БОРЬБА ЦЕРКВИ ПРОТИВ НАУКИ
На смену рабовладельческому строю пришёл строй феодальный.
Возникли новые производственные отношения. В рабовладельческом обществе рабовладельцу принадлежали все средства производства — земля, леса, пастбища, мастерские, а также и производители — рабы. Рабовладелец мог купить, продать, избить и убить раба. А основу феодализма составляла собственность феодала на средства производства и неполная собственность на работника — крепостного крестьянина. Феодал мог купить, продать, избить крепостного, но он не имел формального права убить его.
При феодализме появляется больше возможности для развития производительных сил, особенно ремёсел. Крепостные крестьяне, не получая от феодала средств на содержание семьи, вынуждены были в свободное от барщины время заниматься ремёслами.
Благодаря развитию ремёсел в это время были изобретены и получили широкое распространение железный плуг с лемехом, топор, ветряная мельница и др. Совершенствуется сельскохозяйственное производство.
Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира,—отмечал Энгельс, — было христианство.
При феодализме католическая церковь стала крупнейшим феодалом. Глава церкви — римский папа — распола - гал огромными богатствами и большой политической силой.
В период феодализма и господства церкви вся наука и культура сосредоточивались, главным образом, в монастырях и подчинённых им учебных заведениях. Наука была поставлена на службу религии.
Учёные-богословы в своих «научных исканиях» руководствовались «священным писанием». Мир существовал для них лишь в рамках «божественного откровения».
Великий русский учёный философ-материалист Н. Г. Чернышевский в своей работе «Постепенное развитие древних философских учений» зло высмеял упражнения богословов, которые они называли «наукой». Он писал: «Божественное откровение вводит людей в знание «премудрости божьей втайне совершенной», сообщает человеку истины, которых «глаз не видал и ухо не слышало» и которые даже на мысль человеку не входили...».
Проповедуя и поддерживая такую «науку», религия жестоко преследовала действительно научные мысли и их носителей. Она яростно боролась против всего, что было враждебно «священным» книгам.
В XIII веке в одном из многочисленных монашеских объединений — ордене доминиканцев — возникла «святейшая инквизиция». В системе католической церкви она была как бы ведомством по сыску еретиков — людей, хоть в чём-либо отступающих от господствующей религии.
Инквизиторы уничтожали всё «благоприятное для ереси», «склоняющее к ереси», всё что по их мнению было враждебно «учению Христа и его апостолов». Они жестоко расправлялись с мужественными представителями научной мысли. Многие из учёных были преданы судом инквизиции к сожжению на костре, похоронены в мрачных застенках средневековья.
Так был сожжён французский учёный М. Мафр-де-Рие за то, что он осмелился назвать религию человеческим изобретением. Перед смертью учёный бросил в лицо своим палачам в чёрных сутанах пламенные слова: «Если правда, что католическая религия повелевает делать то, что вы делаете, я снова отвергаю её с омерзением, потому что недопустимо, чтобы религия, позорящая искренних людей, была истинной».
В XV—XVI веках наука начинает всё сильнее восставать против религии. В этом принимает участие и молодая, нарождающаяся буржуазия, которая нуждается в науке для развития производства.
Выдающийся сын польского народа Николай Коперник нанёс сокрушительный удар церковной легенде о неподвижности Земли и её центральном, «исключительном» положении во вселенной. Опровергая старое учение древнегреческого учёного Птоломея о том, что Земля непод -
Рис. 4. В камере пыток «еретиков» (с рисунка XVI века). |
Вижна, а вокруг неё обращаются Солнце и звёзды, он доказал, что в действительности наша Земля является одной из рядовых планет солнечной системы и обращается вместе с другими небесными телами вокруг Солнца [18]).
Учение Коперника опровергало церковные басни о существовании двух, якобы различных миров — земного и небесного; оно заложило основы правильного, научного представления о небе.
Понятно, что церковь не могла мириться с «коперниковой ересью». Она жестоко преследовала людей за распространение идей Коперника.
Учение Коперника горячо поддержал великий итальянский учёный Джордано Бруно. Этот замечательный мыслитель дальше развил идеи Коперника. Он учил, что солнечная система — часть единой бескрайней вселенной, что во вселенной бесконечное число миров и ни один из них не создан богом.
Джордано Бруно называл богословов и попов бездельниками и шарлатанами, которые своими бреднями отвле -
Рис. 5. Сожжение Джордано Бруно (с картины художника). |
Кают учёных от исследования природы и её явлении. Разъезжая из страны в страну, из города в город, он обличал папство, проповедовал передовую науку и атеизм.
