ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Перспективные технологии изготовления шин без традиционной технологии изготовления резиновых смесей
Изготовление шин без использования вышеописанной технологии резиносмешения развивается в двух направлениях.
Первое направление разработано группой ученых Ярославского технологического института [409, 410] и связано с так называемой порошковой технологией. От традиционной технологии она принципиально отличается тем, что каучук берется для резиносмешения в виде мелкодисперсного порошка (1-Змм). Разработанная технология измельчения каучука требует расхода энергии почти в два раза меньше чем его грануляция. Далее, в смесителях плужного или планетарно-шнекового типов получаются порошкообразные композиции на основе измельченных каучуков. При этом расход энергии на 1 тонну такой композиции составляет всего 5-8 квт/ч. Затем следует стадия гомогенизации массы такой порошковой композиции и диспергирования ингредиентов в смеси в обычных резиносмесителях периодического или непрерывного типов. В резиносмесителях периодического типа эта стадия занимает 2-3 минуты. За такое короткое время резиновая смесь не нагревается выше 100 °С, что позволяет вводить в смеситель все ингредиенты, то есть резиновую смесь готовить в одну стадию. При этом отпадает необходимость введения в резиновые шинные смеси большого количества мягчителей и появляется возможность изготовления протекторных резиновых смесей с пониженным индукционным периодом, но позволяющих получать протектора с очень хорошим комплексом эксплуатационных свойств.
Большие дополнительные преимущества порошковая технология получает при использовании червячных машин типа «Трансфермикс». В этом случае гомогенизация, диспергирование резиновой смеси и ее профилирование в шинную заготовку (например, заготовки протектора) осуществляются сразу одновременно в одну стадию. Дополнительно при этом решается одна из самых существенных проблем резиносмесителей непрерывного действия, а именно: существенно упрощается система автоматического непрерывного дозирования ингредиентов.
Второе, более перспективное направление, вообще не предусматривает стадию резиносмешения как таковую. По этой технологии синтез гибкоцепных макромолекул и их сшивание в единую пространственную сетку осуществляется практически в одном месте (цеху). Таким образом, в будущем не нужно будет строить отдельные заводы по производству линейных (или слаборазветвленных) каучуков (завод СК) и заводы, на которых из этих каучуков сначала готовятся резиновые смеси и полуфабрикаты из них, а затем осуществляется вулканизация с получением готовых изделий (шинные заводы, заводы РТИ).
Принцип так называемой жидкой (литьевой) технологии лучше всего рассмотреть на примере литьевых полиуретанов. На первой стадии технологического процесса в обычном реакторе с мешалкой осуществляется синтез форполимера (олигомер с молекулярной массой 2000-5000 г/моль) путем взаимодействия в массе полиэфира (сложного илипростого), имеющего концевые гидроксильные группы, с полутора - или двухкратным избытком диизоцианата (алифатического, ароматического).
ПНО - Я' - ОН + (п+1)ОСЫ1ШСО -»
->ОСЫ-Я[ -ЫНС-О-Я'- 0-С-ЫН-К-]„ЫС0
Молекулы форполимера имеют концевые изоцианатные группы вследствии стехиометрического избытка взятого в реакцию диизоцианата над полиэфиром. Из-за небольшой молекулярной массы форполимер имеет пониженную вязкость и легко перемешивается на второй стадии с удлинителями цепи (гликоль, триол и/или диамин) и катализатором. Сразу же, или спустя короткое время реакционная смесь выливается самотеком или под небольшим давлением в формы, которые помещаются в зону обогрева (80-120 °С). Примерно за одни сутки здесь заканчивается образование пространственной химической сетки, узлы которой могут иметь разную химическую природу, в зависимости от природы удлинителя, и густоту, в зависимости от стехиометрического соотношения реагирующих функциональных групп. Таким образом, имеется технологическая возможность получать резины с заданными техническими свойствами. Предположим, что резина должна иметь повышенный модуль упругости (Е) и твердость. Ясно, что для этого нужна повышенная густота пространственной сетки (величина молекулярной массы отрезка макроцепи Мс между двумя соседними сшивками должна быть менее 5000 г/моль). Для достижения этой цели нужно ввести в реакционнную смесь повышенное количество удлинителя цепи и/или триола.
Вернемся к рассмотрению химизма протекающих на второй стадии реакций. Пусть к форполимеру был добавлен диамин. В этом случае осуществляется следующая реакция:
Госы-я-^нс-ок'о-сын-^п-ксо + н2ш"ын2 ->
TOC o "1-5" h z II II
0 0 _ _
^ося-а-|тчнсюк'о<:ын-к]11^нс^к"!ын-с'нн|к|>1со-оа, с)-€нн-к]п-ысо II II II II II Н 0 0 I. о о _] о о
Мы видим, что взаимодействие концевых изоцианатных групп форполимера с аминными группами диамина приводит к удлинению макроцепи, а по месту присоединения молекул форполимера образуются мочевинные группы (обведены пунктиром). По месту образовавшихся мочевинных связей макромолекул вновь может реагировать концевая изоцианатная группа и тогда появляются узлы пространственной сетки биуретовой природы:
МН-С-Ы — II I
I
I
I
Где Ъ - радикал исходного диизоцианата, форполимера или удлинившаяся макромолекула (зависит от стехиометрии процесса уретанообразования).
