ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Теоретические основы действия промоторов адгезии
В связи с ближайшей перспективой перехода на изготовление грузовых ЦМК шин вопрос о промоторах адгезии, особенно к металлокорду, начинает становиться одним из определяющих в рецептуростроении.
Анализ научной литературы по этому вопросу показывает на небольшое число публикаций, что говорит о достаточно сложной теоретической стороне целенаправленного поиска новых промоторов адгезии. Современные представления о кинетике и механизме адгезии резины к металлу сводятся к следующим результатам.
При изучении химической природы связи резина-латунь было отмечено [229], что при сульфидировании латуни медь
Таблица 2.91 Влияние типа стабилизатора на свойства протекторных резин на основе комбинации СКИ-З+СКД+СКС (50:30:20)
|
* Время до появления трещин. |
Является активным компонентом, а цинк - средством регулирования скорости и направления реакции. Кривая коррозии латуни при взаимодействии её с серой на начальной стадии вулканизации имеет неустойчивый характер и может быть выражена уравнением:
Х=КЛ п
Где: X - количество реагирующей меди в г; I - время вулканизации в мин.; Кип - константы для каждой конкретной резиновой смеси.
Медь может образовывать с серой два устойчивых сульфида СигБ и СиБ в соотношении 5:3. В процессе вулканизации сначала образуется Си28, который затем может вступать в несколько реакций: взаимодействовать с атомом серы, связанным с каучуком; связываться с каучуком по любой из ненасыщенных связей. Первая реакция возможна при избытке серы в резиновой смеси, вторая - при всех концентрациях серы, но прочность связи при этом невелика из-за образования длинных цепей:
I
В случае третьей реакции образуется структура:
I
Для такой реакции требуется меньшее количество серы и, следовательно, низкая адгезия будет определяться образованием избыточного сульфида. Реакция второго типа имеет место при вулканизации на латуни быстро отверждающихся смесей, ввиду быстрого насыщения реакционных двойных связей серой. На основании этого для достижения высокой адгезии был сделан вывод о необходимости равновесия между скоростями связывания серы с каучуком и латунью [230]. При нарушении этого равновесия, например, при добавлении ультраускорителей, адгезионные характеристики ухудшаются.
Дальнейшее развитие эта теория получила в модели автора работ [231, 232], который изучал продукты реакции на меж - фазной поверхности, состоящие, согласно его данным, главным образом из Сих8, при X равном 1,8-2,0. Первой стадией при возникновении адгезии является образование Сих8. Этот слой может увеличиваться за счет катионной диффузии, то есть переноса ионов металла и свободных электронов через сульфидный слой. На границы поверхности "сера-сульфид” происходит реакция:
8+2е - -> Б2'
А на границе поверхности "сульфид-металл" следующая:
2Си —> 2Си+ + 2е‘
Скорость реакции определяется диффузией Си+ в сульфидном слое. Из-за пустот в решетке Сих8 образуются положительно заряженные отверстия, выступающие как связующие донор- акцепторы. Таким образом, адгезия достигается за счет моно - молекулярного связывания Сих8-8 - каучук. В процессе образования и роста пленки Сих8 освобождается 2 электрона для ионизации серы. Для реакции с радикалом, образующимся в результате термомеханодеструкции каучука [233], требуется один электрон и один ион:
Си+8* —> 8x1-каучук —> Си-8-8х. г каучук то есть радикал серы и каучука может быть легко принят сульфидным слоем со свободными местами в решетке металла. В процессе роста Сих8 радикалы 8-каучук должны быть включены в этот слой. Это означает, что сульфидирование (образование Сих8) и вулканизация (образование радикала 8-каучук) должны осуществляться синхронно.
Количество образовавшегося сульфида меди зависит от содержания меди в покрытии корда, толщины слоя оксида цинка на поверхности латуни, присутствия ингибиторов на поверхности металлокорда и использования в смеси кобальто сод ер - жащих промоторов адгезии. Существует минимальная и максимальная толщина слоя Сих8, соответствующая максимальной адгезии, при нарушении которой адгезия начинает снижаться.
