ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оы познакомились с различными двигателями внутрен - него сгорания, объединёнными одной общей чертой: в них сжигание топлива происходит в самом двигателе. Подведём заключительные итоги.
Наша Родина имеет бесспорное первенство в создании и в применении на практике первых в мире двигателей.
В далёкой Сибири родилась первая паровая машина Ползунова. В России были созданы первые нефтяные двигатели; здесь они были установлены на первый теплоход и на первый тепловоз. В Калуге жил и работал гениальный учёный Циолковский, создавший реактивный двигатель.
Посмотрим же теперь, какое место в нашей жизни заняли сейчас двигатели внутреннего сгорания.
Все двигатели внутреннего сгорания по своему назначению могут быть разбиты на пять групп: стационарные, судовые, железнодорожные, автотракторные и авиационные.
Многие электростанции, фабричные, заводские и колхозные установки — все они работают на двигателях внутреннего сгорания. В основном — это дизели мощностью от 20 до 1 500 лошадиных сил.
В районах, богатых газом, применяются газовые двигатели средней и большой мощности.
Чаще применяются дизели в качестве судовых двигателей. Основным достоинством теплоходов является то, что они потребляют горючего в четыре раза меньше, чем пароходы.
Мощность дизелей современных теплоходов колеблется от 20 до 10 000 лошадиных сил.
Большое значение приобретают дизели для железнодорожного транспорта. Дело в том, что коэффициент полезного действия паровоза очень мал: он не превышает 6—10 процентов; тепловоз же с дизелем выгоднее его в три-четыре раза: его коэффициент полезного действия — 25—30 процентов.
Учитывая, что одна пятая часть всего добываемого каменного угля сжигается в топках паровозов, можно представить себе всю выгодность внедрения тепловозов.
Дизели тепловозов имеют мощность до 2 ООО лошадиных сил.
В автомобильном хозяйстве наибольшее применение получили бензиновые двигатели внутреннего сгорания, однако в последние годы на тракторах, а частично и на грузовых автомобилях начали широко применяться дизели благодаря своей экономичности и простоте.
Большее место заняли бензиновые двигатели и дизели в танковой промышленности.
В настоящее время широко применяются и так называемые газогенераторные автомобили. В газогенераторе твёрдое топливо — дрова, уголь, солома — превращается в газ, и на этом газе работает обычный бензиновый мотор, после небольшой его переделки.
Теперь это дело настолько освоено, что газогенераторные двигатели на многих участках народного хозяйства получили почти равные права с бензиновыми.
В авиации до самого последнего времени поршневые бензиновые моторы были единственной движущей силой. Однако в последнее время в авиационную практику настойчиво входят авиадизели.
В последние годы войны в авиацию пришли новые двигатели внутреннего сгорания: реактивный и газовая турбина. Это — моторы исключительно больших мощностей. Они позволили сильно повысить скорость самолётов. Современные реактивные самолёты уже летают со скоростью, близкой к скорости распространения звука в воздухе (около 1 200 километров в час).
Сейчас трудно говорить о будущем конкретно, но освоение атомной энергии сулит двигателям ещё более заманчивые возможности.
Возможность применения этой энергии для реактивных двигателей космических кораблей грядущего предусмотрел основоположник теории реактивного движения Константин Эдуардович Циолковский. Говоря об огромнейших мощностях реактивных двигателей, необходимых для того, чтобы космическая ракета смогла преодолеть земное притяжение, Циолковский писал:
«Энергии взрывчатых веществ оказывается далеко недостаточно, чтобы хотя им самим приобрести скорость, освобождающую их от земного тяготения... Разложение атомов есть источник огромной энергии. Эта энергия в 400 ООО раз больше самой мощной химической энергии».
В свободной Стране Советов имеются все условия для широчайшего применения всех типов двигателей внутреннего сгорания. Мы обладаем большими запасами нефти и газа, мы имеем мощную машиностроительную промышленность, у нас есть прекрасные конструкторы. Люди нашей свободной страны имеют все возможности, силы и энергию безгранично развивать технику на благо Отчизны.
С каждым днём множатся успехи наших моторостроителей, работу которых поддерживают Партия и Правительство, достижения которых высоко ценит советский народ. Достаточно взглянуть на список лауреатов Сталинских премий истекшего года, отмеченных за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы, чтобы увидеть большое количество изобретателей и производственников, успешно работающих над двигателями внутреннего сгорания, над их применением и усовершенствованием.
Мы видим здесь выдающегося конструктора авиационных двигателей В. Я. Климова с группой сотрудников-, награждённых Сталинской премией за создание нового двигателя. Мы встречаем здесь директора Московского автозавода им. Сталина И. А. Лихачева и главного инженера Горьковского автозавода им. Молотова В. Н. Тахта - рова с группой инженеров, отмеченных премией за разработку метода перевода поточного производства на выпуск новой модели автомашины без прекращения выпуска продукции. Мы находим здесь группу инженеров во главе с Е. И. Артемьевым, удостоенных высокой награды за создание семейства дизель-моторов. Наконец, Сталинскими премиями отмечены инженеры, создавшие грузовой дизельный автомобиль ЯАЗ-200 и грузовой автомобиль ЗИС-150. Советские грузовые автомашины по
Своим качествам стоят в ряду лучших в мире автомобилей.
Все эти выдающиеся работы, связанные с двигателями внутреннего сгорания, выполнены только за один 1948 год! Они красноречиво говорят нам не только о создании новых машин и моторов в разных областях техники, но и об усовершенствовании их промышленного производства, характеризуя живую связь нашей науки с производством.
В этом — причина того, что по многим двигателям мы уже занимаем ведущее место в мире, в этом — залог наших будущих успехов.
Моторостроение нашей страны, развивающееся под руководством нашей партии, по прямым указаниям Великого Сталина, ускоряет наше победоносное движение к коммунизму.
Цена 90 коп.