Переработка промышленных отходов
История возникновения отходов и характеристика современной экологической обстановки
На ранних этапах развития человеческого общества антропогенное воздействие на природу было незначительным. Загрязнение окружающей среды вызывалось в большей степени естественными природными процессами: извержением вулканов, »емлетрясениями, лесными пожарами и другими природными катаклизмами. Подобные явления носили обратимый характер и проходили без каких-либо серьезных последствий для развития жизни на Земле.
С появлением промышленного производства металлов, гончарных и стекольных изделий, соды, мыла, красителей, текстильных материалов, пороха количество образующихся промышленных отходов резко возросло, т. к. создававшиеся технологии были рассчитаны на максимальное получение товарного продукта при минимальной его стоимости.
Экономическое несовершенство этих технологий оказалось унаследованным современным производством. Например, без принципиальных изменений более 80 лет сохраняется технология получения азотной кислоты, 90 лет — аммиака, 100 лет — соды, 115 лет — сульфатной целлюлозы, 130 лет — мартеновской и бессемеровской стали. Некоторые применяемые до сих пор технологии (выплавка чугуна, выделка кожи, стекловарение) известны давно, но в сущности не претерпели значительных изменений.
Развитие капитализма способствовало появлению новых отраслей промышленности при одновременной концентрации уже существующих производств. Промышленные монополии в погоне за прибылью интенсифицировали производство различной продукции, не задумываясь о вредном воздействии отходов производства на окружающую среду.
Большое количество отходов промышленного, сельскохозяйственного и бытового происхождения, образующихся в наше время, нарушило равновесие, при котором природа успешно справлялась с переработкой отходов с помощью бактерий, воды, воздуха и солнечного света.
Начиная с древнейших цивилизаций, с появлением крупных поселений и городов человек уделял внимание обработке твердых отходов.
Еще в древние времена на Крите (от 3000 до 1000 г. до н. э.) твердые отходы помещали в большие ямы и пересыпали через определенные промежутки слоями земли. Сбор и удаление отходов на свалки в основных чертах просуществовали до XIX в. Конечно, выбрасывалось на свалку только то, что невозможно было использовать. В Европе отходы применяются в течение нескольких веков. В России текстильные отходы используются с начала XVIII в.: в 1714 г. Петр I издал Указ о сборе и доставке в Санкт-Петербург холщевого вторичного сырья для производства бумаги.
В 1874 г. в Англии появилась первая печь для сжигания мусора. Это было связано с последствиями промышленной революции и появлением отходов с высокой теплотворной способностью. В 1914 г. в этой стране было построено уже 200 печей для сжигания отходов, из них 65 были снабжены парогенераторами для получения энергии, т. е. уже тогда тепло, выделяющееся при сжигании отходов, утилизировалось.
Впервые сортировка отходов, их обработка и максимальное извлечение из них полезных материалов были организованы в США в 1898 г. Отходы начали классифицировать, собирать и складировать раздельно по видам.
На пороге третьего тысячелетия научно-техническая революция определила гигантский рост материальных и духовных возможностей человека, качественный скачок в развитии производительных сил, но она же “наделила” человечество проблемами, от решения которых зависит существование человека, выживание его как биологического вида. Развитие науки и техники, транспорта и сельского хозяйства привело к тому, что экологические катастрофы создают кризисные ситуации для всего человечества. Противоречия между развитием человеческого общества и ограниченными ресурсами среды, ее возможностями саморегенерации становятся все более существенными, долговременными и труднопреодолимыми.
В настоящее время необходим переход к качественно новому решению вопросов, связанных с охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов. Это требует коренной перестройки практики природопользования и управления развитием потребностей в незагрязненной среде.
Глобальный характер деградации окружающей среды позволяет рассматривать этот процесс как результат действия объективных законов взаимодействия природы и общества.
Регулирование использования природных ресурсов осложняется еще и противоречием между сегодняшними задачами и проблемами будущего развития.
Решая сегодняшние задачи, человек использует природные ресурсы на благо современному обществу неизбежно в ущерб будущему развитию. Развитие современного общества входит в противоречие с выживанием будущих поколений. Осознание противоречий есть необходимое условие их разрешения.