Критический характер зависимости адгезии от содержания меди в латуни объясняется формированием гпБ при малом содержании меди под слоем Сих8, что создает помехи для диффузии меди. Следовательно замедляется образование Сих8 и уменьшается адгезия. Для оптимизации адгезии необходима синхронизация скорости сульфидирования латуни и вулканизации резины. Если реакция сульфидирования идет быстрее или медленнее, адгезия падает.
Наиболее детально механизм адгезии рассмотрен в работах [234-236]. Исследовав поверхность раздела ’’резина - латунь” методами рентгенофотоэлектронной спектроскопии, автор работ определил, что на границе раздела всегда образуется промежуточная пленка, состоящая из продуктов реакции: таких как Сих8, ZnS и ZnO. Сих8 при этом всегда присутствует в избытке. Он предположил, что Сих8 представляет собой нестехиометрическую разновидность сульфида меди и действует как клей, обеспечивающий сцепление металла с резиной за счет каталитического воздействия на реакцию вулканизации. В пленке Сих8 было обнаружено только одно химическое состояние меди, а именно:Си (I). Японские исследователи установили [237], что сера резиновой смеси реагирует с медью, образуя Си8. Затем вступая в реакцию с двойными связями каучука, Си8 переходит в сульфид меди (1):
СН3 СН3
~СН2-С=СН-СН2~ + СиБ ->~СН2-£=£-СН2~ + Н-Б-Ка
Си-Б
Так как Сих8 соединение нестехиометрическое(х=1,97), оно должно содержать некоторое количество элементарной серы на поверхности, что и было доказано. Из этого был сделан вывод о том, что высокая прочность сцепления, наблюдаемая для латуни, есть не что иное, как физическое сцепление серы, находящейся в сшитой структурной сетке каучука с поверхностью Си8. Такие ковалентные связи типа
I
Сами по себе довольно слабые, но могут привести к тому, что прочность сцепления превысит сопротивление раздиру из-за повышенной плотности поперечных связей.
Схематической изображение межфазной пленки в системе каучук-латунь, показывающее механическое взаимосцепление, приведено на рисунке 19.
Полагают, что сцепление Сих8 с полимером посредством связей Сих8-8У несовместимо с кристаллической решеткой Сих8. Более того, такая связь не соответствует наблюдению, что Сих8 увеличивается в результате взаимодействия с молекулами 8у-каучук. Если бы была образована стабильная химическая связь с молекулами Сих8, то рост Сих8 должен был бы сильно замедляться. Теория химической связи не соответствует тому факту, что закись меди не обладает связывающими свойствами, и что сшитые перекисью каучуки не связываются с латунью, покрытой закисью меди, так как в этом случае должны быть образованы связи типа Си2-0-0-каучук. Также по теории химической связи не ясно, почему не образуются связи типа ZnS- 8-каучук или ГеБ-Б-каучук, хотя и цинк, и железо могут образовывать стабильные соединения.
Прямое свидетельство отсутствия химической связи и важности механического сцепления было получено в работе [238], где измельчение нестехиометрического и только что приготовленного Сих8 привело к полному отсутствию адгезии.
Резина Си^/гпЭ 500 А
|
Си1п
Рисунок 19. Межфазная пленка в системе каучук-латунь (схема)
В работах [238-240] было показано, что сульфид меди Сих8, образующийся в процессе вулканизации на поверхности латуни, способен образовывать довольно прочное адгезионное соединение с 1,4-цис-полиизопреновым каучуком в резиновой смеси. Но проблема состоит в том, что слабым местом системы резина-металлокорд является плохое сохранение начального уровня адгезионной прочности связи в различных процессах старения. Вопросам старения резинокордных систем посвящено много работ. Многие авторы рассматривают процесс старения системы с позиций процесса коррозии, которой подвержено латунное покрытие корда [241, 242]. В настоящий момент установлено, что на величину прочности связи и сохранения её в процессе старения существенное влияние оказывает состав и характеристики латунного покрытия [243, 244].
Считается, что для образования прочной адгезионной связи латунное покрытие должно быть однородно, иметь ориентированные, хотя и чрезвычайно малые зерна и быть чистым, гладким и блестящим [245]. Толщина латунного покрытия должна находиться в пределах 0,20 мкм, а оптимальное содержание
меди в покрытии - 69%. Такие латуни обладают лучшим сохранением адгезионных свойств в процессе старения [238]. Ряд авторов отмечают [246], что кобальт или никель в латунированном покрытии (1-3 % от обычного количества Си2п) оказывают положительное влияние на адгезию, замедляя начальный рост сульфида цинка, способствуя тем самым быстрому росту Сих8 на латуни с покрытием из оксида цинка даже при кратковременной вулканизации резинокордных систем.
