ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЬРАЬОТКИ ТЕКСТИЛЬНОГО КОРДА
Совершенствование обработки полиамидною и полиэфирного корда может быть достигнуто в результате оптимизации параметров этого процесса и модернизации оборудования. Разработаны усовершенствованные режимы термообработки капронового (кроме однокруточного) и анидного корда, которые могут быть легко реализованы на действующих кордных линиях ЮІК-2170 и ЛГІК- 809-1800.
Отечественные кордные линии КЛК-2-17 и ЛПК-80-1800 имеют следующие принципиальные отличия от зарубежных линий ІЛгІеги Яер’^иеі. Удаление избытка пропиточного состава с корда после пропиточной ванны на отчественном оборудовании осуществляется методом сдува сжатым воздухом, на зарубежном - отжимом с последующим вакуум-отсосом. Обогрев корда в камерах термообрабоїки отечественных линий осуществляется горячим воздухом, зарубежных - смесью продуктов сгорания природною газа с воздухом. В результате температура в этих камерах отечественных линий, в лучшем случае, 'может быть доведена до 210-215°С, на зарубежных линиях термообработка анидного и полиэфирного корда осуществляется при 220-235°С. Установлено, что повышение температуры термообработки анидного и полиэфирного корда приводит к повышению ею прочности связи с ретиной и снижению усадки примерно на 1%.
Система удаления избытка пропиточною состава на отечественном оборудовании не позволяет применять пропиточные составы концентрацией 2022%, как это принято за рубежом, из-за образования налипов на пропитанном корде уже при повышении концентрации более 15%. Вместе с тем, увеличение концентрации пропиточных составов даже до 18% приводит к повышению прочности связи корда с резиной за счет улучшения его смачивания составом, показано также улучшение работоспособности каркаса легковых радиальных шин в процессе стендовых испытаний с увеличением концентрации пропиточного состава. Суммарный эффект повышения прочности связи от увеличения концентрации пропиточного состава и температуры термообработки составляет примерно 15%. Таким офазом, отечественные кордные ЛИ] [ии не позволяют полностью реализовать ресурс прочности связи, который могут обеспечить пропиточные составы, и оптимизировать свойства термообработанного корда.
1 аким образом, с целью совершенствования технологического процесса обработки текстильного корда для каркаса легковых шин необходима модернизация агрегата пропитки-термообработки корта линии КЛК-2-І70, которая позволит увеличить температуру термообработки корда до 220-235°С и концентрацию пропиточного состава до 20%.
Металлокорд (высокоэффективные конструкции металлокорда)
В шинной промышленности РФ и в странах СНГ используется металлокорД) разработанный несколько десятилетий тому назад В мире разработано и онробоваьо множество конструкций, имеющих явное преимущество ло своим характеристику а также стоимости. Они характеризуются наличием проволок повышенного диаметра и прочности, улучшенным проникновением резины для брекера, повышенной усталостной вынос тивостыо для каркаса. Это позволяет и увеличить производительность свивки, и улучшить технические характеристики шин.
Проблема металлокорд-резина: Технологие отказы при пробе! е 30-50 тыс. км. связаны в т. ч. с разрушением металлокордной системы. Для обеспечения повышения работоспособности резинометаллических систем необходимо:
1) улучшить свойства металлокорда; прочность, технологичность, конструкция, покрьпие;
2) использовать эффективный ускоритель вулканизации замедленного действия, более эффективные Со-содержащие промоторы адгезии, полимерную серу;
3) создание рецептур обкладочпых резиновых смесей с использованием новых материалов.
По мнению зарубежных специалистов требования к металл окорду, используемому в каркасных и брекерных слоях отличаются:
- важные характеристики для металлокорда каркасных слоев: разрывное усилие; адгезия к резине; сопротивление к коррозии; сохранение прочности в процессе эксплуатации; усталостная выносливость; вес слоя каркаса;
- важные характеристики для металлокорда брекерных слоев: разрывное усилие; адгезия к резине; полнота проникновения резины в структуру металлокорда; сопротивление выходу, изгибная жесткость; вес слоя брекера.
Прочность металлокорда в каркасе и ее сохранение в процессе эксплуатации реализуется ^а счет использования проволоки с высокой удельной прочностью (ПТ), а также их компактного расположения в витой структуре.
Другой характеристикой, позволяющей оценивать уровень выносливости металлокорда в каркасе при изменяющемся уровне напряженного состояния, является предел усталости. Известно, что предел усталости зависит от геометрии расположения проволок, технологических особенностей проволочных переделов, качества используемой катанки и величине остаточных внутренних напряжений в проволоках после свивки.
Показатель изгибной жесткости в брекерных слоях шин определяет стабильность формы под нагрузкой, величину пятна контакта и, соответственно уровень сопротивления качению. Применение проволок повышенного диаметра в
Моталлокорде по жоляет обеспечивать необходимую жесткость брекерного слоя и по возможности уменьшать количество слоев в шине.
Большинство ведущих шинных фирм предъявляют высокие требования к коррозионной стойкости металлокорда, используемого в брокере, т. к. большой процент преждевременного выхода шин ит эксплуатации происходит по причине коррозии. В основном это характерно для металлокорда, у которою после вулканизации имеются внутренние каналы для распространения влаги Этого недостатка нет в специальных конструкциях металлокорда вследствие последовательно расположенных участков с закрытой и открытой структурой