Представления об экстенсивном и интенсивном характерах развития экономики и производительных сил, об экологической безопасности, о связи проблем окружающей среды с экономическим развитием можно рассматривать как важнейшие признаки этого осознания. Но одного осознания проблем недостаточно для их решения.
Сегодня производственная деятельность человека связана с использованием разнообразных природных ресурсов, которое сопровождается изменением их состояния и объемов. Снижение их качества и (или) уменьшение их количества означает ухудшение состояния ресурсов.
Подсчитано, что на производство промышленной продукции расходуется всего 1/3 потребляемых сырьевых ресурсов, а 2/3 утрачивается в виде побочных продуктов и отходов. На технические нужды ежегодно расходуется из атмосферы 6 млрд. тонн кислорода, что составляет 12 % от вырабатываемого биосферой планеты. Усиление техногенного воздействия на природную среду уже породило ряд экологических проблем, связанных с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.
Ежегодно промышленные предприятия всех стран мира выбрасывают в атмосферу: углекислого газа — 20 млрд. т; оксида углерода — 200 млн. т; диоксида серы — 200 млн. т; оксидов азота — 50 млн. т; фреонов — 1 млн. т; свинца — 0,4 млн. т; пыли — 250 млн. т; золы — 200 млн. т.
В общем виде воздействие человека на биосферу определяется следующими факторами:
1. Синтезом множества (более 10 млн.) веществ, отсутствующих в природе и обладающих качествами, не свойственными природным соединениям.
2. Строительством широкой сети газо - и нефтепроводов, других транспортных артерий и массовым транспортированием разнообразного сырья из районов добычи в районы переработки, сопровождающимся его рассеиванием и расширением регионов загрязнения.
3. Интенсивным развитием энергетики, использующей для выработки энергии углеводородное сырье, при сжигании которого выделяются в большом количестве загрязняющие биосферу вещества.
4. Освоением методов проведения управляемых ядерных реакций, приведшим к широкому использованию радиоактивных материалов и загрязнению ими биосферы.
5. Развитием транспорта, при эксплуатации которого выделяется большое количество токсичных отходов.
6. Интенсификацией сельскохозяйственного производства, сопровождающейся использованием на полях удобрений, гербицидов и пестицидов.
7. Расширением металлургической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности, производящих в массовом количестве химически активные отходы производства.
По мнению специалистов происходящее антропогенное загрязнение атмосферы в обозримом будущем окажет большое влияние на генетические процессы многих видов. Но уже сейчас оно является причиной таких заболеваний человека, как бронхит, астма, аллергия, рак и др.
Одной из основных глобальных проблем стала угроза возникновения парникового эффекта вследствие загрязнения атмосферы диоксидом углерода, образующимся в процессе сжигания углеродсодержащего топлива: угля, бензина, природного газа, дров и т. д. По различным оценкам специалистов, опасный порог содержания диоксида углерода в атмосфере (0,045 %) будет достигнут к 2030 либо к 2050 г., что приведет к возникновению парникового эффекта в 2050 или в 2090 году соответственно. В начале XX в. содержание диоксида углерода в атмосфере составляло
0, 03 %. При удвоении его содержания температура атмосферы поднимется на 2—4 °С в среднем, но со значительными отклонениями, что приведет к подъему уровня мирового океана на 1 м.
Россия не является лидером по потреблению энергии в пересчете на одного человека. Больше всех энергии потребляет Канада: 14 т условного топлива на человека в год. Далее со
Значительным отрывом идут США — 11 т. Россия же потребляет только 6,5 т условного топлива на душу населения в год, что составляет всего 40 % от необходимого ей количества с учетом более северного положения большинства ее территорий по сравнению с другими странами. Для того, чтобы сохранить роль великой державы, Россия должна наращивать энерговооруженность.
