Испытания на дорогах
По указанию Минтрансстроя в 1983 - 1995 годах были проведены испытания пенопласта Styrofoam марки HI-50 на дороге Омск - Новосибирск (район с сезонным промерзанием) и на межпромысловой автодороге Уренгой-185 (район с вечномерзлыми грунтами). Участок дороги Омск - Новосибирск с теплоизолирующими слоями из пенопласта Styrofoam находится в районе города Чулым [4]. Этот район характеризуется суровыми морозными зимами, жарким летом и неблагоприятными грунтово-гидрологическими условиями. По данным Гидрометцентра России температура воздуха зимой достигает здесь минус 50 °С, а летом - плюс 38 °С. В период испытания пенопласта сумма отрицательных градусо-суток составила от 1133 до 2575 за одну зиму.
Дорога на экспериментальном участке проходит на местности с необеспеченным поверхностным стоком. Верховодка отмечена на глубине 0,5 - 1,7 м от поверхности земли. Земляное полотно из легкой пылеватой глины проходит в насыпи высотой 1,65 м. Тот же грунт залегает под подошвой насыпи. Дорожная одежда на экспериментальном участке имеет цементобетонное покрытие (см. ниже). В течение 12 лет пенопластStyrofoam находился в дорожной одежде. Для оценки его долговечности были отобраны образцы пенопласта с экспериментального участка дороги Омск - Новосибирск, которые были испытаны в Испытательном Центре «Стройполимертест». Результаты этих испытаний представлены в табл. 1.
Из приведенных в табл. 1 данных можно сделать вывод о том, что пенопласт Styrofoam почти не изменил свои свойства в процессе эксплуатации дороги. Произошло только некоторое его сжатие в период строительства дорожной одежды. Результаты испытаний показали, что пенопласт Styrofoam марки Н1-50 можно применять для устройства теплоизолирующих слоев на автомобильных дорогах. Изменилась номенклатура пенопластов, выпускаемых фирмой Дау Кемикал Компани: вместо марки Н1-50 нужно применять марку FLOORMATE 500.
Таблица 1
Нормативный документ, регламентирующий метод определения показателя |
Значения показателей физико-механических свойств пенопласта |
||
Начальные |
Конечные |
||
Плотность, кг/м3 |
DIN 53420 |
38 |
43,1 |
Прочность на сжатие при 10 % линейной деформации, МПа (Н/мм2) |
DIN 53421 |
0,40 |
0,48 |
Модуль упругости, МПа (Н/мм2) |
DIN 53421 |
15 |
19,2 |
Теплопроводность при 10 °С, Вт/(м×К) |
DIN 52612 |
0,027 |
... |
Теплопроводность в сухом состоянии при 20 ° С, Вт/(м×К) |
... |
0,0286 |
|
Теплопроводность в водонасыщенном состоянии при 20 °С и весовой влажности, равной 4,6 %, Вт/(м×К) |
... |
0,0301 |
|
Водопоглощение всего листа, % по объему |
DIN 53434 |
0,2 |
... |
Водопоглощение после 300 циклов промерзания-оттаивания, % по объему |
DIN 53434 |
1,0 |
... |
Водопоглощение за 24 ч, % по объему |
... |
0,53 |