К. К. Старосельцев
Что такое малый катер? Государственный стандарт Союза ССР определял, что «малый катер» - это «Самоходное судно длиной не более 20 м, спроектированное и эксплуатирующееся по специальным нормам и правилам». Применение термина-синонима, в данном случае «катер», этим ГОСТом запрещалось. Учитывая, что данная книга не является официальным документом и повествует только о катерах длиной не более 20 м, все малые катера по ходу повествования будут именоваться только катерами.
Много книг написано о больших судах и кораблях, которые являются гордостью нашего флота и судостроения, но практически нет литературы по истории создания самых многочисленных и массово применяемых плавсредств - малых катеров. Цель этой книги — частично заполнить этот пробел. Кроме того, история создания самых популярных катеров уходит в забвение вместе с тем поколением судостроителей, которые всю свою жизнь посвятили созданию столь незаметных и столь необходимых для обеспечения жизнедеятельности Большого флота, малых катеров.
Для всех министерств и ведомств были притягательны такие суда, которые при плавании не имели ограничений по глубинам и фарватерам, способные оперировать в речных узкостях и тесноте портовых акваторий. Такие суда в считанные минуты могли быть готовыми к действиям, неприхотливые в эксплуатации и не требующие для себя особых условий базирования.
Среди таких катеров имеются служебно-разъездные, рабочие, патрульные, промысловые, буксирные, медицинские, гидрографические, водолазные, спасательные, в том числе десантируемые с самолётов, и множество других самого разнообразного назначения. Такие катера были нужны для того, чтобы решать самые разнообразные задачи по обслуживанию Военно-Морского Флота и удовлетворять нужды народного хозяйства. А если принять во внимание, что почти все катера могли транспортироваться по железной дороге и доставляться в самые отдалённые точки бывшего Советского Союза, то это делало их незаменимыми в тех местах, где кроме водных других путей сообщения, не считая воздушных, не существует. В таких местах малым катерам приходилось выполнять функции снабженцев, скорой медицинской помощи не только для эвакуации больных, но и для оказания им неотложной помощи, патрулировать леса и бороться с лесными пожарами, доставлять почту и выполнять целый ряд обязанностей для обеспечения обитаемости самых удалённых и глухих районов России.
Более 50 лет автор посвятил судостроению, из них 30 лет посвятил проектированию и постройке малотоннажных судов - ботов и катеров. Автору пришлось принимать участие в создании и таких проектов-гигантов, как супертанкер «Крым» (проект 1551) или тяжёлый авианесущий крейсер «Киев» (проект 1143), но наибольшее удовлетворение автор получил при работе с катерами.
Катер, хотя он и малый, но это то же самое судно, только в миниатюре. Как и его братья-гиганты, катер имеет те же самые помещения по назначению, те же самые устройства и системы, плавает по тем же самым законам теории корабля. Но в дополнение к тому, что имеют большие суда, большинство катеров имеют и динамические силы поддержания, что вносит в проектирование катеров свои специфические требования.
Данная повесть названа воспоминаниями, потому что автор не пользовался историческими архивами, не занимался исследованиями в области катеростроения и не перегружал книгу теоретическими и научными выкладками и заключениями. Автор изложил в этой книге свои наблюдения за период 30-летней деятельности, всё, в чём принимал участие лично, что хранилось в его личных архивах или узнал от непосредственных участников описываемых событий.
Ввиду сравнительно малой трудоёмкости проектирования и постройки, энергоёмкости и несложного технологического оборудования созданием катеров могли заниматься не только любые судостроительные предприятия, но и полукустарные мастерские и отдельные любители водно-моторного спорта. Это способствовало тому, что по всем акваториям плавает несметное количество катеров различных размеров и архитектурных типов.
В этой повести речь пойдёт о так называемых «законнорожденных» катерах, которые делались по заданиям Минсудпрома и шли, как на борт одного из судов или кораблей, так и на их рейдовое или портовое обслуживание, а также о катерах, проектирование и постройка которых производилась по специальному заказу различных министерств и ведомств.
Чтобы читатель более полно мог бы представить себе объект повествования, под иллюстрациями в скобках даются краткие тактико-технические элементы - (длина наибольшая, водоизмещение полное, мощность двигателя, скорость полного хода). Отсутствующие параметры отмечены « * ».
Из-за невозможности охватить весь ряд существующих катеров, автор ограничился описанием и историей создания основного «золотого фонда» катеров нашего отечественного Военно-Морского и Морского флотов. Эти катера были разработаны Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) «Редан» - базовым предприятием Минсудпрома по спасательной технике и головным по малотоннажным судам.
Автор по своей инициативе собрал самый полный материал по истории создания катеров на одном из специализированных предприятий Минсудпрома и стал одним из немногих, кто монопольно владеет этими материалами. И, для того, чтобы не унести эту информацию в «вечность», автор решил поделиться ею с теми, кто любит катера и для кого не безразличен маленький кусочек истории отечественного судостроения, не нашедший отражения в фундаментальных трудах судостроителей.
Фактическим автором этой книги является замечательный коллектив ЦКБ «Редан», разработавший и построивший все те катера, которые вошли в содержание этого повествования. Будет несправедливо выделить персонально кого-либо, поэтому я приношу мою сердечную благодарность всем им. Но я считаю своим долгом отметить, что описание результатов их многолетних трудов автор взял на себя и он несёт всю ответственность за содержание этой книги.