Катера

ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ

В 1970 году КБ рыбинского судостроительного завода «Вымпел» был спроекти­рован и на этом же заводе построен буксирно-моторный катер проекта БМК-130.

Этот катер был создан на основе специального катера, разработанного по зака­зу Министерства Обороны для сапёрных войск, который предназначался для наведе­ния переправ через реки. Он имел толкающее устройство для формирования пере­прав из понтонов и транспортировочное устройство с убирающейся парой колёс для возможности буксировки его автомобилем.

Катер проекта БМК-130 был сделан путём исключения толкающего и транспор­тировочного устройств и незначительных конструктивных изменений, соответствую­щих требованиям правил Речного Регистра РСФСР для катеров речного плавания.

Он был прост по своему устройству и обслуживанию, представлял собой откры­тый стальной корпус с установленным в нём двигателем и с минимально необходимым объёмом судовых устройств и систем. В процессе эксплуатации для повышения ком­фортности экипажем было сделано самодельное съёмное закрытие, а потом оно было усовершенствовано и введено в конструкторскую документацию заводом-строителем.

За свою простоту, надёжность и дешевизну катер имел большой спрос у потреби­телей, но к 1980 году безнадёжно отстал от современных требований, а спрос на него не уменьшился. Была попытка проектанта сделать его современным, но цена на него возросла настолько, что потребитель категорически потребовал сохранить в произ­водстве существующий катер БМК-130.

В 1980 году филиал ЦКБ «Восток» получил задание министерства создать ма­лый буксирный катер с обязательным сохранением или малым отличием трудоёмкос­ти постройки от серийно строящихся на судостроительном заводе «Вымпел» катеров проекта БМК-130 для народного хозяйства.

Новый катер проекта 14860 «Бурлак» должен был буксировать плавсредства малого тоннажа, обеспечивать паромные переправы, производить маневровые опера­ции в портах, на лесосплавах и в районах гидростроительных работ.

Техническое задание на катер было составлено совместно с КБ завода «Вым­пел». За период эксплуатации проекта БМК-130 с 1971 по 1978 год у проектанта накопились замечания и предложения эксплуатирующих организаций. В основном все замечания были по существу, и пренебрегать ими при проектировании нового катера не было смысла. Что же хотел потребитель?

Потребитель хотел заменить двигатель более мощным и изолировать его от во­дителя с целью снижения шумности и наличия выхлопных газов на посту управления катером, вместо временного «колпака» установить постоянную рубку, усилить днище­вую обшивку.

Это были основные замечания, которыми нельзя было пренебрегать, хотя бы потому, что с такими замечаниями ни один надзорный орган не согласовал бы проект. Кроме этих замечаний было пожелание завода-строителя максимально снизить трудо­ёмкость изготовления корпуса за счёт формирования его из плоских секций.

Главным конструктором катера был Е. В. Захаров.

В техническом предложении были выполнены три варианта малого буксирного катера проекта 14860: озёрного плавания и речного плавания в полном соответствии с правилами Речного Регистра РСФСР и речного плавания с упрощениями конструк­ций, но проверенными расчётами.

Все варианты имели длину 7,5 м, плоские остроскулые обводы, одинаковую тягу на гаке, один и тот же двигатель мощностью 135 л. с., почти одинаковую скорость, единый корпус и архитектурный стиль.

Архитектура представляла собой закрытый катер с притопленной рубкой в но­совой трети катера. В корпусе располагались: форпик, отсек под рубкой, моторный отсек и ахтерпик. Средняя и кормовая трети верхней палубы были заняты буксирным устройством.

Первые два варианта имели отличия только в части требований, предъявляе­мых Регистром к судам определённого района плавания включая конструктивные особенности и комплектацию. Третий расчетный вариант отличался от второго «реч­ного варианта» сокращенной комплектацией и незначительными конструктивными отступлениями. Из-за малого отличия тактико-технических характеристик и стои­мости от «речного варианта» третий вариант был исключён из дальнейшего рас­смотрения.

По результатам анализа проектант остановился на катере речного плавания, как на оптимальном варианте.

Новый малый буксирный катер проекта 14860 выгодно отличался от своего предшественника катера проекта БМК-130. Его двигатель размещался в отдельном моторном отсеке и не задымлял выхлопными газами место водителя, которое теперь находилось в изолированной ходовой рубке, таким образом, было снижено и воздей­ствие шума на экипаж. Катер имел сплошную палубу, которая была приспособлена для выполнения буксировочных, кантовочных и прочих работ. В отличие от своего «потопляемого» предшественника катер проекта 14860 имел одноотсечную непотоп­ляемость, простой и технологичный корпус с упрощенными плоскими обводами вмес­то лекальных, более мощную энергетическую установку. Новый катер соответствовал всем требованиям надзорных органов.

ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ

/(атер проекта БМХ-730у причальной стенки ЦКБ о Редан» (6.0 м, 3,6 т, 700л. с., 70уз). /7а заднем плане малый буксирный катер проекта 74660 «Бурлак».

ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ

Малый буксирный катер проекта 74860 «Бурлак» (8,7м. 8,0т, 780л. с„ 77уз)

подпись: малый буксирный катер проекта 74860 «бурлак» (8,7м. 8,0т, 780л.с„ 77уз)

Но расчетная стоимость нового катера получилась почти в три раза больше, чем у проекта БМК-130. Такая стоимость была неприемлема для министерства, и работы по катеру были приостановлены. Не были приняты к сведению заверения проектанта о том, что создание нового катера, соответствующего требованиям надзорных органов и отвечающего экономическим и техническим требованиям потребителей с сохране­нием старой цены близкой к стоимости катера проекта БМК-130, не представляется возможным.

В 1983 году работы по проектированию катера проекта 14860 с теми же требо­ваниями были переданы КБ завода «Вымпел». Новому проектанту теперь предстояло устранить выявленные недостатки, согласовать проект с Регистром и другими над­зорными органами и при этом сохранить цену катера близкой к существующей.

Заводское КБ по результатам своей разработки пришло к выводу, что все эти недостатки устранить путём модернизации катера проекта БМК-130 не представля­ется возможным, и что эта работа приводит к созданию нового проекта. И коллектив КБ разработал такой новый проект.

В 1985 году произошла реорганизация филиала ЦКБ «Восток», на его базе было создано ЦКБ «Редан» с филиалами в городах Рыбинске и Сосновке.

Так проект 14860 опять вернулся в ЦКБ «Редан», где и был окончательно дора­ботан с постройкой в 1987 году на опытном производстве проектанта головного мало­го буксирного катера.

ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙГоловной катер имел стальной свар­ной корпус, а в качестве энергетической установки дизельный двигатель ЯМЭ-236, который работал с раздачей мощности че­рез редуктор на два гребных винта, что обеспечивало катеру исключительную ма­невренность.

Заводские испытания подтвердили высокие эксплуатационные качества кате­ра, а опытная эксплуатация катера на ле­сосплаве - возможность большого спроса и вселила надежду на его крупносерийное производство.

Теперь предстояло аттестовать катер на высшую категорию качества. Но аттес­тация не получилась, так как конвертиро - Сборка катера из плоских секций в эллинге предприятия.

Ванный дизельный агрегат на базе дизеля Стапель-кондуктор также имеет простые плоские формы.


ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ

ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ

Катер ярое/ста /4660

TOC o "1-5" h z Водоизмещение полное, т ок. 8

Длина наибольшая, м 8,7

Ширина наибольшая, м 2,4

Высота борта на миделе, м 1,3

Габаритная осадка, м ок. 0,65

Скорость хода, км/ч 20

Дальность плавания, км ок. 200

Экипаж, чел. 2

Главный двигатель КамАЗ с раздачей

Мощности на 2 гребных винта, ок. 160 л. с. или 2 двигателя Д3900М (НРБ) мощностью 57 л. с. Материал корпуса сталь

ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ

ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ

Катер проекта 1МК-730

Водоизмещение полное, т

3,6

Мореходность, балл

3

Длина наибольшая, м

7,85

Экипаж, чел.

2

Ширина наибольшая, м

2,10

Кол-во пассажиров, чел.

4

Высота борта на миделе, м

1,40

Главный двигатель

ЯАЗ-204В-Ср-2,5

Осадка при полн. водоизмещении, м

0,59

Мощность двигателя л. с.

100

Скорость хода, км/ч

19

Число оборотов, об/мин

1900

Дальность плавания, км

Ок. 100

Материал корпуса

Сталь

Катера

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC o "1-5" h z Предисловие автора.................................................................................................................................................. 3 Часть первая СТАНОВЛЕНИЕ Глава 1. Очень коротко о прошлом..................................................................................................................... 5 Первые серийные катера для военного министерства...................................................................... 8 Сторожевые катера «СК»................................................................................................................................ 10 Пограничные …

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров В. Б., Зиначёв А. Г. Живые, пойте о нас. - «ГГ., Лениздат, 1969. Алексеев H., Лисов Г. Корабли девятой пятилетки. - М., «Наука и жизнь», № 11, 1972. Андреев …

Переименование ЦКБ «РЕДАН» за период его существования

Наименование Дата присвоения наименования Причина переименования Филиал ЦКБ-5 1 апреля 1956 года Реорганизация СКБ-5 в ЦКБ-5 с передачей ему цеха № 6 завода № 5 Филиал ЦМКБ «Алмаз» 1 октября …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.