СТАНОВЛЕНИЕ
А. А. Золотое (1869- 19М) |
Двигатель внутреннего сгорания, в качестве главного двигателя для малотоннажного судна, заграница узнала в 1888 году. Два года спустя первые моторные катера зарубежной постройки появились и в России, а с началом XX века водномоторный спорт в России стал приобретать признаки массовости. Правда, все катера были зарубежной постройки.
Тринадцать лет спустя петербургский промышленник Александр Леонтьевич Золотов в 1901 году построил первый моторный катер «Стёпа», чем положил начало отечественному моторному катеростроению.
А. Л. Золотов происходил из старинного купеческого рода, но не поддержал семейных тради - ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ТтиЙ и всю свою жизнь посвятил моторному катеростроению.
Увлечению водно-моторным спортом способствовало то, что летняя дача Золотовых находилась на берегу Большой Невки в Старой Деревне, а рядом, на территории бывшей дачи камергера Дурасова, располагался Санкт-Петербургский яхт-клуб.
Конец XIX и начало XX веков ознаменовались зарождением моторного катеростроения не только за рубежом, но и в России. Этому способствовали создание в Германии в 1889 году первого судового двигателя внутреннего сгорания, а также организация в 1902 году на заводе Г. А. Лесснера специальной мастерской для произ-
Первый моторный катер «Стёпа» (6,9м. ', 2,5л. с., 6 уз) |
Моторный катер «Яотеха» С. 9 ас., ГО уз) |
Водства двигателей для катеров. Правда, эти двигатели изготавливались по типу двигателей германской фирмы «Даймлер», но тем не менее это были уже отечественные двигатели. Вначале эти двигатели предназначались для нужд ВМФ России, но впоследствии лесснеровские моторы стали использоваться при постройке отечественных катеров гражданского назначения.
Появление судовых двигателей активизировало строительство моторных катеров.
И в России начинают строить катера!
Пионерами катеростроения в России стали А. Л. Золотов и велосипедная фабрика Б. Старлея, позже к ним присоединились мастерская Санкт-Петербургского речного яхт-клуба и фирма «А. Г. Лесснер».
В 1903 году Золотов построил свой второй катер «Потеха». Этот катер имел корпус из дуба, бензиновый двигатель и в носовой части закрытую рубку-убежище.
Для нас история сохранила имена тех, кто стоял у истоков проектирования катеров и кто закладывал основы искусства проектирования малотоннажных судов.
Это петербургский яхтсмен и конструктор-любитель Владимир Николаевич Пыл - ков, автор книги «Как построить моторную лодку», инженер Павел Николаевич Беляев, инженер Николай Яковлевич Лушев.
К 1904 году катера в России исчисляются уже десятками, все эти катера имеют бензиновые, керосиновые или спиртовые двигатели, в том числе двигатели отечественного производства с мощностью от 6 до 50 л. с.
В 1905 году в общее количество катеров Золотов делает очередной вклад в виде двух моторных лодок и катера «Варяг», построенных в собственной мастерской в Старой Деревне.
К 1906 году постройкой катеров в Санкт-Петербурге занимаются мастерская Золотова, мастерские Речного и Петровского яхт-клубов, вновь открытая в Старой Деревне мастерская И. В. Щукина, мастерская А. К. Боголюбова на Коломенской улице, судостроительная фирма Лебедева, построившая в 1907 году первый в России глиссирующий катер. Снабжением петербуржцев катерами занимаются также товарищество «Невский гараж» на Невском проспекте и магазин И. Г. Кебке в районе реки Смоленки.
Моторный катер «Эх-ма». Г. 75л. с., 70уз) |
Верфь моторных судов А./Молотова в Старой Деревне |
В 1907 году А. Л. Золотов строит для себя моторный катер «Эх-ма». Этот комфортабельный катер был построен не без элементов роскоши, имел корпус из дуба и ясеня, просторную каюту, большие бортовые иллюминаторы, верхний световой фонарь, отличную отделку помещений и американский двигатель «Буффало».
К 1909 году значительно вырос спрос на моторные катера, что вызвало рост производства катеров в существующих мастерских и яхт-клубах, а также создание новых предприятий, специализирующихся на постройке катеров. С этого времени катеростроительная индустрия России заработала в полную силу. В числе многочисленных катеростроительных предприятий Северо-запада стоит отметить такие крупные петербургские и финские верфи, как «Северного товарищества промышленности и торговли», «Абосская судостроительная верфь», «Боргосская судостроительная верфь», «Андре и Розенквист» и конечно верфь Золотова.
Вот о верфи Золотова и пойдёт дальнейшее повествование, так как это единственное специализированное предприятие России, которое в течение более 100 лет пережило бури мировых войн, революций, гражданской войны и сохранило свой профиль. Долгое время в годы социализма верфь была ведущим предприятием по спасательной технике и малотоннажным судам.
Выросший спрос на моторные катера, приобщил Золотова к сфере их активного производства. Кустарная мастерская на старо-деревенской даче была не в состоянии удовлетворить всё увеличивающееся количество заказов. Это побудило Золотова, как всякого нормального предпринимателя, не отказываться от поступающих заказов, а расширять производство.
Так мастерская Золотова стала преобразовываться в судостроительную верфь.
Там же в Старой Деревне вблизи своей дачи Золотов совместно с Н. Я. Душевым приобретает земельный участок, на котором и закладывается новая верфь. Так появилась «Санкт-Петербургская верфь моторных судов».
На этой пока ещё полукустарной верфи строились самые разнообразные деревянные катера небольших размерений с водоизмещающими обводами и импортными двигателями, больше открытые, но и полузакрытые с каютами-убежищами и палубными надстройками.
Будучи большим любителем и энтузиастом моторного катеростроения, а также любителем водно-моторного спорта, Золотов охотно принимал заказы не только на прогулочные катера, но и на спортивные, которые строились по проектам лучших иностранных фирм. Как человек новаторского мышления, Александр Леонтьевич не был просто производителем, он всегда стремился создать что-то новое, внести усовершенствование в существующие конструкции, а также, будучи одарённым человеком, совместно с Н. Я. Лушевым разрабатывать новые конструкции катеров по своим качествам не уступающим катерам, созданным профессионалами.
О новаторстве Золотова в катеростроении говорит не только тот факт, что им был построен первый отечественный моторный катер, но и то, что на верфи были построены первые катера с воздушными винтами. Эти катера предназначались для исследования Пинских болот, где никакая иная моторная водоплавающая техника не могла пройти. В этих судах уже проглядывались и туполевские аэросани и амфибийные суда на воздушных подушках. И именно из-за своего новаторства золотовская верфь завоевала авторитет и известность в России.
Накануне Первой мировой войны верфь строила катера не только для частных заказчиков, но и для Министерства путей сообщений.
Забегая вперёд, уместно вспомнить, что новаторская мысль и конструктивная новизна создаваемых плавсредств по традиции присутствовала на протяжении всего периода деятельности предприятия до момента приватизации в 1993 году и ещё несколько лет по инерции, пока ещё существовал старый коллектив с его специалистами и сложившимися традициями.