Загрязнения, поступающие в атмосферу, возвращаются на Землю с осадками и попадают в водоемы и почву. Наряду с этим реки, озера и моря загрязняются сточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Вода — самый важный строительный материал любого живого организма, она необходима везде, где существуют земные формы жизни. Вместе с тем вода — незаменимый технологический материал для промышленного производства, например, для выплавки 1 т стали требуется более 100 т воды. Человечество ежегодно расходует 7—8 млрд. т минеральных ресурсов и такое же количество воды ежедневно.
Учитывая, что объемы неконтролируемого сброса загрязненных промышленными стоками вод в реки и закрытые водоемы составляют 600 — 700 млрд. м3 в год, можно понять, что водные ресурсы во многих странах стали остродефицитными. А ведь еще не так давно человечество рассматривало гидросферу как неисчерпаемый источник ресурсов.
Одними из главных загрязнителей гидросферы стали нефтепродукты. Загрязнение мирового океана нефтью и нефтепродуктами достигло уже 1/5 его общей поверхности. В результате аварий судов, промывки резервуаров танкеров, утечек нефти при добыче ее в шельфовой зоне ежегодно в воды океана попадает 12-15 млн. т нефти.
Нефтяная пленка приводит к гибели оплодотворенной икры, нарушает процессы фотосинтеза и выделения кислорода, осуществляемого фитопланктоном, в результате чего происходит нарушение газо - и влагообмена между атмосферой и гидросферой.
Огромную нагрузку в результате деятельности человека испытывает и литосфера. Практически все полезные ископаемые вместе с содержащими их породами извлекаются из недр земли. Кроме того, подземная среда используется для строительства (размещение производств, прокладка коммуникаций, создание хранилищ и т. д.). Поверхностные накопители промышленных отходов и сточных вод в результате несоблюдения правил складирования и захоронения отходов наносят большой ущерб флоре и фауне этих регионов, влияя на динамическое равновесие биосферы.
Нерациональное использование удобрений (особенно азотных) и пестицидов в некоторых регионах приводит к необратимым изменениям всей биосферы.
В почву, самоочищение которой происходит медленно, попадает огромное количество отходов. Накапливание токсичных веществ приводит к постепенному изменению химического состава почв, нарушению единства геохимической среды и живых организмов.
Любое загрязнение литосферы твердыми отходами может вызвать загрязнение подземных вод.
Антропогенные факторы ускоряют протекание многих биосферных процессов в окружающей среде по сравнению с их ходом в естественных природных условиях.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что антропогенное воздействие на природу вызывает следующие проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды:
1. Возможное изменение климата вследствие поступления в атмосферу техногенного тепла, углекислого газа и аэрозолей.
2. Нарушение озонового слоя Земли за счет поступления в атмосферу фреонов, оксидов азота и других соединений.
3. Биологические последствия загрязнения биосферы радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами.
4. Биологические последствия, связанные с загрязнением мирового океана речными стоками, морским транспортом, продуктами техногенного происхождения, содержащимися в атмосферных осадках.
Мы стоим на пороге очередного важного эволюционного события, которое определит развитие жизни на Земле: либо произойдет дальнейшее ухудшение существующего состояния биосферы, следствием которого будет вымирание большинства видов, либо мы научимся контролировать свои потребности и сохраним существующую экологическую систему, в которой будет соблюдаться равновесие между всеми обитающими на Земле видами, и пойдем по пути совершенствования своих духовных и интеллектуальных способностей.
События, изменяющие ход эволюции на Земле, происходят в среднем раз в 100 млн. лет. Мы живем именно в такую переломную эпоху, и земляне должны сделать выбор: либо создать условия для сохранения экологической системы, либо в ближайшие 50 лет стать очевидцами и участниками катастрофы.
Экологический кризис, переживаемый человечеством в конце XX в., требует критического пересмотра ценностей научно-технической революции и определения приоритетных задач предстоящего периода общественного развития с целью более рационального природопользования.
Настоящий период войдет в историю как эпоха перелома в общественном сознании, заключающегося в осознании факта ограниченности природных ресурсов и уязвимости окружающей среды. Реальная угроза истощения материальной основы хозяйства и разрушения биосферы должна определять наши действия и на местном, и на мировом уровнях.
