­вать против религии. В этом принимает участие и молодая, нарождающаяся буржуазия, которая нуждается в науке для развития производства.

Выдающийся сын польского народа Николай Коперник нанёс сокрушительный удар церковной легенде о непо­движности Земли и её центральном, «исключительном» положении во вселенной. Опровергая старое учение древ­негреческого учёного Птоломея о том, что Земля непод -

БОРЬБА ЦЕРКВИ ПРОТИВ НАУКИ

Рис. 4. В камере пыток «еретиков» (с рисунка XVI века).

Вижна, а вокруг неё обращаются Солнце и звёзды, он доказал, что в действительности наша Земля является одной из рядовых планет солнечной системы и обращается вместе с другими небесными телами вокруг Солнца [18]).

Учение Коперника опровергало церковные басни о су­ществовании двух, якобы различных миров — земного и небесного; оно заложило основы правильного, научного представления о небе.

Понятно, что церковь не могла мириться с «копернико­вой ересью». Она жестоко преследовала людей за распро­странение идей Коперника.

Учение Коперника горячо поддержал великий итальян­ский учёный Джордано Бруно. Этот замечательный мысли­тель дальше развил идеи Коперника. Он учил, что солнеч­ная система — часть единой бескрайней вселенной, что во вселенной бесконечное число миров и ни один из них не создан богом.

Джордано Бруно называл богословов и попов бездель­никами и шарлатанами, которые своими бреднями отвле -

БОРЬБА ЦЕРКВИ ПРОТИВ НАУКИ

Рис. 5. Сожжение Джордано Бруно (с картины художника).

Кают учёных от исследования природы и её явлении. Разъезжая из страны в страну, из города в город, он обли­чал папство, проповедовал передовую науку и атеизм.

Жестоко расправилась церковь с ненавистным ей учё­ным. Бруно был схвачен и по приговору суда «святейшей инквизиции» сожжён живым на костре.

Жестоко преследовала инквизиция и другого великого учёного Италии Галилео Галилея, физика и астронома. С помощью созданного им телескопа он собрал много фак­тов, подтверждающих справедливость учения Коперника. Галилей сделал и другие открытия, которые подрывали «основы» религии.

Открытия Галилея находились в явном противоречии с религией, опровергали учение католической церкви о мире и его строении. За это инквизиторы до конца жизни преследовали выдающегося учёного.

«Святейшая инквизиция» задержала развитие науки на несколько столетий. Она лишила жизни многих людей Западной Европы, — в одной только Испании было сожжено на костре более 10 тысяч человек и около 200 тысяч предано наказанию. Но как ни зверствовала католическая церковь, ей не удалось остановить движение науки вперёд. Развивающийся капитализм, сменивший феодальный строй, требовал развития науки о природе.

Со второй половины XVIII и особенно в XIX веке наука пробивает в религиозных взглядах на природу одну брешь за другой. Учёные создают искусственные органические вещества (вещества растительного и животного про­исхождения), открывают закон сохранения материи и т. д.

В XIX веке великий английский учёный Чарлз Дарвин нанёс решительный удар библейскому учению о происхож­дении человека, животных, растений. С неотразимой убе­дительностью он доказал, что человек — не творение бога, а продукт длительного развития органической жизни. Оценивая научный подвиг, совершённый Дарвиным, В. И. Ленин писал, что он «...впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними».

Церковники объявили Дарвина и его последователей еретиками, а учение об изменяемости видов — дьяволь­ским. В ответ на это Дарвин писал, что если бы его книга «Происхождение видов» была написана на несколько ве­ков раньше, то с каким «злорадством подожгли бы меня на костре чёрные бестии — попы».

Теперь прошло уже около века с тех пор, как Дарвин создал своё материалистическое учение о происхождении животного и растительного мира на Земле. Но в Соединён­ных Штатах Америки и в наши дни реакционеры ведут борьбу с дарвинизмом. Из школ увольняют тех учителей, которые знакомят школьников с этим учением. Во франки­стской Испании за распространение дарвинизма сажают в средневековые застенки, туда, где иезуиты пытали про­грессивных учёных в дни инквизиции.

Боролась с наукой и православная церковь в дореволю­ционной России. В 1757 году церковниками было запре­щено научное сочинение, в котором доказывалось, что Земля вертится вокруг Солнца.

Гонениям со стороны церкви подвергался гениальный учёный, отец русского естествознания, М. В. Ломоносов, защищавший учение Копернпка.

Религия, какой бы она ни была — магометанской, ка­толической или православной,— всегда является злейшим врагом науки. Истинная, материалистическая наука пре­следовалась и поныне преследуется всеми религиями во всех капиталистических странах.

Правда, в 1939 году глава католической церкви папа Пий XII лицемерно заявил, что церковь — «друг науки», что она уважает её достижения, её свободу, методы и прин­ципы и, если вмешивается в неё, то только затем, чтобы «спасти её от ошибок против веры». Но многовековая борьба религии против науки полностью разоблачает этого «друга науки». Церковь боролась и борется с наукой потому, что научные достижения не оставляют камня на камне от реакционных, лживых воззрений религии на природу и общество.

Конечно, сейчас церковь уже не может так прямо гово­рить о своей ненависти к науке, как это было прежде. Если когда-то папа Павел II говорил, что «религия должна уни­чтожить науку, ибо наука враг религии», то теперь церков­ники воспевают союз церкви с наукой, создают свою «Ака­демию наук». «Богословы и люди науки должны искать общую почву»,— говорилось в решении всемирного кон­гресса церквей в 1927 году.

Когда-то за высказывание о существовании во вселен­ной множества миров церковь предавала учёных казни. Те­перь церковь изменила свою тактику.

В сентябре 1952 года папа Пий XII заявил участникам съезда Международного астрономического союза, что рим­скую церковь не смущает бесконечность вселенной, ибо эта бесконечность, якобы, подтверждает всемогущество и вечное существование бога.

Пытаясь примирить знание с религией, церковники думают лишь о том, чтобы снова превратить науку в слу­жанку богословия, как это было в средние века. Они при­знают только такую «науку», которая подтверждает су­ществование бога. С настоящей, материалистической нау­кой, непримиримой к религиозным замыслам, церковь ведёт борьбу не на жизнь, а на смерть.

НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н А протяжении многих веков наука ведёт жестокую борьбу против религии. Эта борьба не прекращается и сейчас, ибо наука и религия непримиримы. Наука по­могает человеку познавать и использовать для блага …

СУЕВЕРНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА И НАУЧНЫЕ ПРЕДВИДЕНИЯ

Уже первобытный человек стремился к тому, чтобы узнать своё будущее, предугадать его. С развитием чело­веческого общества в этом появлялась всё большая необ­ходимость. К древнему виду гаданий относится астрология, гада­ние по …

НЕ «ЧУДЕСА», А ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Данные науки о происхождении Земли и возникнове­нии на ней жизни полностью разоблачают религиозную басню о «сотворении мира богом». Но церковь находит новые лазейки для распространения среди народа вымыс­лов о «чудесах», …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.