Жестоко расправилась церковь с ненавистным ей учёным. Бруно был схвачен и по приговору суда «святейшей инквизиции» сожжён живым на костре.
Жестоко преследовала инквизиция и другого великого учёного Италии Галилео Галилея, физика и астронома. С помощью созданного им телескопа он собрал много фактов, подтверждающих справедливость учения Коперника. Галилей сделал и другие открытия, которые подрывали «основы» религии.
Открытия Галилея находились в явном противоречии с религией, опровергали учение католической церкви о мире и его строении. За это инквизиторы до конца жизни преследовали выдающегося учёного.
«Святейшая инквизиция» задержала развитие науки на несколько столетий. Она лишила жизни многих людей Западной Европы, — в одной только Испании было сожжено на костре более 10 тысяч человек и около 200 тысяч предано наказанию. Но как ни зверствовала католическая церковь, ей не удалось остановить движение науки вперёд. Развивающийся капитализм, сменивший феодальный строй, требовал развития науки о природе.
Со второй половины XVIII и особенно в XIX веке наука пробивает в религиозных взглядах на природу одну брешь за другой. Учёные создают искусственные органические вещества (вещества растительного и животного происхождения), открывают закон сохранения материи и т. д.
В XIX веке великий английский учёный Чарлз Дарвин нанёс решительный удар библейскому учению о происхождении человека, животных, растений. С неотразимой убедительностью он доказал, что человек — не творение бога, а продукт длительного развития органической жизни. Оценивая научный подвиг, совершённый Дарвиным, В. И. Ленин писал, что он «...впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними».
Церковники объявили Дарвина и его последователей еретиками, а учение об изменяемости видов — дьявольским. В ответ на это Дарвин писал, что если бы его книга «Происхождение видов» была написана на несколько веков раньше, то с каким «злорадством подожгли бы меня на костре чёрные бестии — попы».
Теперь прошло уже около века с тех пор, как Дарвин создал своё материалистическое учение о происхождении животного и растительного мира на Земле. Но в Соединённых Штатах Америки и в наши дни реакционеры ведут борьбу с дарвинизмом. Из школ увольняют тех учителей, которые знакомят школьников с этим учением. Во франкистской Испании за распространение дарвинизма сажают в средневековые застенки, туда, где иезуиты пытали прогрессивных учёных в дни инквизиции.
Боролась с наукой и православная церковь в дореволюционной России. В 1757 году церковниками было запрещено научное сочинение, в котором доказывалось, что Земля вертится вокруг Солнца.
Гонениям со стороны церкви подвергался гениальный учёный, отец русского естествознания, М. В. Ломоносов, защищавший учение Копернпка.
Религия, какой бы она ни была — магометанской, католической или православной,— всегда является злейшим врагом науки. Истинная, материалистическая наука преследовалась и поныне преследуется всеми религиями во всех капиталистических странах.
Правда, в 1939 году глава католической церкви папа Пий XII лицемерно заявил, что церковь — «друг науки», что она уважает её достижения, её свободу, методы и принципы и, если вмешивается в неё, то только затем, чтобы «спасти её от ошибок против веры». Но многовековая борьба религии против науки полностью разоблачает этого «друга науки». Церковь боролась и борется с наукой потому, что научные достижения не оставляют камня на камне от реакционных, лживых воззрений религии на природу и общество.
Конечно, сейчас церковь уже не может так прямо говорить о своей ненависти к науке, как это было прежде. Если когда-то папа Павел II говорил, что «религия должна уничтожить науку, ибо наука враг религии», то теперь церковники воспевают союз церкви с наукой, создают свою «Академию наук». «Богословы и люди науки должны искать общую почву»,— говорилось в решении всемирного конгресса церквей в 1927 году.
Когда-то за высказывание о существовании во вселенной множества миров церковь предавала учёных казни. Теперь церковь изменила свою тактику.
В сентябре 1952 года папа Пий XII заявил участникам съезда Международного астрономического союза, что римскую церковь не смущает бесконечность вселенной, ибо эта бесконечность, якобы, подтверждает всемогущество и вечное существование бога.
Пытаясь примирить знание с религией, церковники думают лишь о том, чтобы снова превратить науку в служанку богословия, как это было в средние века. Они признают только такую «науку», которая подтверждает существование бога. С настоящей, материалистической наукой, непримиримой к религиозным замыслам, церковь ведёт борьбу не на жизнь, а на смерть.