Необходимо, чтобы природоохранная деятельность стояла наряду со здравоохранением на первом месте в ряду приоритетов политики государства. Это по сути дела означает сформулированный акад. Н. Н.Моисеевым “экологический императив” общественного развития. Его выполнение необходимо в плане как выживания нации, так и реализации стратегии ускорения научнотехнического прогресса. Не решая эффективно экологические проблемы, мы разрушаем природный, а значит, продовольственный, сырьевой и вообще экономический потенциал общества.
Понимание возникающих противоречий между производительными силами и производственными отношениями является основой устойчивого развития человеческого общества и создания совместимой с развитием окружающей среды материальнотехнической базы общества.
Центральной проблемой такой стратегии остается роль человека во взаимоотношениях общества и природы. Необходимо особо выделить в качестве одного из приоритетов стремление к достижению качественно новой экологической культуры человечества, адекватной современной ситуации и направленной на перерастание ее в устойчивые нормы общественного, коллективного и индивидуального поведения.
В нашей стране экологическая ситуация может считаться одной из самых неблагополучных в экономически развитой части планеты. Достаточно отметить, что 16 % территории, занятой населением 50—70 млн. человек, признано зоной экологического бедствия. Каждый десятый город имеет высокий уровень загрязнения основных природных сред, причем среди них все города, включая Москву и Санкт-Петербург, с населением больше 1 млн. человек. В России ежегодно образуется 270 млн. т газообразных отходов, более 60 млрд. т сточных вод, из которых около 41 % относятся к категории загрязненных, и 7 млрд. т твердых отходов. Только бытовых твердых отходов ежегодно вывозится на свалки и полигоны более 130 млн. т, под складирование которых занято 250 тыс. гектаров земельных угодий. А всего на учтенных свалках накоплено 65 млрд. т твердых отходов.
Как известно, в последние годы произошел значительный спад объемов производства и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Несмотря на это, качественного изменения экологической обстановки в стране не произошло, а по ряду показателей она продолжает ухудшаться. В частности, все более острой становится проблема утилизации и обезвреживания токсичных отходов: более половины из них вывозится в необработанном виде на свалки, которые зачастую для этого не приспособлены и не отвечают природоохранным требованиям.
Около половины населения России используют для питья воду, не соответствующую санитарным нормам. Концентрации токсичных веществ в атмосферном воздухе 208 городов страны, в которых проживает 43 % населения, превышают предельно допустимые нормы.
Наибольший вклад в загрязнение среды обитания вносят предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, стройиндустрии, целлюлозно-бумажной промышленности и т. д.
При бездумном расхищении потенциала, дарованного нам природой, мы находимся в состоянии хронического сырьевого и топливно-энергетического дефицита, особенно обострившегося в последнее время из-за заметного сокращения добычи нефти и перерасхода материальных ресурсов на единицу конечного общественного продукта.
Анализ показывает, что в России имеются гигантские резервы ресурсосбережения: наша страна потребляет на единицу валового внутреннего продукта (ВВП) нефти на 36 %, угля — на 56 %, газа — на 42 %, стали — на 138 % больше, чем США.
Ресурсоемкость единицы ВВП в России почти в два раза выше, чем в США, и примерно в четыре раза выше, чем в Западной
Европе. Это означает, что в общее загрязнение окружающей среды Россия вносит примерно такой же вклад, как США и Западная Европа, значительно уступая им по объему ВВП. Отсюда справедливое беспокойство мирового сообщества по поводу экологической ситуации в России.
За последние 15 лет в индустриально развитом мире совершилась настоящая революция в ресурсосбережении и были достигнуты значительные успехи в снижении уровня загрязнения окружающей среды. В России, к сожалению, положение в области ресурсосбережения практически не изменилось, а экологическая ситуация заметно ухудшилась. Следует признать, что определенную роль в ресурсорасточительности нашего хозяйства в какой-то мере играет богатство природных недр страны, малая зависимость России от импорта сырья и энергоносителей.