Адгезионная прочность связи рассматриваемой системы определяется не только структурным составом металлической поверхности, существенное влияние оказывает также и рецептурные факторы. Для каждого конкретного химического состава латунного покрытия существует строго определенный оптимальный вариант резиновой смеси, обеспечивающий максимальную прочность связи, и эти параметры тесно взаимосвязаны.
Результаты исследований влияния рецептуры резиновой смеси на адгезию к латунированному металлокорду носят скорее эмпирический характер, что обусловлено сложностью рассматриваемых систем. Влияние состава смеси на адгезию к корду менее понятно, чем, например, влияние параметров самого металлокорда на адгезию системы.
Было отмечено, что для оптимальной адгезии необходимо высокое содержание серы, однако при этом снижается стабильность таких смесей после теплового старения [247]. Изменение природы ускорителя или соотношения серы к содержанию ускорителя заметно влияет на прочность связи системы.
Авторы работы [248] исследовали влияние количества серы, ускорителя 1-дициклогексил-2-бензотиазолилсульфенамида (ДЦБС), стеариновой кислоты и оксида цинка на адгезию резиновой смеси. Было установлено, что наилучшими для высокой прочности адгезионной связи являются составы резиновых смесей с высоким содержанием серы и отношением серауско- ритель не менее 4.
Отличия между резиновыми смесями с различным содержанием серы определяются составом пленки CuxS и ее адгезией к латунной подложке. Плохие пленки CuxS, образованные с помощью смесей с низким содержанием серы, характеризуются более низким отношением S/Cu и состоят из более крупных зерен, чем хорошие пленки. В таких пленках при старении ускоряется процесс диффузии Zn2+ через пленку CuxS к поверхности и прочность связи падает.
В работе [249] показано, что сульфенамидные ускорители, полученные из вторичных аминов с пространственно затрудненными заместителями, обеспечивают лучшие адгезионные свойства. Это связано с тем, что разветвленная природа таких ускорителей в течении индукционного периода вулканизации обусловливает реакцию меди только с ограниченным количеством серы, имеющейся в резиновой смеси. Отмечают, что любые факторы, уменьшающие индукционный период, существенно снижают адгезионную прочность. Таким образом, при разработке рецептов резиновой смеси необходимо обеспечивать одновременно минимальную продолжительность процесса вулканизации и максимальную продолжительность индукционного периода при температуре переработки [250].
В соответствии с настоящими представлениями по обеспечению и сохранению адгезии, наилучшей состав резиновой смеси достигается при уровне содержания серы 4-6 масс. ч., введении сульфенамидных ускорителей вулканизации (ЦБС, ОБС, ДЦВС, ТББТС) и соотношении содержания серы: ускоритель составляющий минимум 4. Кроме того в смеси должно быть высокое содержание оксида цинка (до 10 масс. ч.), низкая концентрация стеариновой кислоты (менее 1 масс. ч.) и высокое содержание никель - или кобальтсодержащих нерастворимых активаторов адгезии, которые способны предохранять от коррозии также и сталь [251, 252].
Когда стало ясно, что потеря адгезии связана с нежелательным эффектом коррозии, исследования были направлены на контроль такой коррозии с помощью специальных добавок к резиновым смесям, получивших название промоторов адгезии [253-255].
Детальный механизм действия промоторов адгезии в резиновой смеси был предложен в [234]. Металлорганические соли кобальта проявляют два независимых друг от друга эффекта: ускоряют вулканизацию и увеличивают плотность поперечных связей для резиновых смесей с высоким содержанием серы. Другое действие солей кобальта заключается в участии в реакции замещения на поверхности латуни и образовании неорганических ионов Со2+ на межфазной поверхности в процессе вулканизации. Ионы Со2+ внедряются в пленку оксида цинка при умеренных температурах перед образованием сульфидной пленки. Вероятно их присутствие в виде ионов Со3+, так как хорошо известно, что трехвалентные ионы металла в решетке оксида цинка уменьшают его удельную электропроводность и скорость диффузии ионов Zn2+ через по - лупроводящую пленку. При внедрении в оксид цинка перед началом сульфидирования значительного количества Со3+, образование и миграция ионов Zn2+ к поверхности замедляется. Однако диффузия включенной металлической меди к поверхности не нарушается, так как ионы Си+ мигрируют не промежуточно, а преимущественно вдоль границ зерен слоя оксида цинка [256]. Следовательно, при введении солей кобальта начальное образование сульфида цинка на поверхности корда подавляется и стимулируется быстрое образование Сих8, что видно из рисунка 20.