Подобные вышерассмотренным протекают реакции при использовании в качестве удлинителя гликоля (этиленгликоль, диэтиленгликоль, 1,4-бутандиол и т. п.).
Госы-я-^нс-о^о-сын-^п-ысо + ноьтон^
TOC o "1-5" h z II II
О о
^0С^-Я-(>^НСЮКЮ-СМ1-К]П|К14^-Ч^"|0-С-КД11[ЫНС-0К'0-СКН-Я]ПЫС0
В этом случае также происходит удлинение макроцепи, но с образованием по месту присоединения форполимера урета - новых групп (обведены пунктиром). Кстати, образование форполимера сопровождается появлением в его составе тоже уре - тановых групп. По этой причине получаемые резины называются полиуретанами.
По месту образования на разных стадиях уретановых групп макромолекул с ними может реагировать концевая изоцианатная группа и тогда появляются узлы пространственной сетки аллофанатной природы:
2 МН-С-О - ------- + ОСМ2МСО--------- ► N-0-0-
II 1 11
!
I
I
-—N-0-0- ----
II
О
Частично аллофанатные поперечные связи образуются даже тогда, когда в качестве удлинителя будет использоваться диамин. Это происходит потому, что уретановые группы, способные взаимодействовать с изоцианатными группами, входят в состав форполимера. Соотношение аллофанатных и биурето - вых узлов сетки при использовании диамина зависит от соотношения скоростей их образования и стехиометрии реакционной массы, задаваемой технологом в зависимости от поставленной цели.
Таким образом, варьируя стехиометрическое соотношение компонентов реакционной смеси и их химическую природу на обеих стадиях процесса уретанообразования, можно получить полиуретановые резины с разной степенью густоты и природой узлов сетки. Помимо этого, свойства полиуретанов сильно зависят от химической природы диизоцианата и полиэфира. При переходе от алифатических диизоцианатов к ароматическим резко (в два и более раза) растут прочностные свойства (условная прочность при растяжении может достичь 60 МПа), твердость (до 80-90 ед. по Шору А), а также условное напряжение при 300% удлинении. Полиуретаны, помимо высоких прочностных свойствэобладают самым большим среди резин сопротивлением истираемости. В среднем для разных марок сетчатых полиуретанов истираемость составляет 30-100 см3/кВт ч, в то время как для серного вулканизата СКД - наиболее износостойкой резины на основе каучуков общего назначения - 70-180 см3/кВт ч. Еще одним плюсом в пользу сетчатых полиуретанов, как наиболее перспективного материала для изготовления покрышек, является уникальное сочетание хорошей эластичности по отскоку с высокой твердостью. Существуют марки сетчатых полиуретанов, имеющих эластичность по отскоку в 40% при твердости по ШоруА 90 единиц. Морозостойкость сетчатых полиуретанов сильно зависит от природы полиэфира и диизоцианата. Наиболее низкую температуру стеклования имеют полиуретаны на основе простых полиэфиров (например, поли - окситетраметиленгликоля) и алифатических диизоцианатов (например, гексаметилендиизоцианата).
Очень большую роль в комплексе свойств полиуретанов играет развитое физическое внутри - и межмолекулярное взаимодействие. Поэтому окончательный уровень показателей резины из полиуретана достигается примерно после истечения двух недель после синтеза. Плотность физических поперечных связей может превосходить плотность химических узлов сетки в 3-5 раз, а энергия активации разрушения отдельных типов физических связей (рис. 53) сопоставима с энергией ковалентных связей.
/Н-Н ' /М-Н, м-и
0 = С 0= С '0= с.
И-Н К1-Н м-н
Рис.53. Картина возникновения водородных связей в поли - эфируретанмочевинах
Наиболее прочные физические связи возникают при использовании ароматических диизоцианатов. В этом случае энергия водородного связывания может доходить в случае полиэфи - руретанмочевин до 50-100 кДж/моль.
Из вышеприведенного материала следует, что специалист шинного производства, не меняя принципиально технологию получения сетчатого полиуретана, может в очень широких пределах менять комплекс технических свойств резин, варьируя химическим составом и стехиометрией реакционной системы. Так, протектор покрышки должен быть изготовлен из полиуретана, обладающего наибольшей износостойкостью, эластичностью, сопротивлением раздиру и многократной деформации. Слой полиуретана под протектором должен иметь наилучшую демпфирующую способность, высокую адгезию к армирующему материалу. Борт покрышки должен отличаться высокой твердостью и т. д.
