ТЕХНИКА НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА
МАШИНЫ-ЗЕМЛЕКОПЫ
В |
1811 году в Кронштадтском порту появилась невиданная прежде машина. Это была первая в мире паровая многоковшовая землечерпалка, прообраз современных
Рис. 1. Первый экскаватор, работавший на постройке железной дороги между Петербургом и Москвой. |
«^механических лопат» — экскаваторов. Машина была построена на Ижорском заводе по проекту директора Петербургского института инженеров путей сообщения Бетанкура. Она приводилась в действие паровой машиной мощностью в 15 лошадиных сил и успешно работала около 8 лет.
Позднее в России были впервые изготовлены и «сухопутные» экскаваторы. Это были самоходные машины на
Рельсовом ходу. Они также приводились в движение паровой машиной. Вынимаемый ковшами грунт отбрасывался в сторону ленточным транспортёром. Эти экскаваторы работали на постройке Амурской железной дороги. Однако, несмотря на то что Россия была родиной экскаваторо - строения, до Великой Октябрьской социалистической революции механизация земляных работ почти не применялась. На такой большой стройке, как строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, 99,8 процента земляных работ было выполнено вручную. Более десяти тысяч рабочих с помощью лопат, кирок и тачек вынули и уложили в насыпи около 100 миллионов кубических метров грунта. На это потребовалось 8 лет. От непосильного труда погибли тысячи людей.
За годы советской власти коренным образом изменились условия труда и жизни рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На подавляющем большинстве заводов и фабрик машины и механизмы почти совершенно вытеснили ручной труд. В сельском хозяйстве от серпа и конного плуга колхозы уже давно перешли к тракторам, комбайнам и другим высокопроизводительным сельскохозяйственным машинам.
За годы сталинских пятилеток была почти заново создана мощная советская машиностроительная промышленность. Появились самые разнообразные землеройные и землеройно-транспортные машины.
На советских стройках теперь работают «механические лопаты» — экскаваторы — от небольших машин с ковшом в 0,5 кубического метра до шагающих гигантов, забирающих своим ковшом за один приём 15 кубических метров грунта,,т. е. количество земли, которое могло бы заполнить целый железнодорожный вагон! В настоящее время в Советском Союзе спроектированы и ещё более мощные экскаваторы.
Существуют экскаваторы паровые, дизельные, электрические. Некоторые из них работают, как обычная, «прямая» лопата. Вгрызаясь в землю, ковш такого экскаватора делает движение вперёд и вверх. Другие экскаваторы роют ковшом землю не от себя, а, наоборот, загребают её к себе. Бывает и так, что экскаватор состругивает слои земли с помощью особого инструмента — струга.
Экскаваторы разрабатывают котлованы и каналы, возводят насыпи, забивают сваи, корчуют пни. Чтобы выполнять столь разнообразные работы, некоторые типы экскаваторов снабжаются сменным оборудованием. Только что такая машина рыла землю. Но вот потребовалось, чтобы она корчевала пни. Стальные «руки» машины, выбирающие грунт, заменяются новыми, и через несколько часов машина уже выкорчёвывает пни.
Если потребуется, такая машина будет механической лопатой, стругом, снимающим землю слой за слоем, скребком, сдирающим грунт, сваезабойщиком или, наконец, краном для монтажа оборудования.
Машина может преобразовываться несколько раз. У неё в запасе имеется несколько сменных рабочих инструментов, каждый из которых сам представляет сложный механизм.
Экскаватор — одна из сахмых важных машин, заменивших тяжёлый ручной труд землекопов. Но кроме них советские машиностроители создали много и других ма - шин-землекопов.
Достойным членом этого семейства является скрепер. Образно говоря, это как бы гигантский совок, прицепленный к трактору. Своим острым ножом этот совок состругивает толстый слой земли, забирает её в огромный ковш и отвозит к месту выгрузки. Скрепер можно сравнить с гигантским рубанком. Только при работе рубанком! древесная стружка выбрасывается наружу. У скрепера же — наоборот, срезаемый грунт накапливается в ковше.
Наши заводы выпускают несколько типов скреперов — с ёмкостью ковша от 2,25 до 15 кубических метров. Самый маленький из них способен вынуть, перевезти на расстояние в 100 метров и выгрузить две сотни кубометров грунта за смену.
Скреперы относят к классу землеройно-транспортных машин. Они не только копают грунт, но и транспортируют его к месту отвала.
Другой широко распространённой у нас землеройнотранспортной машиной является бульдозер. Он представляет собой мощный трактор с массивным стальным скребком — отвалом. Отвал укреплён впереди трактора и управляется лебёдкой. Будьдозер срезает грунт и перемещает образовавшуюся земляную стружку.
Кроме названных машин-землекопов известны также грейдер-элеваторы и автогрейдеры. Подобно скреперам и бульдозерам эти землеройно-транспортпые машины разрабатывают грунт и выбрасываюг в отвал. Грейдер-элеватор режет грунт, поднимает его вверх и отбрасывает далеко в стороны. Такая машина способна поднять и перебросить более четырёхсот кубических метров грунта в течение одного часа.
Таковы основные типы современных высокопроизводительных машин-землекопов.
Лучшие образцы этих машин работают теперь на Великих стройках, помогая строителям коммунизма в невиданно короткие сроки создавать гигантские сооружения сталинской эпохи.
Познакомимся с этими машинами поближе,