Необходимо наведение элементарного порядка в хранении, перемещении и использовании сырья и энергии, а также стимулирование создания новой ресурсосберегающей техники и технологии. Важную роль должны сыграть структурные сдвиги в экономике и широкое рециклирование большинства промышленных материалов.
Особо тяжелая экологическая обстановка сложилась в Москве. К настоящему времени Московский регион стал одним из крупнейших урбанизированных регионов мира. Здесь на 0,3 % территории России проживает 10 % населения. Рост Москвы как крупнейшего промышленного центра обусловил возникновение сложных экологических проблем. Анализ всех аспектов экологического состояния городской среды показывает, что город находится в критической экологической ситуации. За последние годы заболеваемость органов дыхания у детей увеличилась на 20 %, гормональных и имунных расстройств — на 24 %, постоянно растет число врожденных уродств, по которым Москва держит первое место в стране.
Наиболее неблагоприятным экологическим фактором в Москве является загрязнение воздуха. Без уменьшения загрязнения воздуха, в первую очередь от стремительно нарастающего количества автотранспорта, невозможно улучшить экологическую обстановку в городе.
Москва сбрасывает 10 % всех сточных вод России. Водо - потребление в городе на душу населения — самое большое в мире.
Одна из самых злободневных проблем города — промышленные и бытовые отходы. В городе отсутствует индустрия переработки промышленных и бытовых отходов. Площадь, занимаемая в черте города несанкционированными свалками, оценивается в 900 га, в ближайшем Подмосковье — несколько тысяч гектаров. Особенно острой проблемой является отсутствие в городе предприятий по сбору и обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Сегодня, как бы ни была законопослушна администрация московского предприятия, как бы она ни хотела сдать на переработку токсичные отходы, сделать этого она не может. Поэтому сотни тонн растворов, жидкостей, отработанных масел, лаков и красок и т. п., включая сильно действующие ядовитые вещества, в конце концов попадают в грунтовые воды и канализацию.
Правительством Москвы проводится значительная работа по улучшению экологической обстановки в городе. В Москве действует несколько федеральных, отраслевых и городских экологических программ, имеются экологические разделы во всех научно-технических программах, принятых городом.
Московским городским комитетом охраны окружающей среды совместно с другими департаментами правительства, специалистами академических и отраслевых институтов проанализированы различные аспекты экологических проблем города и подготовлена Комплексная экологическая программа, утвержденная постановлением правительства Москвы. Началось строительство современного завода по обезвреживанию и утилизации токсичных промышленных отходов, запланировано строительство еще нескольких таких заводов, много внимания уделяется улучшению дорожного строительства и правильной организации дорожного движения.
Важнейшей задачей государства является создание нормативно-правового, экономического и общественно-политического механизмов управления природопользованием.
Нормативно-правовой механизм должен обеспечить развитие всех сфер общественного производства в соответствии с реальным состоянием ресурсов и условий окружающей среды. Основными средствами его реализации являются система норм состояния и допустимых воздействий на окружающую среду, система норм и стандартов использования ресурсов, экологическая экспертиза, система законодательных актов, определяющих правовую ответственность ресурсопользователя.
Современный уровень нормирования и контроля за состоянием природной среды неэффективен. Контрольные органы и предприятия не обеспечены современными нормами, приборами и средствами контроля, что резко снижает его надежность и достоверность. Существующие стандарты, определяющие контроль за состоянием природной среды и допустимые воздействия на нее, не имеют достаточного социально-экономического обоснования, а для многих предприятий и видов воздействий нормативы и стандарты не установлены вообще. Поэтому необходимо создание системы современных стандартов качества природной среды и предельно допустимых воздействий на нее, а также сети стационарных и передвижных постов экологического мониторинга, оснащенных приборами и системами автоматизированного контроля за расходованием природных ресурсов, выбросами и сбросами вредных веществ, их содержанием в атмосфере, водных источниках, почве, растениях и продуктах питания. Организационной основой нормативно-правового механизма должна стать единая государственная система нормирования, контроля и управления природопользованием.
Экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды должен обеспечить прогрессивное развитие и внедрение ресурсосберегающих, малоотходных технологических процессов, комплексных безотходных производств. Он должен способствовать созданию и внедрению экологичной техники, экологически обоснованному размещению производительных сил, перераспределению материально-технических и трудовых ресурсов в приоритетные сферы рационального природопользования, развитию адекватных научных знаний и образования. Основными средствами реализации такого механизма должны стать: политика в области ценообразования, плата за пользование природными ресурсами, экономическое стимулирование предприятий через систему налогообложения и государственных дотаций и инвестиций.
Общественно-политический механизм должен обеспечить решение вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды путем воспитания и экологического образования населения страны, повышения личной ответственности каждого гражданина за состояние окружающей среды.
В качестве обобщенных целевых эколого-экономических показателей программы восстановления отечественной природной среды могут быть приняты: повсеместное достижение, а затем и ужесточение нормативных уровней чистоты окружающей среды по всем сферам (атмосфера, гидросфера, литосфера); стабилизация забора воды из природных источников по стране в целом на уровне 320—340 куб. км в год, что обеспечивается примерно двухкратным снижением водоемкости общественного производства; снижение потерь почв от антропогенной эрозии на всей площади государственного земельного фонда до уровня, соответствующего масштабам естественного состояния почв (0,5—3,0 т/га в год в зависимости от типов почв); сокращение площади пашни в районах интенсивной распашки до экологически допустимых пределов (40—60 % всей территории); снижение площади нарушенных земель до технологически допустимого минимума (1,5—2 млн. га, включая торфоразработки); создание около 8 млн. га полезащитных и противоэрозионных и 8 млн. га пастбище-защитных и мелиоративно-кормовых насаждений; комплексное, малоотходное и безотходное использование минерально-сырьевых ресурсов, обеспечивающее размер потерь при добыче и переработке не более 2—25 % (в зависимости от вида ресурса); доведение площади природных охраняемых территорий всех видов до 10—15 % (в том числе 6 % строго охраняемых) всей земельной площади России с созданием экологически обоснованной системы таких территорий во всех регионах страны; увеличение и улучшение ресурсов дикой флоры и фауны и других биологических ресурсов на территории России, включая повышение лесистости в малолесных районах, повышение доли хвойных и других ценных лесных пород и размера среднего запаса леса на лесопокрытых площадях, увеличение видового разнообразия животного и растительного мира, обеспечение условий для естественного воспроизводства редких и исчезающих биологических видов и других дикорастущих растений, наземных позвоночных и беспозвоночных, а также рыб и других биологических объектов в естественных водоемах и водохранилищах; осуществление комплекса мероприятий по резкому снижению риска и ущерба от катастрофических социально-экологических ситуаций (аварий на экологически опасных объектах, стихийных бедствий и т. д.).
Достижение указанных целей могло бы стабилизировать состояние окружающей среды и ее санитарно-гигиенические показатели. Естественно, что осуществление этих целей потребует увеличения капиталовложений на охрану окружающей среды и рациональное природопользование.
Полномасштабная программа восстановления природной среды и внедрения природоохранных, ресурсо - и энергосберегающих технологий в России требует сотни триллионов рублей.
Проект одобренной правительством России федеральной целевой программы “Отходы” нацелен пока только на то, чтобы хотя бы сдержать дальнейшее ухудшение экологической обстановки.
Цель программы — проведение единой государственной политики в сфере комплексной переработки, транспортировки, утилизации, безопасного хранения и обезвреживания производственных и бытовых отходов.
Программа пока касается твердых отходов, а также отходов, улавливаемых защитными сооружениями. При ее выполнении должны быть разработаны правовые, экономические, методические, научно-технические и организационно-управленческие основы системы обращения с отходами. В рамках Программы намечено выполнить 156 пилотных проектов малоотходных технологий, а также производств по обезвреживанию, вторичному использованию и захоронению отходов. В среднем проекты могут окупиться за три года. Реализация этой программы и эффективность коренной перестройки в деле охраны природы и рационального природопользования во многом зависят от политики распределения государственных капиталовложений.