Необходимо отметить и некоторые недостатки полиуретанов, сдерживающих их применение для изготовления шин, а именно: низкий коэффициент трения и высокое теплообразование. Неслучайно, что западные производители пока ограничиваются производством шин из полиуретанов в основном для внутризаводского тихоходного транспорта. Надо сказать, что эти недостатки вполне устранимы и принципиальных ограничений на использование полиуретанов в производстве шин не существует.
В заключении данного раздела необходимо отметить ученых, внесших большой вклад в химию, физико-химию и технологию полиуретанов [411-418]. Отечественные ученые более 25 лет назад начали разрабатывать технологию получения шин из полиуретанов. Особенно много сделал в этом направлении Третьяков [418]. К сожалению, приходится лишний раз констатировать консерватизм отечественной промышленности по отношению к внедрению принципиально новых технологий. Тем не менее работы продолжаются и недавно [419], в рамках сотрудничества с НИИ ШПом, американская исследовательская компания «Смизерс» провела испытания литьевых уретановых шин, изготовленных в России для зимних условий эксплуатации. Шины были изготовлены из полиуретана и не имели протектора из обычной резины. Испытания двенадцати пневматических шин размера 165R13 проводились по американскому стандарту N109. Эксплуатационные свойства полиуретановых литьевых шин оказались на уровне импортных покрышек, и характеристики при скоростях до 196 км/ч превзошли все ожидания. Отмечена необходимость доработки предложенных шин для достижения лучшего сцепления шин с дорогой на ледяной поверхности.
В 1997 году фирма «Компаундинг Ингридиентс» (Великобритания) [420] сообщила о своих четырехлетних работах в области восстановления грузовых шин с полиуретановым протектором.
Разработанная система восстановления состоит из литого полиуретанового протектора и специального однокомпонентного полиуретанового адгезива, который обеспечивает высокую прочность связи при вулканизации с каркасами шин. Вначале методом литьевой технологии получают отдельно полиуретановый протектор, затем на него наносят патентованный адгезив «Tire bond», после чего накладывают протектор на каркас грузовой шины, подготовленный обычным способом с использованием традиционного клея для повышения адгезионной клейкости. Сборку осуществляют на обычном станке, затем шину помещают в вакуумную камеру и вулканизуют в автоклаве при температуре 120 °С в течении 2-х часов. В приведенной ниже таблице 4.13 представлены эксплуатационные свойства предварительно вулканизованного протектора.
Таблица 4.13 Типичные физико-механические свойства вулканизованного Эластомера.
|
Стоимость восстановленных шин размера 11.00 -22,5 с протектором из полиуретана примерно в 1,5 раза выше, чем при применении протектора на основе НК/БСК, но пробег опытных шин из полиуретана составляет 140-150 тысяч километров при пробеге контрольных шин с обычным протектором 70 -80 тысяч километров. Малазийская исследовательская ассоциация производителей каучука сделала вывод, что прогнозируемый срок службы восстановленных шин с протектором из полиуретана, смонтированных на тракторе, будет в 1,5-2 раза превышать срок службы стандартных шин высокого качества с протектором на основе НК. Оценка сцепления с мокрым дорожным покрытием показала равноценность сравниваемых шин.
Фирма «Компаундинг Ингридиентс» прогнозирует, что по сопротивлению качению шины с протектором из полиуретана
Будут превосходить обычные шины. Кроме того, эти шины не плавятся в условиях скольжения по сухой дороге, как некоторые ранее выпускавшиеся шины на основе полиуретана.
Фирма - разработчик отмечает следующие дополнительные преимущества шин с протектором из полиуретана по сравнению с шинами из НК/БСК:
- отсутствие токсичных масел - наполнителей, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду при износе шин;
- незначительное содержание техуглерода, что приводит к очищению окружающей среды и возможности окрашивать шины по заказу;
- протекторы из полиуретана для внутризаводского транспорта не пачкают, не оставляют следов, что является идеальным для их применения в «чистой» окружающей среде;
- они обеспечивают более высокую стойкость к воздействию масел, топлива и химических веществ, что делает их более предпочтительными для тех областей применения, в которых обычные шины не отвечают этим требованиям.
Большинство разработчиков новых технологий перечисляют только полученные преимущества, «забывая» упомянуть возникающие трудности. В этом отношении фирма «Компаундинг Ингридиентс» честно их перечислила.
1. Большинство типов полиуретанов требует дополнительного термоотверждения в течении 10-12 часов при температуре 100°С для достижения наилучших показателей.
2. Диизоцианаты являются весьма вредными веществами.
3. Трудность удаления изношенного полиуретанового протектора с целью вторичного восстановления шины.
4. Практически любая технология утилизации шин с полиуретанами будет сопровождаться выделением очень токсичных побочных продуктов.