При высоких концентрациях кобальта в смеси, в присутствии влаги на поверхности слоя ZnO, образуется пленка металлического кобальта, представляющего собой активную по-
Рисунок 20. Механизм замедления образования ZnS и стимулирования образования Сих8 при низких концентрациях кобальта и ускорения коррозии латуни при высоких концентрациях кобальта в смеси, верхность для восстановления кислорода. В таких условиях процесс отделения цинка заметно ускоряется и нарушается целостность межфазной пленки; ионы меди и цинка мигрируют в смесь. Следовательно, для окончательной защиты в паровой среде необходимо небольшое количество растворимых солей кобальта [257]. В то же время металлический кобальт на поверхности благоприятен для адгезии, так как он переходит в Сох8у, который вместе с ZnS образует сульфидную смесь достаточной толщины и пористости для обеспечения прочного сцепления с резиновой смесью. В таких условиях требуется влага в смеси для протекания реакции образования сульфидной пленки Ъ&/ Сох8у. По мнению автора работы [234] кобальт в смеси выступает в процессе вулканизации как ингибитор всех процессов коррозии латуни, кроме коррозии её серой. Именно этим и обеспечивается устойчивость резиновых смесей, содержащих промоторы на основе кобальта, к старению в атмосфере пара. Начальная адгезия повышается вследствие того, что кобальт увеличивает плотность поперечных связей, а образующийся на поверхности раздела резина-металл сульфид кобальта имеет хорошие связующие свойства, аналогичные свойствам сульфида меди Сих8. Внедрение ионов в латунное покрытие делает его менее чувствительным к различным видам коррозии, в том числе и действию аммиака, образующегося при распаде уротропинового компонента [258]. В этом выражается синергизм действия таких систем как РУ и кобальтосодержащий промотор адгезии [259,260]. При этом кобальтосодержащие промоторы увеличивают индукционный период вулканизации, ускоряют реакцию взаимодействия серы с ускорителем и структурирование каучука.
Существенным недостатком большого числа кобальтосодержащих промоторов адгезии является необходимость использования кобальта в комбинации с высоким содержанием серы, что отрицательно влияет на термостабильность вулканизационной сетки и динамическую прочность соединения.
Влияние растворимых солей никеля должно быть подобно действию солей кобальта в смеси. Реакции одинаковы, но протекают они с разной скоростью. В случае никеля не создается помех вулканизующей системе смеси. Соли никеля более стабильны, поэтому ионы №2+ или №3+образуются не так легко, как Со2+, но в случае образования они обладают аналогичным замедляющим действием. Ионы №24/№3+ легче диффундируют в решетке оксида цинка, поэтому для насыщения слоя оксида цинка требуется более высокая концентрация этих ионов. Образующийся при вулканизации сульфид никеля №х8 дает более гомогенную пленку с ZnS и Сих8 на поверхности корда, которая сильно обогащена серой. Это повышает адгезию между различными слоями пленки, обладающей повышенной адгезией к металлической подложке [234].
Никель не является таким активным катодом, как кобальт, поэтому он не будет ускорять коррозию латуни при высоких концентрациях, тем более что никель образуется на поверхности латуни не так легко. Из этого следует, что подобранные соли никеля будут эффективны для сохранения адгезии при старении в среде пара и в солевой среде, а улучшение начальной адгезии в данном случае связано с их более трудным разложением [255, 256, 260, 261, 262]. Соли никеля оказывают менее выраженное влияние на химию каучука по сравнению с солями кобальта.
Таким образом, представляется перспективным для повышения уровня адгезии использовать соли никеля, адсорбированные на поверхности неорганических носителей.