ТЕХНИКА НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА
ТРАНСПОРТЁРЫ И КАНАТНЫЕ ДОРОГИ
Как и многие машины, транспортёры были изобретены в России. Первый ленточный транспортёр был построен Александром Лопатиным ещё в 1859 году; он приводился в движение силой воды и применялся для подачи золотоносного песка к золотопромывочной машине. Это была холщовая лента длиной около 65 метров, скреплённая по краям с верёвочными канатами. На одном
Рис. 20. Транспортёр. |
Конце транспортёра рабочие лопатами насыпали золотоносный песок, а у другого её конца находилась золотопромывочная машина.
Транспортёр Лопатина, названный им «песковозом», заменял лошадей, которые подвозили песок на телегах. Позднее он был усовершенствован русскими инженерами Писаревым и Абрамовым. Холщовая лента была заменена металлической, укреплённой на двух стальных цепях. Через каждые четыре аршина к ленте было прикреплено колесо, катящееся по деревянным рельсам.
Для современных ленточных транспортёров лента изготовляется из прорезиненного материала. Передвижение её осуществляется при помощи электродвигателей.
Транспортёры часто применяются для перемещения сыпучих и твёрдых тел. Например, на строительствах зданий с помощью ленточных транспортёров наверх подаются кирпичи.
На Великих стройках коммунизма созданы гигантские лепты транспортёров, тянущиеся на несколько километров.
Такие транспортёры влервые в истории техники были применены на строительстве Волго-Донского судоходною канала имени В. И. Ленина. Ленточные транспортёры служили здесь для перемещения щебня на бетонные заводы-автоматы.
А вот другое интересное применение машин-транспор - тёров на Великих стройках коммунизма: они «мостят» камнем подводные части откосов каналов. Конечно, здесь транспортёры выполняют лишь часть работы за человека, они только сбрасывают камень в воду. Вторую половину работы выполняют водолазы — камень, сброшенный транспортёрами в воду, они разравнивают и укладывают на место.
Другим интересным видом транспорта, несколько похожим на транспортёры, являются подвесные канатные дороги. Такие дороги можно видеть на многих наших рудниках и заводах. В некоторых случаях этот вид транспорта очень удобен и выгоден.
Канатные дороги нашли себе применение и на Великих стройках коммунизма для переброски грузов через Волгу. Например, там, где строится гигантская плотина Куйбышевской гидроэлектростанции, теперь над Волгой сооружена подвесная канатная дорога. На обоих берегах реки установлены огромные, высотой в 75 метров, металлические мачты. Между ними натянуты толстые стальные тросы. По этим тросам плывут в воздухе двухтонные тележки с грузами: камнем, щебнем, песком и другими строительными материалами.
Всего над великой рекой путешествует туда и обратно шестьсот таких тележек. Они отправляются одна за другой через каждые тридцать секунд.
Создание таких больших канатных дорог над водой — заслуга советских инженеров. От строителей воздушных дорог над Волгой потребовалось немало творческой смекалки.