ОКНО В НЕВИДИМОЕ (ЭЛЕКТРОННЫЙ МИКРОСКОП)
ЧТО ТАКОЕ ДИФФРАКЦИЯ СВЕТА
П |
Осмотрите на широкую водную поверхность, на волны, бегущие по ней ровными грядами. Что происходит, когда на пути волн встречается какое-либо препятствие, скажем, большой камень, возвышающийся над водой? Когда размеры этого камня во много раз больше длины волны, т. е. больше расстояние между двумя соседними гребнями или впадинами волн, вы видите, что волны разбиваются о камень, и позади него поверхность воды спокойна и невозмутима. Можно сказать, что камень отбрасывает позади себя своеобразную «тень».
Но вот недалеко от камня, в стороне, возвышается тонкая, длинная свая, вбитая в дно. Поперечник сваи гораздо меньше длины волны. И свая не мешает распространению волн. Она не отбрасывает позади себя никакой «тени». Волны легко огибают сваю и продолжают бежать дальше, словно не замечая её. Это явление огибания волнами препятствий называется д и ф ф р а к - ц и е й.
Явление диффракции имеет место и в мире света. Ведь свет — это тоже волны. Только в них колеблются не частицы воды, а электрические и магнитные силы. Поэтому световые волны называют также электромагнитными.
То, что мы называем лучами света, и есть не что иное, как направление распространения электромагнитных волн.
Световые волны имеют очень маленькую длину. Самые «длинные» из них — волны красного света. Они имеют длину всего в восемь стотысячных долей сантиметра. Самые «короткие» волны — волны фиолетового света — их длина четыре стотысячных доли сантиметра.
Как и у волн на воде, диффракция световых волн делается заметной лишь тогда, когда размеры препятствий становятся близкими к длине световой воЛны. Но так как длина световых волн очень мала, то для них даже маленькая дробинка является большим телом. Поэтому при освещении дробинки позади неё образуется вполне заметная тень. Но если бы размер дробинки делался всё меньше и меньше, то диффракция света давала бы себя знать всё сильнее и сильнее, и тень дробинки становилась бы всё менее и менее заметной.
Изучение явления диффракции волн показало, что в том случае, когда размер тела, стоящего на пути волн, равен, примерно, половине длины волны, волны полностью обходят это тело, не давая позади него никакой заметной тени.
Вспомните теперь, что самая короткая волна видимого света принадлежит ф-иолетовому свету и имеет длину в четыре стотысячных доли сантиметра. Это значит, что световые волны полностью обогнут частицу, размер которой меньше двух стотысячных долей сантиметра. Рассматривая такую частицу в обычный микроскоп, вы просто не обнаружите её присутствия. Правда, частицы, размером меньше половины длины световой волны, могут быть обнаружены в так называемый ультрамикроскоп, в котором используется сильное боковое освещение рассматриваемых частичек (вспомните, например, мельчайшие частицы пыли, которые делаются видимыми со стороны, когда в комнату проникает яркий солнечный луч!). Но и в этом случае частицы видны лишь в виде ярких светлых точек, о форме и строении которых нельзя сказать ничего определённого.
Таким образом никакие оптические микроскопы, содержащие какое угодно число линз, но работающие с лучами видимого света, не помогут вам изучить форму и строение частицы размером меньше двух стотысячных долей сантиметра. Это значит, что в оптические микроскопы можно хорошо видеть бактерии. Но увидеть в микроскоп мельчайших возбудителей болезней, так называемых фильтрующихся вирусов, уже нельзя. Нельзя при его помощи и изучать во всех деталях внутреннее строение бактерий, увидеть мельчайшие частицы вещества.